- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике для 1 класса УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа по математике для 1 класса УМК «Начальная школа XXI века»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева Е.М. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа по математике для 1 класса разработана на основании:
- Статьи 9 п.2, статьи 12,13,28 п.36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012,
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом от 6 октября 2009 г. N 373,
- Основной образовательной программы НОО МБОУ «Гимназия № 3» Чистопольского муниципального района РТ, утвержденной приказом от 22.08.2011 г. № 202,
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования,
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2013-2014 учебный год, утвержденного приказом от 22.08.2013г. № 264,
- математическое развитие младшего школьника;
- освоение начальных математических знаний;
- воспитание критичности мышления, интересы к умственному труду.
- использование математических представлений для писания предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;
- формирование основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
- вести поиск информации;
- работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.
В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов. Содержание курса: Первоначальные представления о множествах предметов( 6ч) Отношения между предметами и между множествами предметов(6 ч) Число и счёт(50 ч)
Арифметические действия. Свойства сложения и вычитания(12ч)
Таблица сложения в пределах 10 (32 ч)
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 (16ч)
Осевая симметрия(8 ч)
Резерв(2 ч) В первом классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа (33 учебные недели). 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фаза запуска), 120 часов составляют фазу постановки и решения системы учебных задач, 6 часов отводится на рефлексивную фазу учебного года. В примерной рабочей программе предусмотрено проведение: - самостоятельных работ - 6 ч; - переводных контрольных работ -1 ч; - итоговых интегрированных работ - 1 ч. В содержание программы включены отдельные темы национально-регионального компонента. Реализацию национально-регионального компонента на уроках математики в 1 классе планируется проводить по первому направлению (включая дидактические единицы и модули краеведческой направленности) при составлении и решении задач, содержащих понятия и представления младших школьников о своеобразии и многообразии родного края, способствующих формированию любви к малой Родине и ощущения причастности к ее настоящему и будущему.
Результаты изучения учебного материала. На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач. У семилетнего ребенка развито зрительное и пространственное восприятие, зрительно - моторная координация, общая и мелкая моторика, наглядно - образное мышление, основы логического мышления (операции, классификации, нахождение признака, по которому произведена классификация),определенный уровень дочисловых представлений и уровень общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. К концу обучения в первом классе ученик научится: называть: - предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; - натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; - число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц); - геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар); различать: - число и цифру; - знаки арифметических действий; - круг и шар, квадрат и куб; - многоугольники по числу сторон (углов); - направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх); читать: - числа в пределах 20, записанные цифрами; - записи вида: 3 + 2 = 5, 6 - 4 = 2, 5 · 2 = 10, 9 : 3 = 3; сравнивать: - предметы с целью выявления в них сходства и различий; - предметы по размерам (больше, меньше); - два числа (больше, меньше, больше на, меньше на); - данные значения длины; - отрезки по длине; воспроизводить: - результаты табличного сложения любых однозначных чисел; - результаты табличного вычитания однозначных чисел; - способ решения задачи в вопросно-ответной форме; распознавать: геометрические фигуры; моделировать: - отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками; - ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление); - ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка; характеризовать: - расположение предметов на плоскости и в пространстве; - расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между); - результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»; - предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры); - расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец; анализировать: - текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); - предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения; классифицировать: распределять элементы множеств на группы по заданному признаку; упорядочивать: - предметы (по высоте, длине, ширине); - отрезки в соответствии с их длинами; - числа (в порядке увеличения или уменьшения); конструировать: - алгоритм решения задачи; -несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку,схеме); контролировать: свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки); оценивать: - расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз); - предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); решать учебные и практические задачи: - пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты; - записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль; - решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие); - измерять длину отрезка с помощью линейки; - изображать отрезок заданной длины; - отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке; - выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки); - ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию. К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться: сравнивать: разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема; воспроизводить: способ решения арифметической задачи или любой учебной задачи в виде связного устного рассказа; классифицировать: определять основные классификации; обосновывать: приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий; контролировать деятельность: осуществлять взаимопроверку выполняемого задания при работе в парах; решать учебные и практические задачи: - преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями; - использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях; - выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур; - составлять фигуры из частей; - разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями; - изображать на бумаге треугольник с помощью линейки; - находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей); - определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей; - представлять заданную информацию в виде таблицы; - выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
Учебно-методический комплект: допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования и представлен следующими учебными пособиями:
- Учебник: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана - Граф, 2011
- Рабочие тетради: Е.Э. Кочурова Математика №1,2,3 для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана - Граф, 2013.
- Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : дидактические материалы : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. - М. : Вентана-Граф, 2012.
- Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : методика обучения / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе - М. : Вентана-Граф, 2013.
- Кочурова, Е. Э. Я учусь считать. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. Э. Кочурова. - М. : Вентана-Граф, 2013.
Информационное обеспечение:
- Математика 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Учебные презентации
Учебно-тематическое планирование по математике
(4 раза в неделю, 132 ч в год )
№ п/п
Темы урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды учебной деятельности учащихся
Виды контроля
Планируемый результат
Дата проведения
план
факт
1-2.
Сравнение предметов.
2
Изучение нового
Сравнение предметов по размеру и форме
Текущий
Уметь сравнивать с целью выявления их сходства и различия
2.09
3.09
3.
Слева направо. Справа налево.
1
Изучение нового
Установление пространственных отношений
Текущий
Уметь ориентироваться
4.09
4.
Знакомимся с таблицей.
1
Изучение нового
Различение строк и столбцов
Текущий
Уметь читать таблицу
6.09
5.
Различие понятий «внутри», «вне».
1
Изучение нового
Установление пространственных отношений
Текущий
Уметь ориентироваться
9.09
6-7.
Числа и цифры.
2
Изучение нового
Знакомства с цифрами
Текущий
Знать последовательность чисел
10.09
11.09
8-9.
Конструируем.
2
Комплексный
Взаимное расположение предметов
Текущий
Уметь подбирать части, детали
13.09
16.09
10-11.
Готовимся выполнять сложение.
2
Изучение нового
Знакомство со знаком +
Текущий
Уметь определять способ действия
17.09
18.09
12.
Диагностическое обследование.
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
20.09
13.
Треугольник.
1
Комплексный
Определение сторон треугольника
Текущий
Уметь показывать углы и стороны
23.09
14.
Прямоугольник.
1
Комплексный
Классифицировать фигуры
Текущий
Уметь сравнивать геом.фигуры
24.09
15.
Вправо. Влево.
1
Комплексный
Моделирование расположения объектов
Текущий
Уметь описывать местоположение предмета
25.09
16-17.
Готовимся выполнять вычитание
2
Изучение нового
Знакомство со знаком «-»
Текущий
Уметь определять способ действия
27.09
30.09
18-19.
Понятия «больше на…», «меньше на…».
2
Изучение нового
Сравнение групп предметов
Текущий
Уметь использовать терминологию
1.10
2.10
20-21.
Готовимся решать задачи.
2
Изучение нового
Решение задач с опорой на рисунок
Текущий
Выбирать способ решения задачи
4.10
7.10
22-23.
Складываем числа.
2
Изучение нового
Устные вычисления с числами
Текущий
Уметь складывать по линейке
8.10
9.10
24-25.
Вычитаем числа.
2
Изучение нового
Устные вычисления с числами
Текущий
Уметь вычитать по линейке
11.10
14.10
26.
Закрепление. Числа и цифры.
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
15.10
27.
Состав чисел 2,3,4,5.
1
Изучение нового
Представление числа в виде суммы
Текущий
Знать состав чисел 2,3.4,5
16.10
28.
Число и цифра 0.
1
Изучение нового
Получение и обозначение числа 0
Текущий
Уметь записывать цифры заданной последовательности
18.10
29.
Сантиметр.
1
Изучение нового
Нахождение длин отрезков
Текущий
Знать единицы длины
21.10
30.
Измеряем длину в сантиметрах. Состав чисел 6-9
1
Комплексный
Измерение длин сторон предметов
Текущий
Иметь практический навык измерения. Знать состав чисел 6-9
22.10
31.
Увеличение и уменьшение числа на 1.
1
Изучение нового
Увеличение и уменьшение числа на 1.
Текущий
Знать правило
23.10
32.
Увеличение и уменьшение числа на 2.
1
Изучение нового
Увеличение и уменьшение числа на 2.
Текущий
Использовать математическую терминологию
25.10
33.
Число 10.
1
Комплексный
Состав числа 10
Текущий
Знать состав числа 10
28.10
34.
Измеряем длину в дециметрах.
1
Комплексный
Измеряем длину в дециметрах.
Текущий
Различать см и дм
29.10
35.
Многоугольник.
1
Изучение нового
Моделирование многоугольника
Текущий
Называть геом.фигуры
30.10
36.
Знакомимся с задачей.
1
Изучение нового
Деление задачи на условие, решение, вопрос.
Текущий
Знать части задач
1.11
37-38.
Решаем задачи.
2
Изучение нового
Анализ и решение задач
Текущий
Находить и выбирать способ решения задачи
11.11
12.11
39-40.
Числа от 11 до 20.
2
Изучение нового
Образование чисел от 11 до 20
Текущий
Уметь читать и записывать числа от 11 до 20
13.11
15.11
41.
Измеряем длину в дм. и см.
1
Комплексный
Измеряем длину в дм. и см.
Текущий
Уметь сравнивать длину
18.11
42.
Составляем задачи.
1
Изучение нового
Составление задачи.
Текущий
Уметь дополнять задачи, недостающими данными
19.11
43.
Числа от 1 до 20.
1
Закрепление
Составление числовых последовательностей
Текущий
Уметь записывать арифметические действия
20.11
44-45.
Готовимся выполнять умножение.
2
Изучение нового
Значение умножения
Текущий
Использовать математическую терминологию
22.11
25.11
46.
Составляем и решаем задачи.
1
Закрепление
Составляем и решаем задачи.
Текущий
Находить и выбирать способ решения задачи
26.11
47.
Числа от 1 до 20.
1
Закрепление
Составление числовых последовательностей
Текущий
Уметь записывать арифметические действия
27.11
48-49.
Умножаем числа.
2
Изучение нового
Уточнение смысла действия умножения
Текущий
29.11
2.12
50-51.
Решаем задачи.
2
Закрепление
Решение задач.
Текущий
Находить и выбирать способ решения задачи
3.12
4.12
52.
Закрепление «Числа от1 до 20 ».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
6.12
53.
Верно ли, что ..?
1
Закрепление
Анализ ошибок
Текущий
Прогнозировать результат
9.12
54.
Готовимся выполнять деление.
1
Изучение нового
Смысл действия деления
Текущий
Практически выполнять деление
10.12
55-56.
Делим числа.
2
Изучение нового
Уточнение смысла действия деления
Текущий
Практически выполнять деление
11.12
13.12
57.
Сравниваем.
1
Изучение нового
Знакомство со знаками < , >
Текущий
Уметь записывать знаки
16.12
58.
Работаем с числами.
1
Закрепление
Установление связи вычитания со сложением
Текущий
Знать состав чисел от 3 до10
17.12
59.
Решаем задачи.
1
Закрепление
Решение задач.
Текущий
Находить и выбирать способ решения задачи
18.12
60.
Контрольная работа «Свойства сложения».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
20.12
61.
Работа над ошибками. Решаем задачи.
1
Закрепление
Анализ ошибок
Текущий
Уметь выполнять проверку
23.12
62-63.
Складываем и вычитаем числа.
2
Закрепление
Складываем и вычитаем числа.
Текущий
Уметь выбирать арифметическое действие
24.12
10.01
64.
Умножаем и делим числа.
1
Изучение нового
Умножаем и делим числа.
Текущий
Уметь выбирать арифметическое действие
13.01
65-66.
Перестановка чисел при сложении.
2
Изучение нового
Сравнение разных способов вычислений
Текущий
Уметь складывать числа в любом порядку
14.01
15.01
67.
Шар.
1
Изучение нового
Распознавание геометрического тела
Текущий
Уметь соотносить реальные предметы с моделями
17.01
68.
Куб.
1
Изучение нового
Распознавание геометрического тела
Текущий
Уметь соотносить реальные предметы с моделями
20.01
69-70.
Сложение с числом 0.
2
Изучение нового
Сложение с числом 0.
Текущий
Уметь выполнять сложение с числом 0
21.01
22.01
71-72.
Свойства вычитания.
2
Изучение нового
Исследовать свойства вычитания
Текущий
Уметь применять свойства вычитания при выполнении вычислений
24.01
27.01
73-74.
Вычитание числа 0.
2
Изучение нового
Вычитание числа 0.
Текущий
Уметь вычитать число 0
28.01
29.01
75.
Контрольная работа «Свойства вычитания».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
31.01
76-77.
Деление на группы по несколько предметов. Работа над ошибками.
2
Закрепление
Анализ допущенных ошибок
Текущий
Уметь практически делить на группы по нескольку предметов
3.02
4.02
78-79.
Сложение с числом 10.
2
Изучение нового
Сложение с числом 10.
Текущий
Уметь складывать с числом 10
5.02
7.02
80-81.
Прибавление и вычитание числа 1.
2
Изучение нового
Прибавление и вычитание числа 1.
Текущий
Уметь прибавлять и вычитать число 1
10.02
11.02
82-83.
Прибавление числа 2.
2
Изучение нового
Прибавление числа 2.
Текущий
Уметь прибавлять число 2
12.02
14.02
84-85.
Вычитание числа 2.
2
Изучение нового
Вычитание числа 2.
Текущий
Уметь вычитать число 2
24.02
25.02
86.
Контрольная работа «Сложение с числом 10».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
26.02
87-88.
Прибавление числа 3. Работа над ошибками.
2
Закрепление
Прибавление числа 3.
Текущий
Уметь прибавлять число 3
28.02
3.03
89-90
Вычитание числа 3.
2
Изучение нового
Вычитание числа 3.
Текущий
Уметь вычитать число 3
4.03
5.03
91-92.
Решение задач.
2
Изучение нового
Решение задач.
Текущий
Уметь объяснять ход решения задачи
7.03
10.03
93-94.
Прибавление числа 4.
2
Изучение нового
Прибавление числа 4.
Текущий
Уметь прибавлять число 4
11.03
12.03
95-96.
Вычитание числа 4.
2
Изучение нового
Вычитание числа 4.
Текущий
Уметь вычитать число 4
14.03
17.03
97.
Контрольная работа за III четверть.
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
18.03
98.
Работа над ошибками. Решение задач.
1
Закрепление
Анализ ошибок
Текущий
Использовать различные приёмы проверки
19.03
99-100.
Прибавление и вычитание числа 5.
2
Изучение нового
Определение способа прибавления и вычитания
Текущий
Уметь прибавлять и вычитать число 5
20.03
21.03
101-102.
Прибавление и вычитание числа 6.
2
Изучение нового
Определение способа прибавления и вычитания
Текущий
Уметь прибавлять и вычитать число 6
1.04
2.04
103-104.
Сравнение чисел.
2
Изучение нового
Выведение правила сравнения чисел
Текущий
Уметь сравнивать числа
4.04
8.04
105-106
Сравнение. Результат сравнения.
2
Закрепление
Нахождение результата сравнения
Текущий
Уметь сравнивать числа
7.04
8.04
107-108.
На сколько больше или меньше.
2
Изучение нового
Правило сравнения чисел
Текущий
Знать правило сравнения чисел
10.04
11.04
109-110.
Увеличение числа на несколько единиц.
2
Изучение нового
Увеличение числа на несколько единиц.
Текущий
Уметь называть число, больше данного на несколько единиц
14.04
15.04
111-112.
Уменьшение числа на несколько единиц.
2
Изучение нового
Уменьшение числа на несколько единиц.
Текущий
Уметь называть число, меньше данного на несколько единиц
16.04
18.04
113.
Контрольная работа «Сравнение чисел».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
21.04
114.
Работа над ошибками. Решение задач.
1
Закрепление
Анализ ошибок
Текущий
Использовать различные приёмы проверки
22.04
115-116.
Прибавление чисел 7,8,9.
2
Изучение нового
Выполнять табличное прибавление изученными приёмами
Текущий
Воспроизводить по памяти результаты табличных случаев прибавления
23.04
25.04
117-118.
Вычитание чисел 7,8,9.
2
Изучение нового
Выполнять табличное вычитание изученными приёмами
Текущий
Воспроизводить по памяти результаты табличных случаев вычитания
28.04
29.04
119-120.
Сложение и вычитание. Скобки.
2
Изучение нового
Порядок выполнения действий в записях со скобками
Текущий
Применять правило выполнения действий в выражениях со скобками
30.04
2.05
121.
Контр. работа «Табличные случаи прибавления и вычитания чисел».
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
5.05
122.
Работа над ошибками. Зеркальное отражение предметов.
1
Закрепление
Анализировать ошибки
Текущий
Знать табличные случаи сложения и вычитания
6.05
123-124.
Симметрия.
2
Изучение нового
Действовать по заданному плану
Текущий
Уметь находить симметрию в предметах
7.05
9.05
125-126.
Оси симметрии фигуры.
2
Изучение нового
Изображение фигуры, симметричной данной
Текущий
Уметь изображать ось симметрии
12.05
13.05
127-128.
Решение задач.
2
Закрепление
Запись решения задач в два действия.
Текущий
Уметь объяснять ход решения задачи
14.05
16.05
129.
Итоговая контрольная работа.
1
Обобщение
Контролировать собственные действия
Фронтальный
Уметь применять полученные знания
19.05
130-132
Повторение.
3
Закрепление
Моделировать изученные арифметические зависимости
Текущий
Использовать различные приёмы проверки
20.05
21.05
23.05