- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению Н. Н. НосовНа горке (3 класс)
Урок по литературному чтению Н. Н. НосовНа горке (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова О.Н. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Цель: создание условий для освоения обучающимися литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для "проникновения" в художественный текст и развития навыков чтения, воображения и творческих способностей; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования нравственного сознания и чувства.
Задачи урока: образовательные:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Оборудование: Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Экранно-звуковые пособия: презентация «На горке» Н. Носов
Ход урока
1 .Организационный этап Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать секреты литературы.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Старанье ваше всем покажет
Каким он будет наш урок!
-Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Что надо для этого сделать? Что можете сделать? Что вы хотите сделать? ( Прогнозирование. Постановка целей урока). -Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли? (Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»)
2. Актуализация знаний.
Урок начнем с речевой разминки
Работа над скороговоркой.
Слайд 1
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке
А Маруся не каталась-
В снег упасть она боялась.
- Какое слово придает скороговорке веселое настроение?
(Весело).
- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,
-
Читаем глазами.
-
А теперь шепотом.
-
Немного громче.
-
Еще громче.
-
А теперь читаем громко и быстро.
- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека).
- Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает это стихотворение? (1-2 человека).
- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведения. -Ребята, а как вы думаете, прежде чем кататься с горки, что надо сделать?
3 Постановка учебной проблемы. - Чем были заняты дети в нашей скороговорке? ( Проблемное обоснование урока) - А вы любите кататься с горки? -Ребята, а как вы думаете, прежде чем кататься с горки, что надо сделать? - В какое время года можно построить горку? Почему? (Выскажите свои мысли, предположения). -А сейчас закройте глаза, и представьте. Что вы оказались во дворе, среди этих ребят (звучит аудиозапись отрывка из рассказа Н.Н.Носова «На горке»).
4. Формулирование проблемы, планирование. - Как вы думаете, о чем будет произведение, которое мы будем читать? Кто автор данного произведения? ( Обучающиеся высказывают свои предположения). -Чем решили заняться ребята? -Как вам выяснить, правы вы или нет? - Как узнать, чья версия правильная? Что для этого нужно сделать? - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. (Разгадывают анаграмму, объясняют способ отгадки)
Слайд 2 Анаграмма АН КЕГОР
- На горке. - Произведение называется «На горке».
- Произведение какого писателя мы с вами будем читать? - Чтобы ответить на данный вопрос откройте учебник на с.119 - Назовите тему нашего урока. - «На горке » Н.Н. Носова. Сформулируйте учебные задачи. ( Формулируют учебные задачи)
- Познакомиться с автором произведения.
- Прочитать произведение. Определить жанр.
- Узнать главных героев рассказа.
- Оценить поступки героев.
- Определить жанр.
- Сделать вывод из прочитанного.
- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы? Почему?
5. Открытие нового знания - Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?
1)Знакомство с автором. Слайд 3
2)Словарная работа. Слайд 4
- Прежде чем мы познакомимся с произведением Н Носова «На горке», давайте проведем словарную работу со словами, которые встретятся в тексте. - Работа над чтением трудных слов и толкование лексического значения новых слов. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом. ( Слова на отдельных карточках, Толковый словарь). - Сгре-ба-ли сгребали. - Что значит сгребали? (Собирали в одну кучу). - Сва-ли-ва-ли сваливали. - Тру-дя-тся трудятся. - Скольз-ка-я скользкая. - На-пор-тил напортил. -Фа-нер-ка фанерка - Что значит напортил? (Сломал). - Чет-ве-рень-ки четвереньки. - Двор-ниц-ка-я дворницкая. Какие из данных слов вам не знакомы, вызвали затруднения?
(Осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы) - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»? Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стаять, ходить. Подняться с четверенек. Дворницкая - помещение для дворника. 3)Первичное чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.- К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки. ( Это рассказ, так как признаки рассказа:
-
Повествовательность.
-
Небольшой объём.
-
Небольшое количество героев.
-
Описание одного сюжета.
- Понравился ли вам рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас?
- Была ли в вашей жизни подобная ситуация?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя тогда повели?
-Выскажите свои мысли.
Физ. минутка. Во дворе. Раз, два, раз, два Начинается игра. Разгребаем снег лопатой, Строим горку во дворе. Белой и пушистой ватой Двор украшен в декабре. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра! 4)Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста. Отвечают на вопросы, находя ответ в тексте).
- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
- Что делали ребята?
- Найдите и прочитайте, как они строили горку.
- А что делал Котька, когда ребята трудились?
- Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
- Какой он? (Хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Найдите и прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
- Что из этого вышло? Найдите и прочитайте.
- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
Прочитайте их слова.
- Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
- Понравилось ли Котьке работать?
- Подтвердите словами из текста…
Физкультминутка
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь.
Тихо, тихо, не шуметь!
5)Деление текста на части, составление плана, пересказ
- Художник нарисовал к этому рассказу иллюстрации. Рассмотрите их.
(на стр.120 учебника) - Что изображено на них?
- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
- Расположите иллюстрации в порядке того, как развивались события.
-. Работа в парах. (Обсуждают и выполняют задание) - Каких картинок не хватает? ( Не хватает рисунков: как Котька сидел дома и не помогал ребятам, смотрел из окна; как Котька трудился). Слайд 5
- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждый рисунок. Работа в парах (Работают самостоятельно). Проверяем. - Попробуйте пересказать текст в паре, используя картинный план. (Пересказывают текст в паре).
План
-
Строительство горки ребятами.
-
Хитрец на скользкой горке.
-
Котька посыпает горку песком.
-
Ребята заставили товарища работать.
- Котьке понравилось трудиться.
-
Целый день ребята трудились - строили горку во дворе.
-
А Котька Чижов из 6 квартиры - хитрый какой!
3. Коньки-то по песку не едут!
4. Бери сейчас же лопату!
5. А Котьке так работать понравилось…
6. Применение нового знания
Творческая работа в группах.
I группа «Редакторы»
Работа с пословицами. «Собрать пословицы» (работа на интерактивной доске)
Проверка
1. Поспешишь - людей насмешишь.
2. Умел ошибиться, умей и поправиться.
3. Семь раз отмерь, а один отрежь. - Прочитайте пословицы. - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:
- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 2?
- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
II группа «Фантазеры» - С каким произведением мы познакомились на уроке? ( Мы сегодня на уроке читали рассказ Н. Носова «На горке»). -Кто был главным героем? - Каким стал Котька? Подумайте и выберите нужные определения. (Работа на интерактивной доске)
Котька:
Умный, веселый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, ленивый, вредный, добрый.
-Какой можно сделать вывод? Вывод: Котька сначала был ленивым, а потом ему понравилось трудиться.
III группа «Театральная»
Инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «На горке».
- Как вы считаете, справилась ли со своей ролью театральная группа?
-Что необходимо, чтобы правильно передать слова героев?
- Какие средства речи вы использовали для того чтобы правильно передать слова героев?
IV группа «Психологи»
-Поднимитесь к вершине горки, расположив черты характера в нужном порядке. ( Лень, зависть, зло, дружба, трудолюбие)
Работа на интерактивной доске (горка)
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
Вывод: значит с горки можно не только спускаться, но и подниматься к вершинам.
- Как вы думаете, изменился ли Котька?
-Каких вершин ему удалось достичь? (трудолюбие)
- Кто помог ему стать лучше? (друзья, товарищи)
-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание.
Слайд 6
Чтобы:
- Развеселить читателя.
- Подшутить над кем-нибудь.
- Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
- Разбудить фантазию.
- Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
- Оцените свою работу. Закончи мысль. (Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли). Слайд 7
- На уроке я узнал… (- На уроке я узнал, что Н. Носов написал рассказ «На горке»).
- На этом уроке я похвалил бы себя за… (На этом уроке я похвалила бы себя за прекрасную работу с текстом).
- После урока мне захотелось… (- После урока мне захотелось пересказать маме текст, используя картинный план).
- Сегодня я сумел… (Сегодня я сумел внимательно слушать чтение рассказа.
Белая - кто доволен и все понял
голубая - кто не все понял над чем работали
сиреневая - многое непонятно.
8. Дифференцированное домашнее задание
а) подготовиться к выразительному чтению;
б) подготовить пересказ рассказа, используя картинный или цитатный план
в) подготовить рассказ от лица Котьки (в учебнике с. 122 вопрос 5)