Урок по литературному чтению Н. Н. НосовНа горке (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Предмет: литературное чтение. Тема: Н.Н.Носов "На горке". Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: создание условий для освоения обучающимися литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для "проникновения" в художественный текст и развития навыков чтения, воображения и творческих способностей; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования нравственного сознания и чувства.
Задачи урока: образовательные:
  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Оборудование: Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска Экранно-звуковые пособия: презентация «На горке» Н. Носов

Ход урока

1 .Организационный этап Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать секреты литературы.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Старанье ваше всем покажет

Каким он будет наш урок!

-Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Что надо для этого сделать? Что можете сделать? Что вы хотите сделать? ( Прогнозирование. Постановка целей урока). -Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. - Почему это важно? Выскажите свои мысли? (Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»)
2. Актуализация знаний.

Урок начнем с речевой разминки

Работа над скороговоркой.

Слайд 1Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)

Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке

А Маруся не каталась-

В снег упасть она боялась.

- Какое слово придает скороговорке веселое настроение?

(Весело).

- А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки,

  • Читаем глазами.

  • А теперь шепотом.

  • Немного громче.

  • Еще громче.

  • А теперь читаем громко и быстро.

- Как можно прочитать скороговорку от лица человека, который насмехается над Марусей? Прочитайте. (1-2 человека).

- Мы встретили вежливого человека. Он пожалел Марусю. Как он прочитает это стихотворение? (1-2 человека).

- Мы не зря читали скороговорки разными интонациями, это нам пригодится для чтения произведения. -Ребята, а как вы думаете, прежде чем кататься с горки, что надо сделать?
3 Постановка учебной проблемы. - Чем были заняты дети в нашей скороговорке? ( Проблемное обоснование урока) - А вы любите кататься с горки? -Ребята, а как вы думаете, прежде чем кататься с горки, что надо сделать? - В какое время года можно построить горку? Почему? (Выскажите свои мысли, предположения). -А сейчас закройте глаза, и представьте. Что вы оказались во дворе, среди этих ребят (звучит аудиозапись отрывка из рассказа Н.Н.Носова «На горке»).
4. Формулирование проблемы, планирование. - Как вы думаете, о чем будет произведение, которое мы будем читать? Кто автор данного произведения? ( Обучающиеся высказывают свои предположения). -Чем решили заняться ребята? -Как вам выяснить, правы вы или нет? - Как узнать, чья версия правильная? Что для этого нужно сделать? - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. (Разгадывают анаграмму, объясняют способ отгадки)
Слайд 2 Анаграмма АН КЕГОР

- На горке. - Произведение называется «На горке».
- Произведение какого писателя мы с вами будем читать? - Чтобы ответить на данный вопрос откройте учебник на с.119 - Назовите тему нашего урока. - «На горке » Н.Н. Носова. Сформулируйте учебные задачи. ( Формулируют учебные задачи)

  • Познакомиться с автором произведения.
  • Прочитать произведение. Определить жанр.
  • Узнать главных героев рассказа.
  • Оценить поступки героев.
  • Определить жанр.
  • Сделать вывод из прочитанного.


- Как вы думаете, чтобы добиться верного результата, надо ли соблюдать план работы? Почему?
5. Открытие нового знания - Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?

1)Знакомство с автором. Слайд 3

Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)

2)Словарная работа. Слайд 4


- Прежде чем мы познакомимся с произведением Н Носова «На горке», давайте проведем словарную работу со словами, которые встретятся в тексте. - Работа над чтением трудных слов и толкование лексического значения новых слов. - Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом. ( Слова на отдельных карточках, Толковый словарь). - Сгре-ба-ли сгребали. - Что значит сгребали? (Собирали в одну кучу). - Сва-ли-ва-ли сваливали. - Тру-дя-тся трудятся. - Скольз-ка-я скользкая. - На-пор-тил напортил. -Фа-нер-ка фанерка - Что значит напортил? (Сломал). - Чет-ве-рень-ки четвереньки. - Двор-ниц-ка-я дворницкая. Какие из данных слов вам не знакомы, вызвали затруднения?

(Осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы) - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»? Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стаять, ходить. Подняться с четверенек. Дворницкая - помещение для дворника. 3)Первичное чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.- К какому жанру относится это произведение? Назовите его признаки. ( Это рассказ, так как признаки рассказа:

  • Повествовательность.

  • Небольшой объём.

  • Небольшое количество героев.

  • Описание одного сюжета.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление произвел на вас?

- Была ли в вашей жизни подобная ситуация?

- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя тогда повели?

-Выскажите свои мысли.


Физ. минутка. Во дворе. Раз, два, раз, два Начинается игра. Разгребаем снег лопатой, Строим горку во дворе. Белой и пушистой ватой Двор украшен в декабре. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра! 4)Беседа по содержанию. Выборочное чтение. (Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста. Отвечают на вопросы, находя ответ в тексте).

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
- Что делали ребята?
- Найдите и прочитайте, как они строили горку.
- А что делал Котька, когда ребята трудились?
- Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
- Какой он? (Хитрый)
- Что произошло, когда ребята ушли обедать?
- Найдите и прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
- Что из этого вышло? Найдите и прочитайте.
- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

Прочитайте их слова.

- Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)
- Понравилось ли Котьке работать?
- Подтвердите словами из текста…
Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

5)Деление текста на части, составление плана, пересказ

- Художник нарисовал к этому рассказу иллюстрации. Рассмотрите их.

(на стр.120 учебника) - Что изображено на них?

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Расположите иллюстрации в порядке того, как развивались события.

-. Работа в парах. (Обсуждают и выполняют задание) - Каких картинок не хватает? ( Не хватает рисунков: как Котька сидел дома и не помогал ребятам, смотрел из окна; как Котька трудился). Слайд 5

Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)

Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс)

- У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждый рисунок. Работа в парах (Работают самостоятельно). Проверяем. - Попробуйте пересказать текст в паре, используя картинный план. (Пересказывают текст в паре).

План

  • Строительство горки ребятами.

  • Хитрец на скользкой горке.

  • Котька посыпает горку песком.

  • Ребята заставили товарища работать.

  • Котьке понравилось трудиться.
-Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план - цитатный. - Кто сможет сказать значение слова цитата? - Где можем узнать значение этого слова? - Можем посмотреть в толковом словаре? Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. - Ребята, у вас на столе есть конверты. Каждой группе предлагается один из эпизодов (необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. Придумать название данной части). Проверка Примерный план:
  1. Целый день ребята трудились - строили горку во дворе.

  2. А Котька Чижов из 6 квартиры - хитрый какой!

3. Коньки-то по песку не едут!

4. Бери сейчас же лопату!

5. А Котьке так работать понравилось…

6. Применение нового знания

Творческая работа в группах.

I группа «Редакторы»

Работа с пословицами. «Собрать пословицы» (работа на интерактивной доске)

Проверка

1. Поспешишь - людей насмешишь.

2. Умел ошибиться, умей и поправиться.

3. Семь раз отмерь, а один отрежь. - Прочитайте пословицы. - Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 2?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

II группа «Фантазеры» - С каким произведением мы познакомились на уроке? ( Мы сегодня на уроке читали рассказ Н. Носова «На горке»). -Кто был главным героем? - Каким стал Котька? Подумайте и выберите нужные определения. (Работа на интерактивной доске)

Котька:

Умный, веселый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, ленивый, вредный, добрый.

-Какой можно сделать вывод? Вывод: Котька сначала был ленивым, а потом ему понравилось трудиться.

III группа «Театральная»

Инсценировка отрывка из рассказа Н.Носова «На горке».

- Как вы считаете, справилась ли со своей ролью театральная группа?

-Что необходимо, чтобы правильно передать слова героев?

- Какие средства речи вы использовали для того чтобы правильно передать слова героев?

IV группа «Психологи»

-Поднимитесь к вершине горки, расположив черты характера в нужном порядке. ( Лень, зависть, зло, дружба, трудолюбие)

Работа на интерактивной доске (горка)

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

Вывод: значит с горки можно не только спускаться, но и подниматься к вершинам.

- Как вы думаете, изменился ли Котька?

-Каких вершин ему удалось достичь? (трудолюбие)

- Кто помог ему стать лучше? (друзья, товарищи)

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание.

Слайд 6

Чтобы:

  • Развеселить читателя.
  • Подшутить над кем-нибудь.
  • Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
  • Разбудить фантазию.
  • Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
- Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? На все ли задачи удалось найти ответ? - Что нового открыли для себя на уроке? - Какие трудности испытывали? - Как их преодолевали?

- Оцените свою работу. Закончи мысль. (Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли). Слайд 7

  • На уроке я узнал… (- На уроке я узнал, что Н. Носов написал рассказ «На горке»).
  • На этом уроке я похвалил бы себя за… (На этом уроке я похвалила бы себя за прекрасную работу с текстом).
  • После урока мне захотелось… (- После урока мне захотелось пересказать маме текст, используя картинный план).
  • Сегодня я сумел… (Сегодня я сумел внимательно слушать чтение рассказа.
Урок по литературному чтению Н.Н.НосовНа горке (3 класс) А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Белая - кто доволен и все понял

голубая - кто не все понял над чем работали

сиреневая - многое непонятно.

8. Дифференцированное домашнее задание

а) подготовиться к выразительному чтению;

б) подготовить пересказ рассказа, используя картинный или цитатный план

в) подготовить рассказ от лица Котьки (в учебнике с. 122 вопрос 5)











© 2010-2022