Проектная задача по русскому языку Тайна заветного сундучка, 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная задача

«Тайна заветного сундучка»

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: Состав слова

Цель:

  • выявить степень осознанности действий учащихся и уровень овладения способами самоконтроля при решении орфографических задач по теме «Состав слова»,

  • отследить степень сформированности навыков групповой работы.

Дорогие ребята!

Вам всем известны сказочные герои из сказки С.В. Михалкова «Три поросёнка». Кто помнит, как их зовут? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф). При строительстве общего дома они обнаружили клад - волшебный сундучок. А кто его хозяин не знают. Взяли они сундучок и пошли по белу свету искать хозяина. Выполнив все задания, вы сможете разгадать его тайну. Проектная задача по русскому языку Тайна заветного сундучка, 3 класс

Задание 1.

А было это осенью. Вокруг стояли необычайно красивые деревья, журавли, курлыча, улетали на юг. Остановились Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф, засмотрелись на эту красоту. Неожиданно листья заплясали в воздухе. «Летят, летят, изукрашенные грамоты, неведомо от кого неведомо кому». Большущий кленовый лист опустился к ногам Ниф-Нифа. Глянул, а на нём слова. Стал читать - не может понять! Помогите Ниф-Нифу прочитать, что было написано на листе. Но для этого вам придётся вспомнить изученные правила орфографии.

Кузька!

Куда ты прапал? Цел - невредим ли? Все дамовята: и бутеня, и дет папила, и вуколочька, и афонкасадонькой вспоминают тебя, скучяют и ждут. Когда ты вернёшься в нашу деривенку!

Кому адресовано письмо? Кто такой Кузька?

Задание 2.

На руки Нуф-Нуфу упал л..сток, на котором была нарисована деревня Кузьки. Никак не могут они вспомнить, откуда ветер принёс этот л..сток, в какую сторону им идти. Стали перебирать «родственников» этого слова. Может, они им помогут?

А вы сами можете назвать эти родственные слова? Как вы обозначите домик, в котором живёт корень этих слов?

Задание 3.

Перебирая «родственников», наши друзья дошли до домика Бабы - Яги. Остался у неё Кузька на всю зиму. Ел да спал, спал да ел. Толстел, скучал да и про сундучок свой забыл. Согласилась Баба - Яга отпустить Кузьку, если три поросёнка справятся с заданием. Помогите им выполнить задание.

В каких из этих пословиц упоминается не тот, кто в остальных?

… бояться - в лес не ходить.

С … жить - по волчьи выть.

За двумя… погонишься - ни одного не поймаешь.

Работа не … - в лес не убежит.

…ноги кормят.

В оставшихся пословицах употребляются однокоренные слова?

Задание 4.

Прибежали три поросёнка и Кузька к болоту. Стали пробираться через него. Но кикиморы встретились на их пути. Старшая из них закинула сундучок на сук длинной сухой коряги. Сколько ни прыгай - не достать. Хотели обратиться к двум лягушатам, но те наперебой кричали и делили слова, которые им дал учитель, горошинка, кувшинка, жемчужинка, малинка, снежинка между собой. Увидели их лягушки и попросили помочь, справиться с этой задачей.

Кузька разделил эти слова так:

Горошинка кувшинка

жемчужинка малинка

снежинка

Лешонок:

горошинка кувшинка

жемчужинка малинка

снежинка

Как вы считаете, кто правильно справился с заданием? Докажите.

Разберите по составу слова кувшинка и снежинка.

Задание 5.

Лягушата обратились к Водяному, но кикморы ни Водяному, ни лягушатам, ни Медведю с Лисой, которые хотели заступиться за Кузьку и трёх поросят, не отдали сундучок. Стали кикиморы баловаться, озорничать, кидаться грязью. Кидаются комьями, а они из твердых превращаются в твёрд(енк, еньк, инк, иньк)ие,

круглые - в кругл(енк, еньк, инк, иньк)ие,

мягкие - в мяг(онк, оньк)ие,

грязные - в грязн(енк, еньк, инк, иньк)ие.

Какими комьями кидались кикиморы?

Задание 6.

Весна вступила в свои права. Проснулись звери, прилетели птицы, ожили травы. Вернулись домой три поросёнка и Кузька. Радостью наполнился лес, речушки, озёра. Все шутили, смеялись. Дед Диодох, который очень соскучился по Кузьке, сощурив глаз, задал хитрые вопросы обитателям леса, речки, болота. Живое обсуждение прерывалось удивлёнными восклицаниями.

А как бы вы ответили на вопросы деда Диодоха?

 Как из маленького хвостика сделать большой?

 Можно ли рыбу превратить в человека?

 Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?

Задание 7.

Три поросёнка, посмотрев на сундучок, который всё это время излучал яркий свет, спросили у Кузьки, какую тайну скрывает этот сундучок? Кузька ответил, «Чтобы разгадать тайну, необходимо подобрать ключик к сундучку. Но для этого нужно произнести считалку. К сожалению, я её подзабыл. Вот она.

За морями, за…

За … лесами,

На пригорке …

На дверях висит замок.

Ты за…иди

И замочек…»

А вы, ребята, знаете, как звучит эта считалочка? Прочитайте её.

Задание 8.

И вот мы открываем сундучок! На дне его записка на неизвестном языке.

Зайчиха - орокс

Зайчонок - э оро

Волк - муф

Волчонок - э муф

Слониха - цабекс

Как на этом языке будут называться заяц, волчица, слон, слонёнок?

Помните, ребята, как Кузька объяснил, почему сундучок волшебный. Если положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам сочинит и расскажет сказку.

Вы были свидетелями и участниками событий, связанных с Кузькой. Но рисовать Кузька не умеет. Какими вы представляете Кузьку и его новых друзей Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа?

Нарисуйте сказочных героев.



© 2010-2022