- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России»)
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России»)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова М.М. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
(УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов : Сидорова Марина Михайловна
Тип урока: изучение нового материала Цель: формировать представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка. Задачи урока , направленные на достижение результатов: Личностных - формирование положительного отношения к обучению, потребности вслушиваться в родной язык, внимательного отношения к слову, основ этики; Метапредметных:
- регулятивные - формирование навыков целеполагания, самоанализа и коррекции действий;
- познавательные - иметь представление о многозначных словах, уметь подбирать слова близкие и противоположные по смыслу;
Ход урока
Этапы урока
Задания для достижения планируемых результатов
УУД
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний.
Подведение к теме урока
V.Физминутка по методике Базарнова.
Демонстрация
итогов проектной деятельности
IV. Работа по теме урока.
Физ.минутка
VI. Этап примене-ния новых знаний.
VII. Закрепле-ние изучен-
ного материала.
VIII. Рефлексия
IX. Подве-
дение
итогов
урока. -Ребята, послушайте стихотворение и скажите чем мы будем заниматься на уроке : закреплением или изучением нового материала ? Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, стараемся Ни минуты не теряем Всё запоминаем. -Чему будет посвящён урок? (Изучению нового материала) Молодцы, а это значит ,какой настрой вы должны себе дать на сегодняшний урок?
- Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких недель? (слова) -Что называется словом? (сочетание букв , имеющих значение)
-Что могут называть слова?
(предметы и явления, признаки предметов, действия предметов)
- На какие вопросы отвечают слова , называющие предметы…..,признаки предметов…..,действия предметов?
-Посмотрите, как много мы уже знаем про слова! Молодцы!- Сегодня ещё кое-что про них узнаем … -Но , прежде чем приступить к изучению нового материала, что мы должны выполнить? (чистописание и словарь) Откройте тетради ,запишите число, классная работа. -Обычно, мы выполняем чистописание , а потом -словарь, а сегодня я вам предлагаю сначала написать словарь , а потом -чистописание. Чуть позже вы поймёте почему. -Сегодня у нас два новых словарных слова Послушайте загадку и отгадайте 1 ) слово.
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...
(Ответ: Пенал)
Сколько в слове слогов, какой слог ударный, в каком слоге безударная гласная?
-что нужно сделать , что бы понять .какую безударную гласную надо написать?
- Послушайте внимательно мой рассказ и догадайтесь , какую гласную надо написать и или е.
. Сначала в пенале лежали только перь. Пенал буквально - "вместилище для перьев". Потом туда стали класть и другие предметы для письма и рисования. Слово пенал образовано от латинского слова «пенна» , что означает «перо».
-Какую же гласную будем писать?
-Почему так решили? Вставляем пропущенную гласную.
Записываем слово. Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход. (Карандаш.) Сколько слогов? Какой слог ударный? Где опасные места? Слова карандаш имеет тюркские корни "кара" - черный, "даш" - камень.
-Записываем слово «карандаш»
-Посмотрите на экран. Что это?
- Что с ними можно сделать?
Записываем предложение.
- Посмотрите внимательно на всё что мы записали , как вы записали эти слова? Какие элементы у вас не получились?- как вы думаете , для чего я задала вам эти вопросы? ( мы пропишем те элементы ,которые у нас не получились)
У вас есть одна минута, приступайте.
А сейчас вы должны определить тему урока , для этого вы должны угадать , что находится в этой коробке. Здесь два предмета , но что бы их назвать достаточно одного слова. Первый предмет нам нужен для того ,чтобы открыть дверь, а другой для того , что бы писать.( ручка) - Что обнаружили? (Слово одинаковое, а значение - разное) - Такие слова в русском языке называются многозначными. - Посмотрите ещё раз на слова, которые мы написали в словаре. - Можно ли назвать эти слова многозначными? - Почему? (они имеют одно значение) - Тогда как они должны называться? (однозначные) - Кто может сформулировать тему урока? -С какими словами мы сегодня будем работать? (многозначными и однозначными) -Чему мы должны научиться? -Где мы можем проверить правильность своих рассуждений? ( по учебнику) Откройте стр.27-найдите на этой стр. правило. Давайте его прочитаем.
Ребята , скажите когда мы впервые столкнулись с многозначными словами.
-Над чем вы работали на каникулах?
-Где вы нашли нужную информацию?
1)-Кто готов представить результат своей работы. (дети выступают и оформляем выставку)
2) А сейчас давайте поиграем : если я показываю однозначное слово, то вы сидите как мышки , если многозначное , то вы хлопаете в ладоши. Внимание на экран.
А теперь посмотрите на № 16. Что вы можете сказать про эти рисунки ?
Запишите пожалуйста однозначные слова.
И так , два слова мы записали.
-Сколько рисунков осталось? А сколько слов мы запишем ? Почему?
Физ.мин.Колокольчик зазвонил,
Отдыхать нас поманил.
На лужайку мы бежим,
Чтоб набраться много сил.
Колокольчик там растёт,
Удивительно цветёт.
Мы не будем рвать цветы
Не нарушим красоты. Ребята, помимо многозначных и однозначных слов мы познакомимся ещё с одной группой слов, а вот с какой, вы мне скажите сами. Для этого нам нужно прочитать текс № 19 -Кто главные герои ? Какие они? -Как вы понимаете слово ленивый ? -Как вы понимаете слово прилежный? -Давайте сделаем вывод -Что же это за слова? Давайте их запишем. А сейчас мы для слова прилежный найдем близкое по значению слово стр.141. Запишите эти два слова. Давайте поиграем. Сейчас я буду называть слова, к которым вы должны подобрать противоположные по значению слова . Грустный -весёлый Маленький -большой Сладкий -горький Длинный -короткий Мягкий -твёрдый
А теперь слова близкие по значению Автомобиль-машина Врач-доктор Дети-ребята Грустный-печальный Смелый -храбрый. -С какими словами мы сегодня познакомились? -Для чего нам нужно изучать такие слова ? -У вас на парте лежат знаки , у кого остались вопросы по теме урока поднимите вопросительные знаки. -Что вам нужно сделать , что бы устранить вопросы? Кто может сказать Ура! Я узнал много нового ! поднимите ! знак -Что вам помогло усвоить тему урока?
Регулятивные:
настрой на работу, самоанализ готовности к уроку
Познавательные
(получение новых знаний)
Познавательные
(развитие умения распознавать многознач. слова)
Коммуникативные
Регулятивные
Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Познавательные
Предметные
Коммуникативные
Регулятивные
Предметные
Личностные