• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок развития речи в 3 классе. Составление текста-описания Моя мама. Составление разных видов текстов. Тема Как не любить нам кумушку-лису?

Урок развития речи в 3 классе. Составление текста-описания Моя мама. Составление разных видов текстов. Тема Как не любить нам кумушку-лису?

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 3 КЛАССЕ Тема: Составление рассказа с элементами описания «Моя мама» Цель: Тренировать учащихся в написании сочинений с элементами описания; обогащать активный словарный запас учащихся; развивать навыки составления текста-описания, умение высказывать свои мысли, выражать свои чувства; воспитывать любовь и уважение к матери. Оборудование: Аудиозапись с тихой, спокойной музыкой, фотографии мам детей, карточки с пословицами. Ход урока I. Организационный момент (Девочка читает выразительно, с чувством, под тихую спокойную музыку монолог Ю. Яковлева «Мама») …… Мама. Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама. Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла тебе первую книжку … От мамы ты узнал имена птиц - воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть свое имя - ромашка, василек, иван-да-марья… Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы…

II. Ознакомление с темой, задачами урока - Ребята, вы прослушали монолог Ю. Яковлева о самом дорогом человеке в жизни каждого ребёнка, о его маме. И сегодня на уроке мы будем составлять рассказ с элементами описания о любимой мамочке; будем учиться описывать её внешность, черты характера; рассказывать о её поступках.

III. Подготовительная работа 1) «Ассоциативный куст» -Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «мама»? - Напишите центральное слово посредине листа бумаги и запишите те слова и фразы, которые возникают у вас в мыслях по данной теме Семья Сладости Любовь Тепло Мама Улыбка Уют Цветы Ласковое солнышко Родина 2) - Вы подобрали очень тёплые, нежные слова к нашей теме. Но очень интересную информацию об отношении всего нашего народа к матери можно найти в народном творчестве. Поработаем в группах. Каждая группа получает пословицу, которая рассыпалась. Её нужно собрать по содержанию, записать в тетрадь и объяснить, как вы её понимаете. I группа: При солнышке тепло, при матери добро. II группа: У ребёнка заболит пальчик, у матери - сердце. III группа: Мамины руки и лёд растопят. IV группа: Солнце согревает землю, а мать дитя. V группа: Как ты к матери относишься, так и твои дети к тебе отнесутся. (Каждая пословица вывешивается на доске, выслушиваются ответы детей) - Почему такое отношение у всех народов к матери? - А как произошло слово «мама»? - А как звучит слово «мама» на других языках, кто знает? Похожи ли эти слова? Чем? - А теперь попробуйте составить стихотворение-сенкан о своей маме. Мама. Красивая, добрая. Заботится, любит, ласкает. Я люблю свою маму. Родная. Мама. Любящая, нежная. Согреет, утешит, поцелует. Желаю ей счастья, здоровья. Радость моя. 3) Создание проблемной ситуации. - Я прочитаю вам небольшой рассказ. А потом мы поможем одной маленькой девочке отыскать её маму. (Если у нас это получится.) Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Мама держала дочку за руку. Девочка увидела столько интересного, что от радости захлопала в ладоши и ……… потерялась в толпе. Потерялась и заплакала. - Мама! Где моя мама? Люди обступили девочку и спрашивают: - Как тебя зовут, девочка? - Алёнка. - А как маму твою зовут? Скажи, мы её сразу же найдём. - Маму зовут ….. мамочкой…. Люди улыбнулись, успокоили девочку и опять спрашивают: - Скажи, а какие у твоей мамы глаза - карие, голубые? - Глаза у неё …. Самые добрые. - А волосы? Какие волосы, чёрные или светлые? - Волосы самые красивые. Опять улыбнулись люди. Спрашивают: - Скажи, а какие у неё руки? Может какая-то родинка есть на руке, вспомни? - Руки у неё самые ласковые… - Скажите, можно ли по таким признакам найти маму этой девочки? Почему? Могли бы вы сказать эти же слова о ваших мамах? Для того, чтобы составить рассказ о своей маме, необходимо подобрать очень много слов, которые помогут передать красоту, черты характера и поступки вашей мамы. Знаете ли вы такие слова? 4) Физминутка 5) Работа в группах Каждая группа получает имя существительное, к которому подбирает слова для описания. Мама, глаза, волосы, руки, сердце. Затем каждая группа зачитывает свои слова, учитель записывает на доске: Мама - красивая, умная, добрая, весёлая, ласковая, помощница. Глаза - большие, темные, лучистые, добрые, голубые, карие, серые, понимающие. Волосы - русые, длинные, густые, светлые, тёмные, прямые, короткие, волнистые, пышные. Руки - тёплые, нежные, работящие, ласковые, золотые. Сердце - нежное, доброе, любящее, щедрое, терпеливое. - А теперь придумаем сравнения: С чем (с кем) можно сравнить маму? Мама - как голубка, (солнышко, птица, берегиня, лебёдушка); Глаза - как озёра (росинки, капельки, бусинки); Волосы - как колоски пшеницы, и т. д.

IV. Составление плана сочинения - Из каких основных частей состоит текст-описание? - Вспомните, с чего начинался наш урок? План

  1. На свете всё начинается с мамы.
  2. Моя мама - лучшая на свете (глаза, волосы, руки, сердце, характер).
  3. Что я люблю делать вместе с мамой.
  4. Моё отношение к маме (можно в конце сенкан).


V. Составление и запись сочинения (Перед детьми фотографии их мам)

VI. Заслушивание отдельных сочинений, взаимооценка учащимися. Рекомендации учителя и редактирование

VII. Итог урока - А теперь представьте себя на месте вашей мамы. Как вы думаете, какое сочинение понравилось бы ей больше всего? Почему? - У кого из учащихся класса самая лучшая мама?

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 3 КЛАССЕ

Составление разных видов текстов «Как не любить нам кумушку-лису?» Цель: Совершенствовать умения составлять разные виды текстов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение); закреплять умения сжато и последовательно высказывать собственные мысли; обогащать словарный запас учащихся; развивать наблюдательность, любознательность, творческие способности детей; воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним, желание узнать о них еще больше.

Ход урока: I. Cообщение темы, задач урока - Сегодня мы будем совершенствовать умения составлять тексты разных видов. А объектом для наших рассказов станет одно очень интересное животное, которого все знают и любят. А какое именно, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Посмотрите-ка, какая - Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой (Лиса). - Какие слова вам помогли найти ответ загадки? - Сегодня нам понадобятся все знания о лисе, которые мы получили на уроках чтения, языка, курса «Я и Украина». Но сначала мы посмотрим документальный фильм о нашем герое (Отрывок из документального фильма «Лесные жители», диск). - Что интересного вы узнали из просмотренного фильма?

II. Актуализация опорных знаний - К уроку готовились группы природознавцев, языкознавцев, народознавцев, литературознавцев. 1) Выступления групп Природознавцы: (иллюстрации лис) Лисица обыкновенная или рыжая - самый распространенный вид лисиц. Её тело длиной 60-90 см, хвост - 40-60 см, масса - 6-11 кг. Окрас спины - ярко-рыжий, часто с тёмным рисунком, брюшко белое, иногда черное. Лиса хоть и принадлежит к хищникам, но питается разными кормами. Среди её пищи более 400 видов мелких животных, а также несколько десятков видов растений. В основном лисы питаются мелкими грызунами, охотятся на зайцев, могут нападать на косуль, ловят лесных птиц, и даже воруют домашних. Чаще всего лисы селятся на склонах оврагов, выбирают места защищенные от дождей, талых и грунтовых вод. Нора имеет несколько входных отверстий. Иногда лисы используют пещеры, расщелины скал, дупла в толстых деревьях. Чаще всего жилище хорошо спрятано в густых зарослях. Лисицы выводят детёнышей только один раз в год, от 4 -6 до 12-13 лисят, покрытых тёмно-бурой шерстью. Мать сначала кормит малышей молоком, а затем постепенно приучает их к обычной пище. Языкознавцы: Интересно знать, что обозначало когда-то известное слово «лис». В этимологическом словаре можно прочитать, что «лис» - очень давнее слово, в старославянском языке оно означало рыжеватый, желтоватый, золотистый. В толковом словаре: «Лис - хищный представитель семьи собачьих с ценным рыжим или серебристым мехом и с длинным пушистым хвостом (самец лисицы)» Народознавцы: Лисы отличаются крайней осторожностью и способностью хитрить, сбивать со следу погоню. Поэтому в фольклоре многих народов лиса - это воплощение хитрости и ловкости. Эта черта переносится и на человека:

  • Смотрит лисичкой, а думает волком;
  • Каждый лис свою нору любит;
  • Лиса семерых волков проведёт;
  • У лисы и во сне ушки на макушке;
  • Когда ищешь лису впереди - она позади;
  • Где я лисой пройдусь, там три года куры не несутся;
  • Лиса все хвостом покроет;
  • Лиса и во сне кур у мужика в хлеве считает.
Литературознавцы: (выставка книг) Образ лисички мы встречаем в разных литературных жанрах: сказках, стихах, рассказах, баснях. - Назовите сказки в которых героем выступает лиса («Волк и лиса», «Лиса и журавль», «Заяц и лиса», «Лиса и рак», «Лиса и тетерев», «Ёж и лиса»…)

III. Физминутка

IV. Составление текстов разных видов 1) - Очень много мы сегодня узнали о лисе. Это очень интересное, умное и красивое животное. - Скажите пожалуйста, лиса - положительный или отрицательный герой?

«Дискуссионная сетка»



Хорошо

Ловкая, проворная, красивый мех, из меха шьют шубы, санитар леса, осторожная





Плохо

Хитрая, обманщица, ворует кур, хищница, может укусить, заразить бешенством







2) Повторение типов текстов - Вспомните типы текстов. Какие вопросы мы ставим к тексту-повествованию, тексту-описанию, тексту-рассуждению.

Повествование

Описание

Рассуждение

Рассказывается о каких-то событиях.

1. Зачин

2. Основная часть

3. Концовка

Вопрос:

Что случилось?

Что произошло?

1. Зачин (часть, в которой передаётся общее впечатление о предмете)

2. Основная часть (раскрываются признаки предмета)

3. Концовка (вывод)

Вопрос: Какой?

Доказывается или опровергается какое-то утверждение (почему предмет, существо или личность такие)

Вопрос:

Почему?

- Сегодня вы сами выберете, над каким видом текста хотелось бы поработать. Кто-то пожелает составить небольшой рассказ или сказку о лисичке и выберет текст-повествование, кто-то захочет описать рыжую красавицу, а кто-то захочет доказать нам почему же, несмотря на то, что лисица такая хитрая и вороватая, а все равно в народе любят её. Помогут вам в написании работ перфокарты. Но сначала поработаем над нашим словарём, так как эпитеты и сравнения нам понадобятся в любом тексте. 3) Работа над обогащением словарного запаса учащихся. - Посмотрите на рисунок лисы и давайте скажем, какая лисичка:

  • по цвету: рыжая, золотистая, с белым брюшком;
  • по размеру: небольшая, приземистая, длиннохвостая;
  • по поведению: хитрая, ловкая, лукавая.
- Подберем опорные слова, которые помогут описать лисичку:
  • шерсть: пушистая, искристая, золотистая;
  • зубки: остренькие, беленькие, наточенные;
  • мордочка: тоненькая, чувственная, благородная;
  • хвостик: длинный, пушистый, мягкий;
  • лапки: коротенькие, осторожно ступают.

Игра в «Сравнения»

Ушки, как … (треугольнички).

Лапки, как … (подушечки).

Глазки, как … (бусинки, пуговички).

Хвост, как … (помело).

V. Самостоятельная работа (диффернцированная) I группа: Написать текст-рассуждение «Как не любить нам кумушку-лису?».

Карточка № 1 Зачин Несмотря на то, что лиса славится своей хитростью, обманом, все равно в народе её любят. Основная часть Да и как не любить кумушку-лису, ведь … Концовка (вывод) …

II группа: Написать текст-повествование.

Карточка № 2 Зачин Это случилось летом (зимой, весной …). Основная часть (Что произошло?) … Концовка С тех пор…

III группа: Написать текст-описание.

Карточка № 3 Зачин Лисичка - очень красивое лесное животное. Основная часть У неё … (шерсть, грудка, ушки, мордочка, хвост, лапки, зубки…) Концовка (вывод) Мне нравится …

Самостоятельная работа

VI. Презентация выполненных работ

Интерактивное упражнение «Авторское кресло».

VII. Итог урока - Какие типы текстов вы сегодня составляли? - Чем отличается текст-описание от других типов текстов (рассуждение, повествование)? - Что интересного вы узнали о лисе? - Что помогло вам сегодня справиться с написанием сочинения? - А теперь представьте себя на месте лисички. Если б она ожила, что бы она рассказала о себе?

Приём «Эмпатия» «Вхожу в образ. Я - лисичка …»







© 2010-2022