Рабочая учебная программа
по учебному предмету «математика»
1 класс (4 часа в неделю)
Пояснительная записка
1)Сведения о программе, на основе которой составлена рабочая учебная программа Рабочая программа в полном объёме соответствует авторской программе М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика» (УМК «Планета Знаний»).
2)Соответствие рабочей учебной программы государственному образовательному стандарту или ФГОС. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» зарегистрирован в МинЮСТ России: Приказ №15785 от 22.12.2009. О внесении изменений в ФГОС НОО от 6.10.2009:Приказ №1241 от 26.11.2010.
3) Потребитель образовательных услуг. Программа предназначена для обучающихся 1 класса МБОУ «СОШ №19» ЭМР Базовый уровень 4) Отличительная особенность ОУ МБОУ «СОШ №19» ЭМР. Цель работы начальной школы: совершенствование образовательного пространства в условиях комплексной модернизации образования для обеспечения нового качественного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями учащихся. Модель выпускника начальной школы. Интеллектуальное развитие: должен владеть учебным материалом в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Личностные качества: иметь представление о лучших традициях русского народа, уметь применять их; иметь способность к сопереживанию, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, терпимость и доброжелательность. Физическое здоровье: иметь представление о способах и приемах сохранения собственного здоровья; поддерживать физическую форму в соответствии с возрастными нормами. Творческая направленность: уметь решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы. Социализация личности: знать и соблюдать Устав школы, уметь дружить, владеть коммуникативными навыками. 5)Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета: Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
Специфика предмета «Математика»: - служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин,
- первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
6) Основные составляющие учебно-воспитательного процесса: Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний» обеспечивается его целостностью: единство структуры учебников по всем классам и предметам; единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов. Дидактическая система УМК «Планета знаний» реализует ряд положений работ Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской в части развивающего образования, системно-деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и коммуникативного подходов к обучению. В комплекте всё подчинено: - формированию системы опорных базовых знаний, умений и универсальных учебных действий, составляющих основу при последующем обучении; - созданию образовательного пространства, в рамках которого возможен учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям. Современные образовательные технологии деятельностного типа: - проблемно-диалогическая технология, - технология мини-исследования, - технология организации проектной деятельности, - технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Формы уроков: урок-игра, защита проектов, уроки с использованием ИКТ, урок-экскурсия. 7. Планируемые результаты освоения предмета ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: положительное отношение к урокам математики; адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. Учащиеся получат возможность для формирования: познавательной мотивации, интереса к выполнению новых заданий; понимания связи математики с окружающей действительностью; умения признавать свои ошибки. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100; представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц; выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного); выполнять сложение и вычитание с числом 0; правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность); решать текстовые задачи в \ действие на сложение и вычитание (нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого); распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; находить длину ломаной и периметр многоугольника. Учащиеся получат возможность научиться: вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшее-круглого числа); сравнивать значения числовых выражений; решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности); учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. Учащиеся получат возможность научиться: оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел). Познавательные Учащиеся научатся: на доступном уровне анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель - что известно, что требуете найти); сопоставлять схемы и условия текстовых задач; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий; осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи); сравнивать и классифицировать изображенные предметы и геометрические фигуры по заданным критериям; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными. Учащиеся получат возможность научиться: наблюдать и делать выводы о результатах вычислений; видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений; выполнять вычисления удобным способом (группируя слагаемые или вычитаемые); конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части; Коммуникативные Учащиеся научатся: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации. Учащиеся получат возможность научиться: организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания 8) Развитие компетентностей. - информационная компетентность
- коммуникативная компетентность
- математическая компетентность
- нравственная компетентность
- познавательная компетентность:
- личностная компетентность:
- самообразовательная компетентность:
- социальная компетентность
-
компетентное отношение к
собственному здоровью
Учебно-тематический план
№ п/п
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)
Кол-во часов
Использова ние ИКТ
Использова ние проектной деятельности
Использование исследователь ской деятельности
1
Общие свойства предметов и групп предметов
8
3
3
2
Числа и величины
30
19
1
10
3
Арифметические действия
47
23
1
12
4
Текстовые задачи
15
7
4
5
Геометрические фигуры и величины
20
8
1
6
6
Работа с данными
12
5
4
Итого:
132
Основное содержание тематического плана
4 часа в неделю (132 часа в год)
№
Содержание программного материала
Количество часов
Содержание блока
Формы учебных занятий
Диагностика успешности
1
Общие свойства предметов и групп предметов.
8
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные характеристики предметов по размеру: больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже. Сравнительные характеристики положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе - дальше, слева - справа. Сравнительные характеристики последовательности событий: раньше - позже. Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше на…, меньше на… .
урок-экскурсия
(7 урок)
урок-игра(2, 11)
Входная диагностическая работа.
2
Числа и величины.
30
Счёт предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100. Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Чётные и нечётные числа. Десятичный состав двузначных чисел. Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости (литр).
урок-игра(22,26), урок-путешествие -15 урок
Диагностическая работа №1
Проектные работы «Любимое число»,
«Как устроены числа»
3
Арифметические действия.
47
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0. Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).
Урок-игра
Диагностическая работа №2, 3
4
Текстовые задачи.
15
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи. Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение (уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого.
Урок-игра
Диагностическая работа №4
5
Геометрические фигуры и величины.
20
Пространственные отношения (выше - ниже, длиннее - короче, шире - уже, перед, за, между, слева - справа). Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг. Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр многоугольника. Площадь (на уровне наглядных представлений).
Урок-экскурсия
Практическая работа «Симметрия»
Проектная работа «Симметрия»
6
Работа с данными.
12
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление информации, представленной в разных видах. Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления данных. Чтение и заполнение таблиц.
Урок-игра
Диагностическая работа №5
Итого:
132