Сценарий урока по окружающему миру В ледяной пустыне

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ





Тема урока:

В ледяной пустыне.

предмет: окружающий мир

класс: 4

тип урока: урок изучения нового материала

вид урока: урок-исследование

Автор сценария урока:

Ситова Нина Николаевна

учитель начальных классов

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

муниципального образования

город Краснодар средней

общеобразовательной школы № 70

Краснодар - 2016

Мой лучший урок



Тема: В ледяной пустыне.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с природными явлениями, растительным и животным миром арктических пустынь.

Задачи:

- сформировать представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире;

- формирование коммуникативных умений. -сформировать умение называть характерные растения и животных арктической зоны, составлять цепи питания. -развитие речи, мышления, умение работать с электронными образовательными ресурсами; -развивать умение анализировать, сранивать материал, выделять существенные признаки. Планируемые метапредметные результаты:

1)Формирование личностных УУД : адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

2)Формирование регулятивных УУД : целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; планирование - составление плана действий( с помощью учителя); самоконтроль - позитивное признание своих ошибок и выбор способов действия нацеленных на улучшение уровня усвоения материала;

3)Формирование познавательных УУД: структурирование знаний для построения речевого высказывания в устной форме; выполнение логических действий - сравнение данных с целью определения общих признаков; построение логической цепи рассуждений с опорой на текст; выдвижение гипотез, их обоснование/ опровержение.

4)Формирование коммуникативных УУД: развитие монологической речи, способности строить речевое высказывание понятное для окружающих; адекватно использовать средства общения при решении коммуникативных задач, работая в группе, в паре. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Оборудование урока: учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс (1 часть), рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс (1 часть). Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация учителя, электронные образовательные ресурсы. Система тестирования MimioVote™.













Ход урока:

1.Приветствие. Организационный момент.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (беседа по вопросам):

У. -Давайте вспомним, о какой природной зоне мы говорили на прошлом уроке? Нам в помощь есть вот такое четверостишье:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

Д.- На прошлом уроке мы познакомились с зоной степей.

У.- Верно! Сегодня мы продолжим наше путешествие по природным зонам России. Сейчас на экране вы видите 5 квадратов и изображения животных и растений разных природных зон. Ваша задача распределить все картинки по зонам. ( В игре участвуют картинки с изображением представителей арктических пустынь, но название не подписывается)

У.- Обратите внимание! Все картинки распределены? Какие остались? Почему?

Д.- Остались те представители, которых мы не может отнести ни в одну из природных зон.

У. -Можем ли мы объединить их в одной какой- либо зоне? В какой?

Д.- Мы можем их всех поместить в Артике!

У.- Правильно. Вы догадались с природой какой зоны мы будем сегодня знакомиться на уроке, а для удобства давайте составим план исследования. (План составляется совместно с детьми и записывается учителем на доске).

1. Границы природной зоны.

2. Поверхность в Арктике.

3. Климат и природные явления.

4. Растительный мир.

5. Животный мир.

3. Формирование новых знаний.

У.- Для начала исследования нам необходимо разбиться на группы. Начнём исследование с границ. Для этого откроем карту природных зон на с.74 и попробуем определить границы этой природной зоны. Какие моря находятся рядом? Какой материк по вашему мнению полностью погружен в ледяную зону?

Д. - Возле зоны арктических пустынь находится Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно - Сибирское море, Чукотское море. На карте материк не изображён, но это Антарктида, именно она погружена в снег и лёд.

У. - Чем зона арктических пустынь отличается от всех других природных зон? Постарайтесь выделить основные отличительные признаки. Обсудите в группах.

Каким цветом обозначена зона арктических пустынь? Как вы думаете, почему именно этим цветом?

(Дети высказывают свои мнения)

У. - А сейчас оставшиеся три пункта мы разделим между тремя группами, и через некоторое время с помощью учебника с. 78-81, карточек- подсказок, где необходимо вставить пропущенные слова, картинок животных и растений данной зоны, каждая группа расскажет о своём пункте плана. Вперёд!

( Происходит работа группах)

- Что скажете? Какие «новые» слова нам встретились в тексте? (ответы Д.)

Приступим к выступлению групп.

У. - Группа № 1, расскажите о животном мире ледяной пустыни.

Д.- Мы крепим на доску картинки белого медведя, тюленя, моржа, чайки, гагарки и трески.

Карточка - помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы). Основная пища птиц и животных - это ...(рыба). На скалистых берегах собираются птицы: ...(чайки), …(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство).

У.- Группа № 2, дайте характеристику растительного мира.

Д.- Мы выбрали следующие картинки: лишайники, мхи, полярные маки.

Карточка - помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество.. (планктоны растений водорослей).

У. - Группа № 3, какие же удивительные природные явления можно увидеть в Артике?

Д. - Мы прикрепим картинки северного сияния. И немного подробнее расскажем с помощью карточки.

Карточка - помогайка:

…(Зимой) в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не …( показывается). В небе светит…(луна), мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты …(полярные сияния) - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Дуют сильные…(ветры), часто бушует пурга, температура нередко опускается до…(-60 градусов).

Летом наступает…(полярный день). Круглые сутки светло. Но не…(тепло). Температура лишь на несколько градусов выше…(0).



Физкультминутка.

Антарктида - белый край!

Ты за мною повторяй!

Руки вверх и ноги шире,

Поверти-ка головой, а теперь глаза закрой!

Помечтай ты о пингвинах, о холодных белых льдинах!

О тюленях, о китах, о суровых холодах!

А теперь глаза открой, возвращаемся домой!

4. Закрепление изученного материала.

У. - Итак, мы с вами убедились, как суров климат Арктики, насколько разнообразен животный мир, несмотря на холод, узнали, какие представители растительного мира существуют в этой природной зоне. Откроем рабочую тетрадь на с. 47 задание № 5. Давайте сейчас попробуем от каждой группы составить цепочку питания, характерную для данной местности. Давайте покажем всему классу, какие цепи получились у каждой группы.



Сценарий урока по окружающему миру В ледяной пустыне.













Тестирование. "Проверь себя"

(проводится с помощью системы тестирования Mimio Vote; Система тестирования MimioVote™ обеспечивает подготовку и проведение тестирования учащихся, автоматически производит проверку работ и упрощает выставление оценок.)

Вопросы:

1. Какие живые организмы приспособились к суровым условиям арктических пустынь?

А) Тюлень, белый медведь, гагарка.

Б) Олень, журавли, лебеди.

В) Бурый медведь, рысь.

2. О каком представителе растительного мира идёт речь? Они удивляют пестротой своей окраски - зелёный, бурые, желтоватые, красноватые…Это?

А) Полярные маки.

Б) Мхи.

В) Лишайники.

3. Как называется необыкновенной красоты природной явление в ледяной пустыне?

А) Ураган.

Б) Северное сияние.

В) Смерч.

4. Где на карте находится зона арктических пустынь?

А) На севере.

Б) На востоке.

В) На юге.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

- С какой темой сегодня познакомились?

- Что нового узнали?

- Какие особенности этой зоны вам особенно понравились?

- Домашнее задание: рабочая тетрадь № 3,4 с. 46

- Спасибо за урок!

Использованные ресурсы:

1. Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4 класс (1 часть).

2. Рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 4класс (1 часть).

3. Система тестирования MimioVote™

4. М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова и др. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

5. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Электронное приложение.

6. infourok.ru/user/sitova-nina-nikolaevna публикация на личном сайте в рамках сайта «Инфоурок».

© 2010-2022