ДОКЛАД ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с.Октябрьское»










ДОКЛАД

ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ




ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ











Лысенко Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 с.Октябрьское



Система универсальных учебных действий (УУД) - это обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) познавательные; 3) регулятивные; 4) коммуникативные. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Речь идет о:  смыслообразовании - установлении учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него; - самоопределении - личностное, профессиональное, жизненное. Познавательные УУД включают в себя действия исследования, поиска, отбора необходимой информации. А также: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  выбор наиболее эффективных способов решения задач;  самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников для обсуждения проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Важно уметь распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли. При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут. «Актуальным» процесс обучения потому и называется так, что изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность. Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД. Развивая личностные УУД, учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Рекомендации: 1. Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Познавательные УУД. Формируя познавательные УУД, учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации, обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. Рекомендации:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

3. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Регулятивные УУД. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке, обучая детей, как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

Рекомендации:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Коммуникативные УУД. Учитель обучает детей приемам работы в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. Учитель предлагает разные способы выражения мыслей, учит искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других, активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество. Рекомендации:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать, уточнять.

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?» Решающая роль в этом принадлежит учителю. Необходимо создание благоприятной атмосферы в классе - атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать Человеком. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Пусть каждый новый шаг в вашей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.





© 2010-2022