- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку по теме: Самостоятельные и служебные части речи
Урок по русскому языку по теме: Самостоятельные и служебные части речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Просветова С.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: русский язык
Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Класс: 4Б
Дидактические материалы: учебник русского языка для 4 класса (Л.Я Желтовская)
Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний
Продолжительность: 40 минут
ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать представление о самостоятельных и служебных частях речи.
Предметные задачи урока:
-
Научить распознавать самостоятельные и служебные части речи;
-
Определять признаки частей речи.
Метапредметные задачи урока:
1. Способность сознательно организовывать и регулировать деятельность - учебную и общественную;
2. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Планируемый результат:
Предметные умения: Осознают принципы отнесения частей речи к самостоятельным и служебным. Опознают части речи по их морфологическим и грамматическим признакам. Универсальные учебные действия: Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу (саморегуляция) -планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей (планирование) -выполнять учебное действие, в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка) Коммуникативные: -участвовать в диалоге (слушать и слышать собеседника); -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Познавательные: -систематизировать и представлять информацию в виде сообщения; -самостоятельно выделять и формулировать цели; -выделять существенные признаки. Личностные результаты: -учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач урока.
Оборудование:
- презентация, компьютер;
- раздаточный материал для работы в группах;
- материал для осуществления самооценки и рефлексии.
Межпредметные связи:
- Литература
- Информатика и ИКТ
- Математика
1.Орг.момент.
Мы начинаем наш урок!
У нас он необычный!
Должны его мы сделать в срок,
Чтоб получился он отличный!
Поэтому я приглашаю вас помочь его мне сочинить!
Да так, чтоб лучшим оказался класс
И чтоб сумели тему изучить.
2.Актуализация знаний. Минутка чистописания.
- А девизом нашего урока будут слова из пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
-Как вы ее понимаете?( Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.) Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. (слайд №1)
-Откройте тетради и запишите число и классная работа.(слайд №2)
Мы начинаем минутку чистописания с загадки.
С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться! (слайд №3)
- Что вы можете сказать про эту букву?
Обратите внимание на соединения с этой буквой. Что необходимо сделать с ними?
пм по пр пф по пл по пг пи пя
Теперь возьмите простой карандаш и зачеркните все буквы п, что у вас получилось, что интересного вы заметили?
-Что обозначает это слово?( раздел грамматики)
-Что изучает морфология? ( части речи)
-Вы уже можете определить -с каким разделом русского языка мы сегодня работаем?
-А тема нашего урока кроется в стихотворении (слайд №4)
Существительное - школа
Просыпается -глагол
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы- местоименье
Бьет числительное семь
За ученье, без сомненья
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
3.Постановка учебной задачи и целей урока.
-Посмотрите внимательно на слайд, все ли части речи вы знаете?
-Давайте повторим, что мы о них знаем?
-
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
-
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
-
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже. -
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
-
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
- Ребята, о каких частях речи не говорится в стихотворении?( союзы, предлоги, частицы)
Итак, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы говорим о частях речи.
А вот на какие группы они делятся узнаете, прослушав сказку.
В одном волшебном королевстве жили-были необычные жители. Одни из них были очень важные, они считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Жили части речи очень дружно. Одни части речи верно служили другим: помогали словам в предложении принять нужную форму, связывали слова в предложении, и его части, вносили в предложение дополнительный смысл. А важные особы- части речи им были благодарны. Слайд5
Однажды в королевстве был парад и части речи должны были построиться в 2 колонны. Как они хотели встать правильно и пройти красиво перед королем, показать ему какие они все красивые и нужные. Но очень боялись- правильно ли они встали в колонны?
О чем идет речь в сказке?
Давайте поможем частям речи правильно распределиться в колонны
-На какие две группы можно распределить все части речи? Как бы назвали важные части речи-(Самостоятельные)
А тех, кто им служил? (Служебные)
-Кто догадался какая тема нашего урока?
-Сегодня наш урок посвящён самостоятельным и служебным частям речи. Для того, чтобы поставить цели на нашем уроке мы послушаем диалог двух ребят.
Сергей:
- Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?
Лена:
-Нет, Серёжа, ты очень сильно ошибаешься. Существует много различий самостоятельных частей речи от служебных. Но это так быстро не объяснишь. Ты должен внимательно послушать наш урок и тогда ты всё поймешь. А мы с ребятами тебе в этом поможем.
- Ребята, кто из вас после этого диалога сможет назвать цель урока, используя слова МЫ ВСПОМНИМ…все части речи
МЫ УЗНАЕМ… чем отличаются самостоятельные от служебных частей речи
МЫ БУДЕМ УМЕТЬ…распознавать самостоятельные и служебные части речи (слайд №6)
-Ребята, а какие задачи нам предстоит решать сегодня на уроке?( развивать орфографическую зоркость, формировать адекватную самооценку т.е. оценивать себя, работать в паре.)
4.Повторение
Начнём с повторения. У вас на маршрутных листах записан текст. Каждый выберет, с какой самостоятельной частью речи он хочет работать. В тексте надо найти эту часть речи и подписать её сверху над словом.
В огромном океане "Части речи" ходят корабли, плывут яхты и лодочки. Впереди идут два больших корабля. Они гордо бороздят просторы океана. Рядом с ними плавно скользят красивые яхты. Лодочки появляются около яхт и кораблей, но сразу же исчезают.
- Поднимите руку, кто выбрал имена существительные? Один к доске человек. Кто выбрал имена существительные, проверьте, все ли существительные нашли. (Проверка осуществляется под камерой)
Аналогично проверяются все части речи. (Имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное) ( оцените себя )
В какую группу можно отнести все эти части речи?
5.Гимнастика для глаз. (слайд №7).
6.Открытие новых знаний.
Какие ещё части речи мы не назвали? (предлоги, союзы, частицы) Чем они отличаются от самостоятельных частей речи?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, как называет автор союз, частицу и предлог?
Предлоги, союзы, частицы -
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица -
На редкость серьёзный народ.
Без них обойтись невозможно:
И знают об этом они.
Всегда и во всём осторожны :
Нигде не гуляют они.
Но исподволь и незаметно,
Значение своё привнесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут!
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы -
И в этом их главный секрет!
- Кто запомнил, как автор назвал союз, частицу, и предлог?
- Кому или чему они служат, чем отличаются от самостоятельных частей речи, вы узнаете, поработав в парах.
Работа в парах.(задание 2)
Как вы думаете- какая перед вами стоит задача?- (составление сводной таблицы чем отличаются части речи ( делаем вывод по итогам заданий)
Задания и таблица напечатаны на каждую парту
1-Составьте и запишите в тетради предложения из заданных слов, меняя форму слов . Сделайте вывод
1- бабушка, любить, внуков
2- а, в , через, по, как, и, ах, ой
2- задайте вопросы к каждой части речи, сделайте вывод
3- подчеркните все члены предложения, сделайте вывод
4-выделите морфемы, сделайте вывод
Давайте проверим к каким выводам вы пришли?
Вывод: Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?(слайд №8) Оцените друг друга за работу в паре.
7.Физминутка
8. . Повторение, включение новых знаний в систему знаний Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Перед вами отрывок из сказки К.Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.
Солнце … небу гуляло
… … тучу забежало.
Глянул заинька … окно,
Стало заиньке темно.
Наступила темнота,
… ходи … ворота:
Кто … улицу попал -
Заблудился … пропал
(Дети вставляют и далее зачитывают свои тексты)
- С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?
- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
(слайд № 9)(Самопроверка и оценивание)
- Выпишите сочетания "предлог + существительное".
- Для чего служат в предложении предлоги?
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
- Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении.
- Какую роль в предложении выполняют союзы?
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
9.Закрепление
Детям предлагается вновь поработать в парах и выполнить( задание 3)
1 уровень. Распределить слова по частям речи. Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, мальчик, пишут, кот,не. 2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные и глаголы. Дополнительно запиши по три предлога и союза. Веселье - Холод - Мороз - Зелень - Самопроверка .(На обратной стороне карточки правильные ответы. Тесты по вариантам
10.Подведение итога урока и рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Кто сможет ответить на поставленные в начале урока вопросы?
Я узнал…
Я научился ….
Я понял …
Оцените свою работу на уроке в маршрутных листах. Поднимите руки кто заработал отметку «5», «4»
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное, вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
11.Д/З с.75 упр.206.