Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»




Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КОСТРОМСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Полетаева Н.А.



Методическая разработка

экскурсионной программы



«Малыши с рюкзаками»



Экскурсионное бюро «ТЕРРА»



специальность 21.02.09

«Гидрогеология и инженерная геология»








Кострома - 2014



Полетаева Н.А. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками» Экскурсионное бюро «ТЕРРА» - РИК ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж», 2014. - 20 с.

Методическая разработка предназначена для проведения экскурсий студентами и преподавателями, работающими в рамках проекта «Экскурсионное бюро ТЕРРА». Содержит три части, объединенные общим содержанием, но разнообразные по форме. Тема «Малыши с рюкзаками» может быть интересна для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.





Рецензент: Забелина Д.Г. - руководитель домашней школы «Вырастай-ка», ДЮЦ «Ровесник»

 Полетаева Н.А., 2014

 ОГБПОУ «Костромской

политехнический

колледж», 2014










Гарнитура шрифта «Times New Roman Cyr» 12 п.

Формат 60х84/16. Кол-во листов 23. Кол-во авт. листов 1,4

Подписано в печать в сентябре 2014г.

РИК КПК

Файл «РИК\Документы\Полетаева\Экскурсионное бюро. Малыши с рюкзаками»




СОДЕРЖАНИЕ:





ВВЕДЕНИЕ



Уважаемые ребята! Вы находитесь в здании Костромского политехнического колледжа. Это образовательное учреждение, в котором обучаются студенты по различным специальностям: строительство, архитектура, программирование, электронные приборы, гидрогеология и инженерная геология. Мы, представители геологической специальности, предлагаем вам экскурсионную программу «Малыши с рюкзаками». Эта программа состоит из трёх частей:
  1. Экскурсия по геологическому музею «В сказочном царстве камня».
  2. Информация в форме викторины «Путешествие по планете Земля».
  3. Интерактивная выставка «Необычное в обычном».
Сейчас вы находитесь в геологическом музее, в котором находится огромное количество образцов каменного материала. Многообразны минеральные ресурсы, которые получают из недр Земли. Основу полезных ископаемых составляют твердые вещества: руды различных металлов, уголь, самые разнообразные драгоценные и поделочные камни, строительные материалы, сырье для химической промышленности. Извлекаются из недр и различные жидкости. К ним относятся нефть и подземные воды - от целебной влаги минеральных источников до обычной ключевой и колодезной воды. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми представителями этого царства минералов и горных пород.



  1. В СКАЗОЧНОМ ЦАРСТВЕ КАМНЯ

(экскурсия по геологическому музею)

1.1. Ювелирные и поделочные камни

Камни издавна привлекали внимание человека. Недаром определенный период развития человеческого общества называют каменным веком, т.е. временем, когда камень применялся во всех областях жизни. Наверное, уже тогда красивые, блестящие и цветные камни доставляли людям эстетическое удовольствие и дарили радость. Предлагаем вам рассмотреть некоторые из камней, представленных в центральной витрине. Изумруд - это прозрачная разновидность берилла зеленых тонов, иногда с просинью. Его темно-зеленые разновидности ценят выше алмаза. Греки называли его «Камнем сияния». На Руси изумруд считали камнем мудрости, хладнокровия и надежды. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками» Изумруд славился своим свойством противоядия в смеси с молоком буйволицы; носящему его дарил талант. Носить изумруд следует на мизинце. Название "изумруд" относится к зеленой разновидности берилла "аквамарин" - к разновидности цвета морской волны. Другое название изумруда - зеленый лед.
Гранат. Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые - «оливинами». Название «гранат» произошло от латинского Bagranurn - крупинка, зерно. Гранат очень похож, формой и цветом, на зерна в плодах гранатового дерева. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Гематит, или кровавик, - черный либо темно-красный блестящий минерал, который оставляет вишнево-красный цвет на пластинке. Его называют часто черным жемчугом. У магов он служит для вычерчивания на полу магического круга и тайных знаков. Кровавик является камнем сильных, настойчивых людей. Название «гематит» происходит от греческого слова haimatos, что в переводе означает «кровь». Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Бирюзу всегда считали камнем счастья. Он может быть небесно-голубого и зеленого цвета с голубым и сероватым оттенком. Бирюзе чаще, чем любому другому камню, приписывали таинственные и лечебные свойства. Верили, что тот, кто с утра посмотрит на бирюзу, в течение дня будет совершенно беззаботен. Рассматривание бирюзы по утрам улучшает зрение. Тот, кто носит бирюзу, никогда не будет иметь недостатка в деньгах. Ношение бирюзы также обеспечивает долголетие и благоденствие. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками» Название «бирюза» произошло от персидского слова firuza - камень счастья.
Название родонит происходит от греческого слова rhodon - роза. Другие названия минерала и его разновидностей: розовый камень, камень утренней зари, орлец, рубиновый шпат, розовый шпат. При общей непрозрачности этот камень обладает приятным просвечиванием, придающим ему глубину и особенную сочность тонов. В сплошной массе орлеца встречаются необыкновенные красивые «гнезда» ярко - красные по цвету, напоминающие рубин. Родонит - поделочный камень, в котором кроме одноименного минерала присутствуют черные дендриты и прожилки гидроксидов и оксидов марганца, придающие камню высокую декоративность. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Чароит: окраска камня определяется в основном примесями марганца. Она варьирует от коричневой и нежно-сиреневой до густо-фиолетовой с плавными переходами от светлых оттенков до почти черных тонов фиолетового цвета. При полировке чароита хорошо выявляется его тонковолокнистое строение, которое дает красивый переливающийся узор, состоящий из тонких прожилок различных оттенков. Иногда длинные жилки в составе чароита как бы разбегаются из одного центра, образуя красивые структуры. Существуют камни с эффектом «кошачьего глаза». За уникальные черты и богатую гамму окраски чароит называют «сиреневым чудом Сибири» и считают порой непрозрачным двойником аметиста. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Серпентин (змеевик) - групповое название минералов, силикатов магния. Близкие по составу и строению, эти минералы в совокупности составляют горную породу серпентинит. Цвет серпентина зелено-желтый, бурый, темно-зеленый с прожилками черного цвета. Такая расцветка напоминает кожу змеи, отсюда и произошло название ("serpens" - змея). Змеевик хорошо обрабатывается, используется как поделочный камень уже на протяжении четырех сотен лет. Раньше минерал серпентин еще называли "аптекарским камнем", так как из него вырезали емкости для лекарств, ступки для истирания снадобий и другую аптекарскую утварь. Змеевик - камень, из которого делали раньше и продолжают изготавливать в наше время вазы, письменные приборы, шахматные фигуры, шкатулки, бусы, кулоны, вставки в украшения и многое другое. Существует легенда, по которой камень змеевик - это окаменевший кусок яблока, выплюнутый грешным Адамом. Поэтому некоторые мистики полагают, что он несет в себе, с одной стороны, способность познания, с другой - свойство искушения. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками» Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Оникс - разноцветно-полосатые, слоистые халцедоны с красивыми узорами называются агатами. Если слои в срезе камня с прямыми, параллельными друг другу линиями - это оникс. В зависимости от цвета таких полос ониксы различают: сардоникс - бурые и белые полосы; карнеол - белые и красные полосы; полосатый халцедон-оникс - белые и черные полосы, серые и белые полосы. Оникс называли камнем ораторов, во время процессов его клали под язык, чтобы поразить собравшихся красноречием. Оникс является одной из разновидностей агата. Окраска минералов бывает от темно-зеленой до светло-зеленой. Отличительной чертой оникса являются полоски красного, белого, бурого, черного цветов. Считается, что чем полосы тоньше, тем большую ценность имеет камень. Встречаются прозрачные и непрозрачные кристаллы.
Беломорит - лунный камень, добываемый на Белом море, связан с Луной и Нептуном. Очень интересный камень, который проявился в связи с воздействием Луны. Во-первых, он средство от бессонницы. Во-вторых, он укрепляет сны, делает их чистыми, яркими, запоминающимися. Беломорит обладает синеватым отливом, очень непрочный камень, легко раскалывается. Поделки из него трудно делать, потому что он мягкий и слоится как слюда. Беломорит является, как и лабрадор, камнем гиперборейцев и соединяет своего владельца с прошлым, учит делать правильные выводы и принимать ответственные решения. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Яшмой называют очень загрязненный примесями кремнезем. Древнее название этого камня - яспис. Наиболее часто можно встретить красную и зеленую яшму, хотя иногда она бывает голубоватой, даже оранжевой и серо-фиолетовой. К яшме относились с особым почтением в Японии. В тех случаях, когда посылали гонца с каким-либо поручением, или в знак приветствия к ветке дерева адзуса обязательно привязывали яшму. Яшма, таким образом, символизировала человеческую жизнь. Название «яшма» произошло от греческого слова, означающего «пестрый», вероятно, производного от арабского "яшб", древне-еврейского "ясфе" и персидского "яшм". Некогда на Руси слово "яспис" означало "крапчатый камень". На востоке твердые, зеленые, плотные камни называли "иешмие", у персов - "яшм", у афканцев - "яшаб", у греков - "яспш". Существуют пестрые, полосатые, крапчатые, ленточные и другие разновидности яшмы. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Средневековые горняки знали камень Азурит как "горную" или "медную синь". Судя по старинным сочинениям, его часто путали с другим темно-синим камнем - лазуритом, чрезвычайно высоко ценившимся на востоке. Аристотель описал свойства обоих этих минералов под одним названием. Современные их названия выражают один и тот же смысл: они происходят от одного персидского корня, означающего "синий", а начальная буква "л" всего лишь артикль. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Кварц. Название кварц произошло от немецкого слова quarz, происхождение которого неясно. Другие названия минерала и его разновидностей: мексиканский алмаз, ежиный камень, камень Тамерлана, стрелы Амура, волосы Венеры. Кварц - глава многочисленного семейства, число членов которого исчисляются сотнями. Среди них есть как кристаллические образования кремнезема, так и породы, пропитанные кремнеземом (кварцит, кремень, яшма). Все образования группы кварца характеризуются высокой прочностью и твердостью, например, кремень, чья высокая твердость с самых древних времен стала причиной его широкого применения. С применением кремней связана целая эпоха в истории и человечества - каменный век. По твердости кварцевые образования не уступают лучшим сортам стали. И не зря сильного духом человека, обладающего твердым характером и несгибаемой волей, зачастую сравнивают с кремнем. Размер кварца колеблется от микроскопических, едва различимых зерен до гигантских кристаллов. Известен кристалл кварца, который весит 40 тонн. В музее горного института г.Екатеринбурга есть кристалл кварца, называемый «малютка», весом 784 килограмма. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»
Малахит - водный карбонат меди всех оттенков зеленого цвета, вплоть до черно-зеленого. В древности его считали камнем врачей и ученых, символом исполнения желаний. В Древнем Египте женщины раствором малахитовой зелени удлиняли глаза, порошком малахита наносили зеленые тени. Считается, что малахит приносит исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Его надевают на шею ребенку для защиты от болезней и опасностей. Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos - мягкий. Другие названия минерала и его разновидностей: плисовый малахит, атласная руда, павлиний камень, медная зелень. Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»


  1. «Малахитовая шкатулка»

(Интерактивная сценка)

Действующие лица:

- Настасья - хозяйка дома

- Танюшка - дочь

- Сыновья (двое)

- Вор (мужик)

- Соседи

Реквизит: шкатулка, кольцо, серьги, бусы, топор, одежда (рубашки, блузы, фартуки, платки, рабочая куртка), скатерть, чашки, ложки, веник, ведро с водой, ковш, светильник.


Ведущий 1: У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался. Настасья в сиротстве росла, не привыкла к экому-то богатству, да и не шибко любительница была моду выводить. С первых годов, как жили со Степаном, надевывала, конечно, из этой шкатулки. Только не к душе ей пришлось. Наденет кольцо... (Настасья надевает кольцо). Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда - замается. Как закованный палец-то, в конце посинеет. Серьги навесит - хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять - не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. (Настасья примеряет бусы). Как лед кругом шеи-то, и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала. Ведущий 2: Мать и придумала дать Танюшке ту шкатулку малахитову - пущай-де позабавится. (Настасья даёт шкатулку дочке). Хоть маленькая, а девчоночка, - с малых лет им лестно на себя-то навздевать. Танюшка и занялась разбирать эти штучки. (Танюшка разбирает шкатулку). И вот диво - которую примеряет, та и по ней. Мать-то иное и не знала к чему, а эта все знает. Да еще говорит: Танюшка: Мамонька, сколь хорошо тятино-то подаренье! Тепло от него, будто на пригревинке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит. Настасья сама нашивала, помнит, как у нее пальцы затекали, уши болели, шея не могла согреться. Вот и думает: Настасья: Неспроста это. Ой, неспроста! Поскорее шкатулку-то опять в сундук положу. Ведущий 2: Только Танюшка с той поры нет-нет и запросит: Танюшка: Мамонька, дай поиграть тятиным подареньем! Ведущий 2: Настасья когда и пристрожит, ну, материнско сердце - пожалеет, достанет шкатулку (Настасья грозит пальцем, затем достаёт шкатулку), только накажет: Настасья: Не изломай чего! Ведущий 2: Потом, когда подросла Танюшка, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или еще куда, (Настасья с сыновьями уходит) Танюшка останется домовничать. (Танюшка убирается на столе, подметает пол). Сперва, конечно, управит, что мать наказывала. Ну, чашки-ложки перемыть, скатерку стряхнуть, в избе-сенях веничком подмахнуть, куричешкам корму дать, в печке поглядеть. Справит все поскорее, да и за шкатулку. (Танюшка достаёт шкатулку, перебирает украшения, примеряет). Из верхних-то сундуков к тому времени один остался, да и тот легонький стал. Танюшка сдвинет его на табуреточку, достанет шкатулку и перебирает камешки, любуется, на себя примеряет. Ведущий 1: Раз к ней и забрался хитник (вор). То ли он в ограде спозаранку прихоронился, то ли потом незаметно где пролез, только из суседей никто не видал, чтобы он по улице проходил. Человек незнамый, а по делу видать - кто-то навел его, весь порядок обсказал. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила. (Танюшка наряжается). В это время и пых в избу этот хитник. (Вор стоит в дверях с топором). Танюшка оглянулась - на пороге мужик незнакомый, с топором. И топор-то ихний. В сенках, в уголочке стоял. Только что Танюшка его переставляла, как в сенках мела. Испугалась Танюшка, сидит, как замерла, а мужик сойкнул (вскрикнул от неожиданности. - Ред.), топор выронил и обеими руками глаза захватил, как обожгло их. ( Вор ойкает, роняет топор, хватается за глаза). Стонет-кричит: Вор: Ой, батюшки, ослеп я! Ой, ослеп! Ведущий 1: А сам глаза трет. Танюшка видит - неладно с человеком, стала спрашивать: Танюшка: Ты как, дяденька, к нам зашел, пошто топор взял? Ведущий 1: А тот, знай, стонет да глаза свои трет. Танюшка его и пожалела - зачерпнула ковшик воды, (Танюшка даёт вору ковш с водой), хотела подать, а мужик так и шарахнулся спиной к двери. Вор (отступает к двери): Ой, не подходи! Ведущий 1: Так в сенках и сидел и двери завалил, чтобы Танюшка ненароком не выскочила. Да она нашла ход - выбежала через окошко и к суседям. (Танюшка бежит за соседями). Ну, пришли, стали спрашивать. Соседи: Что за человек, каким случаем? Ведущий 1: Тот промигался маленько, объясняет Вор: Проходящий-де, милостинку хотел попросить, да что-то с глазами попритчилось. Как солнцем ударило. Думал - вовсе ослепну. От жары, что ли. Ведущий 1: Про топор и камешки Танюшка суседям не сказала. Те и думают: Соседи: Пустяшное дело. Может, сама же забыла ворота запереть, вот проходящий и зашел, а тут с ним и случилось что-то. Мало ли бывает. Ведущий 2: До Настасьи все-таки проходящего не отпустили. Когда она с сыновьями приехала, (Настасья с сыновьями возвращается) этот человек ей рассказал, что суседям рассказывал. Настасья видит - все в сохранности (Настасья проверяет драгоценности), вязаться не стала. Ушел тот человек, и суседи тоже (Вор и соседи уходят). Тогда Танюшка матери и выложила, как дело было. Тут Настасья и поняла, что за шкатулкой приходил, да взять-то ее, видно, не просто. А сама думает: Настасья: Оберегать-то её все ж таки покрепче надо. Ведущий 2: Взяла да потихоньку от Танюшки и других робят и зарыла ту шкатулку в голбец (подполье. - Ред.). (Настасья прячет шкатулку в голбец: за витрину) Уехали опять все семейные. Танюшка хватилась шкатулки, а ее быть бывало. Горько это показалось Танюшке, а тут вдруг теплом ее опахнуло. Что за штука? Откуда? Огляделась, а из-под полу свет. (Включается светильник). Танюшка испугалась - не пожар ли? Заглянула в голбец, там в одном уголке свет. Схватила ведро, плеснуть хотела - только ведь огня-то нет и дымом не пахнет. Покопалась в том месте, видит - шкатулка. Открыла, а камни-то ровно еще краше стали. (Танюшка открывает шкатулку, перебирает камни). Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке. Танюшка и в избу не потащила шкатулку. Тут в голбце и наигралась досыта. Так с той поры и повелось. Мать думает: Настасья: Вот хорошо спрятала, никто не знаетМетодическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками» Ведущий 2: А дочь, как домовничать, так и урвет часок поиграть дорогим отцовским подареньем. Насчет продажи Настасья и говорить родне не давала. Настасья: По миру впору придет - тогда продам. Ведущий 1: Уважаемые ребята, мы с вами разыграли лишь небольшой фрагмент сказки Бажова «Малахитовая шкатулка». Чем закончилась эта история, вы узнаете, если возьмёте в руки сказки Павла Петровича Бажова. А сейчас мы приглашаем вас в путешествие по планете Земля.

  1. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ «ЗЕМЛЯ»

(информация в форме викторины) Уважаемые ребята! Все вы, наверное, любите путешествовать. В будущем, когда вы будете взрослыми, то сможете объездить много стран и, может быть, даже совершить кругосветное путешествие. Каждый раз, собираясь в поездку, вы будете собирать чемодан или рюкзак. Мы предлагаем начать собирать рюкзак прямо сейчас, постепенно наполняя его знаниями. Итак, начинаем «путешествие по планете Земля». Земля имеет форму геоида (это шар, сплюснутый с полюсов). Недра Земли наполнены разнообразными полезными ископаемыми. Они образовались на огромных пространствах много миллионов лет назад и находились там, пока их не нашли геологи.

2.1 Кальцит

Мы отправляемся в жаркие страны. Представьте себе древние моря, в которых когда-то обитали морские лилии, морские ежи, разнообразные моллюски. Вот из их остатков и образуется минерал КАЛЬЦИТ. Это один из наиболее распространённых минералов. Он бывает белым, серым, бурым, голубым, зелёным, жёлтым, розовым и даже чёрным. Кальцит образует очень разнообразные кристаллы. Его легко отличить по «вскипанию» под действием кислот. Прозрачная разновидность кальцита - исландский шпат - обладает способностью расщеплять проходящий через него луч света на два так, что, если взглянуть на предмет через пластинку исландского шпата, его изображение раздваивается. Из кальцита на 99% состоит горная порода, которая широко применяется в повседневной жизни. В школе вы ежедневно используете эту породу при ответе у доски, и вам при этом помогает …..? (мел).

2.2 Сера

Мы успешно преодолели первый барьер и отправляемся на вершину горы, а точнее к вулкану. Вот оно: извержение вулкана! Поток горячих газов вырывается на дневную поверхность через трещины, на которых образуются кристаллические «шубы» в виде ярко-жёлтых кристаллов и их сростков. Это минерал под названием СЕРА. Её кристаллы часто прозрачны. Имеют жирный или алмазный блеск, низкую твёрдость. Особенностью серы является её горючесть: она легко загорается и горит с выделением едкого сернистого газа. Это свойство серы используется при изготовлении предмета домашнего обихода, который родители вам пока не доверяют, потому что он опасен. Это всем известные …? (спички).

2.3 Галит

А теперь осторожно спустимся с гор и окунёмся в тёплое море. И сразу увидим, а точнее, почувствуем, ощутим минерал ГАЛИТ. Это прозрачный минерал со стеклянным блеском, обычно бесцветен, но минеральные примеси часто окрашивают его в серый, красный, коричневый цвета. Встречается галит в виде кубических кристаллов. В природе он часто образует колоссальные залежи - целые слои толщиной в сотни метров. Галит легче большинства других горных пород, и поэтому иногда его слои «всплывают» как капли масла, на которое налили воду. При этом образуются целые «горы» - купола. Прекрасные ажурные кристаллы галита можно найти в некоторых высыхающих соляных озёрах. Основные отложения галита образовались при отступании, высыхании древних морей. Этот минерал используют при приготовлении пищи, он помогает сохранить продукты в зимних запасах. В небольших количествах он просто необходим для здоровья. Он образует горную породу ….? (соль).





2.4 Проблема экологии при добыче полезных ископаемых Человек с древнейших времён добывал и использовал для своих нужд различные полезные ископаемые. Не приведёт ли истощение подземных кладовых к остановке прогресса и гибели цивилизации, лишённой минерально-сырьевых и минерально-энергетических ресурсов? Ответ на этот вопрос непрост.
В принципе, истощение полезных ископаемых происходит не одновременно и не вдруг. Где же выход из создавшегося положения? Следует, прежде всего, разработать стратегию рационального использования недр Земли как одного из элементов глобальной экологической политики.
Уменьшение запасов сырья уже сейчас заставляет человека искать замену тому или иному полезному ископаемому. Разработка альтернативных технологий и производств, использующих иные минеральные ресурсы, - один из путей выхода из кризисной ситуации.
Добыча полезных ископаемых при разработке месторождений, как правило, сопровождается гигантскими потерями из-за несовершенства технологий добычи. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование способов добычи, снижение или полное исключение потерь.
Разработка месторождений более глубоких горизонтов земной коры - ещё один путь выхода из кризиса. Опыт бурения сверхглубоких скважин (до глубины 10000 м и более) показывает, что глубокие горизонты земной коры не менее богаты полезными ископаемыми, чем поверхностные. Наконец, самый очевидный путь выхода из минерально-сырьевого кризиса - так называемый рециклинг, или вторичное использование и переработка отходов производства. Процесс круговорота веществ в природе - один из механизмов их возобновления и сохранения. Например, именно благодаря круговороту воды мы имеем практически неисчерпаемые и возобновляемые её запасы. Если искусственно организовать круговые циклы для различных минеральных веществ, то отпадёт необходимость в их добыче. Достаточно будет того количества, которое уже находится в сфере промышленного и хозяйственного использования.
Не менее важной проблемой является и охрана недр от загрязнения, а также недопущение вредного воздействия горнопромышленных производств на окружающую среду. Заканчивается наше путешествие. Вы побывали на морских просторах нашей Земли и в горных районах. Благополучно вернулись домой и ваш «рюкзак знаний» пополнился сведениями о трёх замечательных минералах, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Это кальцит, сера, галит. Но помните, что при добыче полезных ископаемых нужно всегда помнить об окружающей среде, оберегая природу.



  1. «НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»

(интерактивная выставка) Вообще в недрах Земли существует огромное количество других полезных ископаемых, которые широко используются в народном хозяйстве. Некоторые из них представлены на нашей выставке «Необычное в обычном», с которым мы предлагаем вам познакомиться. Но сначала проведём опыты с минералами.

  1. Опыт с исландским шпатом.
Возьмём минерал и покажем его детям. Говорим, как он называется и о его способности расщеплять проходящий через него луч света так, что, если взглянуть на предмет через пластинку исландского шпата, его изображение раздваивается. Держа в руках лист бумаги с текстом, пройдёмся по рядам и покажем детям, как это происходит.
  1. Опыт с марганцовкой.
Берем стакан, наполовину заполненный водой, и бросаем туда несколько кристаллов марганцовки, предварительно сказав, что марганцовка делается из пиролюзита. После того как мы бросим в воду марганцовку, она должна окрасится в малиновый цвет.
  1. Опыт с деньгами (монетами).
Показываем детям магнит и говорим, что он сделан из магнетита. Потом берём подставку, где лежат монетки, подносим к ним магнит и они к нему притягиваются! На этом опыты закончены, и мы просим вас пройти на нашу выставку. Выставка «Необычное в обычном»: здесь можно и нужно всё не только посмотреть, но и обязательно потрогать.

Экспонат

Практическое применение

  • Сера

Каминные спички

  • Графит

Карандаш простой, угольный

  • Галит

Поваренная соль

  • Глина

Изделие из керамики

  • Касситерит

Консервная банка (сгущенка)

  • Боксит

Алюминиевая кастрюля

  • Магнетит

Магнит

  • Тальк

Детская присыпка

  • Гематит

Стали и сплавы (фото корабля, машины, самолёта)

  • Вольфрамит

Электрическая лампочка

  • Халькопирит

Изделие из меди (деньги)

  • Минеральная вода

Бутылка с питьевой минеральной водой

  • Апатит

Удобрения (фото полей)

  • Кальцит

Цветные мелки

  • Кварц

Стеклянные изделия

  • Пиролюзит

Марганцовка





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Бажов П. Малахитовая шкатулка.- М, Изд-во АСТ; Мн.: Свердловск, 2003.- 56 с.
  2. Джаспер Стоун. Драгоценные камни. - СПб6 ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006. - 96 с.
  3. Жуков. А. М. Драгоценные камни более 100 названий.- М, Изд-во АСТ; Мн.: Харвест, 2005.- 320 с.
  4. Мир и человек. Географический атлас. М.:ГУГ К, 1987.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. - 2-е изд.,перераб. и доп./Глав. Ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002.- 688с.
  6. Материалы сети Internet.


























ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

СПИСОК РЕКВИЗИТА

  1. «Малахитовая» шкатулка.

  2. Экспонаты ювелирных и поделочных камней из витрины «Роман с камнем».

  3. Экспонаты образцов полезных ископаемых для выставки «Необычное в обычном».

  4. Экспонаты образцов практического применения полезных ископаемых.

  5. Оформление классной доски (фотоматериал, стрелки, название минералов и экскурсионной программы).

  6. Экспонаты для проведения опытов (исландский шпат, лист с печатным текстом, марганцовка, стакан с водой, магниты, монеты).

  7. Реквизит для сценки.































Приложение 2

ФОТОМАТЕРИАЛМетодическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»



Экспонаты ювелирных и поделочных камней из витрины

«Роман с камнем»

Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»





Экспонаты образцов полезных ископаемых для выставки

«Необычное в обычном»

Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»

Оформление классной доски

(фотоматериал, стрелки, название минералов и экскурсионной программы)

Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»





«Малахитовая» шкатулка

Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»



Фрагменты экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»

Методическая разработка экскурсионной программы «Малыши с рюкзаками»

© 2010-2022