Рабочая программа модуля Экология

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад п.Партизанское

Багратионовского района Калиниградской области



ОБСУЖДЕНА:

МО учителей начальных классов

«____»__________ 20__г.

ПРИНЯТА:

педагогическим советом

«____»__________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ начальная школа -

детский сад п.Партизанское

___________Комленок И.К.

«____»____________20 __ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модуль

«Экология»

3 класс

Учитель начальных классов: Камынина Любовь Александровна

Год реализации программы: 2013- 2014 учебный год

2013год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модуль «Экология» изучается учащимися 3 класса в рамках предмета «Окружающий мир» с целью углубления знаний учащимися предметного материала. Программа разработана на основе материалов книги «Программы кружка, разработки занятий, методических рекомендаций Юный эколог. 1-4 классы» \авт.-сост. Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева.-Волгоград: Учитель, 2010.

, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Экологическая программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (комнатными растениями, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися уголка живой природы), и при идеальном (воображаемом) взаимодействии с природными объектами.

Осознание ребёнком, что биосфера - это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.
Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры.

Программа рассчитана на 14 часов.

Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена "понятийная сетка", в которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища.

Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование - защита жизни, выявление условий для её расцвета - является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

В программе в основе формирования теоретических понятий лежит абстракция (жизнь, природа) - идеализированный объект, дающий её целостное, но нечёткое отражение, далее следует методологическая конкретизация (от абстракции к теоретическим понятиям, а затем к различным сферам практики.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Такими основными методами в образовательном процессе по реализации программы будут: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Основной формой контроля является решения учащимися проблемных задач и ситуаций, выполнение творческих работ и проектная деятельность

Количество часов в год: 14 (каждый пятый урок курса «Окружающий мир»)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Планета Земля. 3 ч.

Мы - жители планеты Земля: создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. Солнечная система. Девять планет Солнечной системы. Особенности каждой планеты и их единство. Мой родной посёлок, его история, моя улица и дом.

Экология . 2ч.

Экология как наука. Экология - наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека?

Окружающая среда. 2ч.

Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм (практическое наблюдение на улице за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка)

Народные приметы. 1ч.

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам. Конкурс народных примет. Конкурс рисунков «Угадай погоду»

Экология и экономия.1ч.

Расширить представления учащихся о необходимости экономии электроэнергии, развивать потребность в её сохранении

Мир растений.4ч.

Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» .Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе». Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома с учётом тепла и света по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, рыхление почвы, полив). Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений»

Обобщение. 1ч.

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении. Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей

Предполагаемые результаты реализации программы

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- понимать ситуацию единство всех живых существ на Земле;

- знать особенности планет Солнечной системы;

- понимать экологию - как науку об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой;

- понимать положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живые организмы;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- осознавать значение воды для человека;

- прогнозировать природные изменения по народным приметам;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом

-пользоваться картой своей области,

-определять географическое положение своей области;

-знать особенности климата своей области, своего края;

-определять температуру воздуха, пользуясь термометром,

-давать характеристику климата своей области по сезонам года;

-знать основные полезные ископаемые, добываемые в области;

-делать доклад на любую экологическую тему, пользуясь словарями, справочниками.

Литература: «Программа кружка, разработки занятий, методических рекомендаций Юный эколог. 1-4 классы» \авт.-сост. Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева.-Волгоград: Учитель, 2010.

Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».

Тематическое планирование


п/п

ТЕМА

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

1

Мы - жители планеты Земля

Рисунок «Мы - жители планеты Земля»

2

Планета Земля в

Солнечной системе

Создание модели из пластилина «Солнечная

система»

3

Моя малая Родина

Экскурсия «Мой посёлок». Рисунок «Любимый уголок»

4

Что такое экология?

Чтение и анализ рассказа В. Бианки «Сова»

5

Экология и мы

Разбор экологических ситуаций

6

Организм и окружающая среда

Рисунок «Окружающая среда и живой организм»

7

Первые уроки экологической этики

Акция «Книги, живите долго!»

8

Предсказание погоды по народным

приметам

Конкурс народных примет. Конкурс рисунков «Угадай погоду»

9

«Лампочкин» марафон

Акция «Экономим свет»

10

Будем понимать и любить растения!

Ролевая игра «Я в гостях у природы»

11

Экологические памятки для детей и взрослых

Коллективный проект «Экологические памятки»

12

Комнатные растения

Составление рассказа «Любимое растение в моём доме».

13

Лекарственные растения

Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений»

14

Обобщение проделанной экологической работы за год

Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей


Тематическое планирование

Тема

1

Заочное путешествие по карте области. Растительный и животный мир нашей области.

2

Географическое положение области, история города.

3

Олимпиада по экологии

4

Решение познавательных задач природоохранительного содержания.

5

Знатоки отчего края (игра «Брейн-ринг»)

6

Урок-лекция «Красная книга моего края» в библиотеке.

7

Нефтяные загрязнения. (Сбор сведений о загрязнении Мирового океана. Выпуск листовки «НЕТ нефтяным загрязнениям»)

8

Острова. Как создаются острова

9

Конкурс загадок о природе. Отчет знатоков загадок.

10

Наблюдение за живой природой. Экскурсия. Зарисовка состояния почек, веток, травы.

11

Прогноз погоды. «Живые барометры» Как предсказывают погоду кошки, собаки, гуси. Отчет знатоков народных примет.

12

Акция «Сохраним первоцвет!» Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Изготовление листовок.

13

Викторина «День птиц»

14

Работа с экологическими знаками, выставка творческих работ.


© 2010-2022