Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

муниципального образования города Братска


Рассмотрено на заседании структурного подразделения начального общего образования

Протокол №____

от «___» ___________ 201 г.

Рук.СП__________И.В.Деденёва

Согласовано:

зам. директора по УВР

___________Л.Ю.Скрынник

«___»______________201 г.

Утверждаю:

директор МБОУ «Лицей № 3»

______________М.А.Аскарова

Приказ № ____

от «___»____________201 г.





Рабочая программа

«Окружающий мир»


для обучающихся 1 В класса



Предметная область «естествознание»




Разработала:

Лещенко Елена Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

2015 г. I. Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе ФГОС, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Лицей № 3», а также на основе авторской программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и ориентирована на работу по учебнику: 1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг»): учебник : А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2015. 2. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс («Я и мир вокруг») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс : Школьный дом, 2015. 3. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 1 класс («Я и мир вокруг») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. - М. : Баласс : Школьный дом, 2015. 4. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1 класс («Я и мир вокруг») : метод. рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. - М. : Баласс, 2014. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предмет «Окружающий мир» приучает детей к целостному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука - это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания. Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета. Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального. Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

II. Общая характеристика учебного предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5-9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний. Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём. Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения? Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь. Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ - ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая. При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель - это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек - природа», «человек - общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование гражданского самосознания толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое содержание курса естествознания в начальной школе - слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школыНо это и не является целью. Необходимо познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира. В этом случае используется принцип минимакса.Согласно этому принципу школьники на урокемогут узнать много нового (максимум) , но должны знать лишь важнейшие знания (минимум ).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Окружающий мир» относится к предметной области «Естествознание», рассчитан на 4 года обучения начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей № 3» на 2015-2016 учебный год предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе 2 часа в неделю за счёт часов обязательной части учебного плана. Общий объём учебного времени за год составляет 66 часов.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков). Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:
  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
VI. Содержание учебного предмета 1-й класс. «Я и мир вокруг» (66 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С. Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец - простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь - основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта - основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже». Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Как ты узнаёшь мир (4 ч) Органы чувств человека. Глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания. Память - хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия. Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство. Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий - основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар). Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Живые обитатели планеты (9 ч) Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения - «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» - «едоки». Охрана живых организмов в природе - важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни. Культурные растения и домашние животные - наши друзья. Забота человека о них. Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения - пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели - животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения - кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек - разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе. Экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Отчего и почему (2 ч) Последовательность событий и её причины. Причина и следствие. Времена года (12 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме. Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда. Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных. Экскурсия в парк «Осенняя природа». Экскурсия в парк «Зимняя природа». Экскурсия в парк «Весенняя природа». Часы по усмотрению учителя - 2 ч.

VII. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс


п/п Тема урока Дата по плану Дата по факту Планируемые результаты Виды деятельности Предметные Метапредметные и личностные

I четверть - 16 ч

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА (9 ч)

1

Мой дом, моя школа. Ты - школьник

Ученик научится показывать и называть все знакомые предметы в поле зрения, уяснит смысл обыденных, хорошо знакомых слов о предметах природы, их признаках и свойствах; поймет важность обмена знаниями между людьми; научится пользоваться понятиями «вперед», «назад», «лево», «право», «верх», «низ».

Регулятивные:

- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-понимает необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями в один-два шага (задачи-«ловушки»).

Коммуникативные:

- старается договариваться, умеет уступать, находить общее
решение при работе в паре
и группе.

Личностные:

- самостоятельно определяет и высказывает самые простые правила поведения на уроках;

- проявляет интерес к способам решения новой частной задачи.

Совместно-распределенная учебная деятельность

Познавательная Парная


2-3

Путешествуем, не

выходя из класса


4-5

Ценный совет

Познавательная Групповая


6

Зачем нужен жизненный опыт


7

Где и куда

Поисковая

Игровая


8

Учимся определять верх и низ


9

Раньше и позже

КАК МЫ УЗНАЁМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ (4 ч) 10-11

Предметы и их признаки

Ученик научится выделять и описывать признаки предметов, узнавать предметы по совокупности признаков или свойств, группировать предметы по их совместному расположению в природе (в лесу, в море, в комнате) и сходному использованию в человеческой деятельности.

Регулятивные:

- овладеет умением выполнять инструкции, точно следовать простейшим алгоритмам.

Коммуникативная:

- овладеет умением использовать средства языка в устной
речи в соответствии с условиями общения;

- концентрируется на учебе;

- оказывает помощь другим учащимся.

Познавательные:

- ориентируется в учебнике;

- отличает новое знание от уже известного с помощью учителя;

Личностные:

- имеет представление о себе и своих возможностях.

Совместно-распределенная учебная деятельность

(коллективная дискуссия, групповая работа), творческая. 12-13

Сочетания предметов

ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч) 14-16

Осень - природа готовится к зиме

Ученик учится находить и описывать признаки осени в природе;

-проводить наблюдения и фиксировать результаты наблюдений в календаре природы и в «маленьких» исследованиях.

Познавательные:

- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы

- выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации;

- использует символы для обозначения атмосферных явлений.

Коммуникативные:

- умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Исследовательс-кая

II четверть - 16 ч

КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР (4 ч) 17 Наши помощники - органы чувств

Ученик усвоит назначение каждого из органов чувств, поймет роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств, научится правильно соединять показания отдельных органов чувств, пользоваться своей памятью, упорядочивать свой опыт.

Регулятивные:

- определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

и одноклассниками.

Познавательные:

- использует поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- фиксирует полученные данные в специально подготовленной таблице.

Коммуникативные:

- старается договариваться, умеет уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

Личностные:

- положительно относится к школе, проявляет внимание, интерес, желание больше узнать, осваивает роль «хорошего ученика»

Познавательная.

Совместно-распределенная учебная деятельность





18 Наши помощники - память и ум


19 Родители, учителя и книги

Совместно-распределенная учебная деятельность

Рефлексивная 20

Повторение и самостоятельная работа по теме «КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР»

ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ (7 ч) 21-22 Ты и твоя семья

Ученик усвоит значение семьи в жизни человека, поймет необходимость взаимопомощи всех членов семьи; научится выбирать правила общения между людьми, которым нужно следовать для комфортного взаимодействия и взаимопонимания.

Регулятивные:

- высказывает своё предположение (версию), пробует предлагать
способ проверки, отмечает изменения в своих действиях, сравнивает свои достижения.

Познавательные:

- определяет тему и главную мысль текста, находит в тексте незнакомые слова, определяет их значение разными способами;

- владеет информацией о составе семьи, данными биографии
членов семьи (имена, возраст, род занятий);

- использует основные формулы речевого этикета в общении со сверстниками и взрослыми;

- оценивает поведение людей в быту
(правила общения, ОБЖ, уличного движения).

Творческая.

Игровая.

Совместно-распределённая.

Рефлексивная. 23-24

Учимся быть самостоятельными


25-26 Ты и твои друзья


27

Повторение и самостоятельная работа по теме «ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ»

ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч) 28-30

Зима - покой природы

Ученик научится находить и описывать признаки зимы, узнает особенности живой и неживой зимней природы; научится проводить исследования
по теме «Признаки и свойства снега

и льда»

и фиксировать результаты наблюдений в календаре природы.

Регулятивные:

- работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного);

- использует символы для обозначения

атмосферных явлений;

- выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

- умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою
точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни.

Личностные:

- оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку
и помощь в случаях затруднения;

- объясняет самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.

Познавательная.

Исследовательс-кая.

Рефлексия.


31

Повторение и самостоятельная работа


32

Итоговая работа № 1 по теме «ВРЕМЕНА ГОДА»

III четверть - 18 ч


33

Учимся решать жизненные задачи

Игровая.

Творческая.


ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ (10 ч) 34-35 Город, в котором мы живём


Знание функций города,
элементарные

Регулятивные:

- ученик высказывает своё предположение (версию), предлагает

Познавательная.

Игровая.

представления о таких объектах, как бульвар, проспект, улица, проезд, шоссе; знание домашнего адреса, правил безопасного перемещения по улице.

способ проверки, совместно
с учителем дает оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- использует поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с использованием видеоресурсов;














36-37

Учимся быть пешеходами

Элементарные представления о богатствах природы (полезные ископаемые, продукты животноводства и растениеводства); три состояния вещества (воды) - жидкое, твердое,
газообразное.

Регулятивные:

- определяет и формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи (в рамках доступного);

- выделяет и формулирует проблему, отличает известное от неизвестного;

- имеет представление о богатствах природы, о произведенных из них предметах;

- устанавливает состояния вещества согласно предложенной классификации (жидкое, твердое, газообразное).

Коммуникативные:

- умеет задавать уточняющие вопросы, старается договариваться, находит общее решение.

Совместно-распределенная учебная деятельность.

Рефлексивная. 38-39 Хозяйство человека


40

Путешествие Колобка


41 Богатства природы


42

Твёрдые тела, жидкости и газы


43

Повторение и самостоятельная работа по теме «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ»

ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч)


44-46

Весна - пробуждение природы

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе весной; условные обозначения атмосферных явлений (дневник наблюдений).

Регулятивные:

- работает по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий).

Познавательные:

- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы (в рамках доступного);

- использует символы для обозначения атмосферных явлений;

- выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

- умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывает свою точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Совместно-распределенная учебная деятельность.

Творческая. 47

Итоговая работа

№ 2 по теме «ВРЕМЕНА ГОДА»

Обобщение и систематизация изученного материала.

Рефлексивная

ЖИВЫЕ ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ (9 ч) 48 Живое и неживое

Знание признаков объектов живой и неживой природы, свойств животных и растений, их отличительных особенностей.

Познавательные:

- делает самостоятельные выводы
о свойствах растений и животных;

- находит необходимую информацию о растениях и животных с использованием учебной литературы.

Совместно-распределенная учебная деятельность 49

Растения и животные


50

Равновесие в природе

IV четверть -16 ч 51

Домашние любимцы и комнатные растения

Ученик научится различать огородные, садовые и полевые растения, познакомится с условиями содержания домашних животных, уяснит признаки, объединяющие человека с животными (строение, дыхание, питание, рост и размножение), и признаки, отличающие человека от животных (речь, разум, ответственность за судьбу всей природы и человечества).

Познавательные:

- находит необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- сравнивает и различает формы жизни (растения - животные,
животные - человек), виды растений (полевые, садовые, огородные).

Коммуникативные:

- старается договариваться, умеет уступать, находить общее
решение при работе в паре и группе.

Личностные:

- самостоятельно определяет и вы-
сказывает самые простые правила поведения в живой природе;

- проявляет интерес к способам решения новой частной задачи.

Познавательная.

Творческая.

Рефлексивная. 52 553

Наши помощники - домашние животные и культурные растения


54 Человек - разумное существо


55 Природа и мы


56

Повторение и самостоятельная работа по теме «ЖИВЫЕ ОБИТАТЕЛИ ПЛАНЕТЫ»

ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч) 57-59

Лето - природа цветёт и плодоносит

Знание сезонных изменений в живой
и неживой природе летом.

Познавательные:

- задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы;

- использует символы для обозначения атмосферных явлений - выделяет признаки, свойства объектов природы для классификации.

Коммуникативные:

- умеет в рамках совместной учебной деятельности слушать других;

- высказывает свою точку зрения, вступает в беседу на уроке, в жизни.

Совместно-распределенная учебная деятельность.

Творческая.

ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ (2 ч) 60-61 Отчего и почему

Комплексное применение новых знаний.

Регулятивные:

- совместно с учителем ученик
планирует свою работу, используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий), оценивает свою работу по заданным критериям.


62

Повторение пройденного материала

Обобщение и систематизация полученных знаний

Личностные:

- оказывает одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения;

- объясняет самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.

Творческая.

Рефлексивная.

Индивидуальная групповая.


63

Итоговая работа № 3 по теме «ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ»


64 Чему мы научились за год. Учимся решать жизненные задачи


65-66 Часы по усмотрению учителя

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Основная литература:



Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия


11 Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. - Москва: Баласс, 2015.
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». Пособие для учителя

22 Вахрушев А. А, Я и мир вокруг: учебник для 1 класса 2 ч.- М.: Баласс, 2015. Учебник «Я и мир вокруг» Учебник для 1 класса

33 Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М.:Баласс.2015 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Рабочая тетрадь по окружающему миру

44

ВахрушевА.А.

М.:Баласс.2015 Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» Пособие

5. 5 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с. Сборник программ

6.6 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 215 с. - (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя

7.7 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 152 с. - (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя

8.8 Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2015.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя
2. Информационно-коммуникативные средства. 1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. - М. : Кирилл и Мефодий, 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. Кузя и сила природы. - М. : Медиа Хауз, 2002. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Окружающий мир. 3-4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Т. С. Гулуева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 3. Интернет-ресурсы. 1. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100». - Режим доступа : school2100.ru 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 3. Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа : gramota.ru 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok 5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 4. Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор. 3. Экран проекционный.


© 2010-2022