- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру по УМК Школа 2100
Рабочая программа по окружающему миру по УМК Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шевелёва Н.С. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
Окружающий мир
1 класс
66 часов (из расчета 2 часа в неделю) Рабочая программа по окружающему миру построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Я и мир вокруг» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими рекомендациями для учителя, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.
I.Пояснительная записка
Задачи образования в начальной школе:
-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
II. Общая характеристика учебного предмета Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Целиизучения окружающего мира: -развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; -воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. В том числе экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма- одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества-осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих умений;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе
- Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- Объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- Называть основные особенности каждого времени года.
- Оценивать правильность поведения людей в природе;
- Оценивать правильность поведения в быту.
VI. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» «Я и мир вокруг» (66 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С. Как мы понимаем друг друга (10 ч) Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Как ты узнаёшь мир (4 ч) Твоя семья и твои друзья (7 ч) Что нас окружает (10 ч) Живые обитатели планеты (9 ч) Времена года (22 ч).
В том числе: Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Экскурсия в парк «Осенняя природа». Экскурсия в парк «Зимняя природа». Экскурсия в парк «Весенняя природа». Повторение пройденного материала - 5 ч.
К концу 1 - го класса учащиеся должны знать: -роль руки и слов в общении; -роль опыта - как источника благосостояния людей; -что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг; -что такое общение и какова его роль в жизни человека; -что такое город; -основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий; -основные природные богатства ( солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека; -свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов; -основные черты сходства и различий растений и животных; -основные группы домашних животных и растений; -отличительные особенности человека от животных; -элементарные сведения о строении человека; -правила поведения в природе; -основные признаки каждого времени года. Учащиеся должны уметь: -называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; -пользоваться словами, указывающими направление и время; -наблюдать, делать умозаключения; -пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; -различать профессии людей; -различать природные богатства, живые и неживые; -различать растения и животных; -приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных; -приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных; -оценивать правильность поведения в природе; -оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир»
Наглядные пособия: 1) натуральные живые пособия 2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 4) изобразительные наглядные пособия 5) географические и исторические карты; 6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Оборудование для мультимедийных демонстраций :компьютер,медиапроектор,видеомагнитофон. Цифровые образовательные ресурсы: school-collection.edu.ru/) Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах - их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д. Другие средства обучения:приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки. Набор энциклопедий для младших школьников.