Рабочая программа курса Я-исследователь

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образованием Асбестовского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»





Программа согласована УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического Директор МБОУ СОШ № 16

совета школы 14.05.14 ____________Н. А. Каменских

протокол № 4 приказ № 29 от 18.09.14

____________(Четверикова Е.С.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Я - исследователь»

(срок реализации 4 года)






Разработана в 2014 году

Сафроновой В.В. ,

учителем начальных

классов

1 кв. категории

педагогический стаж 20 лет





2014



Пояснительная записка В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, делать предположения, отвечать за принятые решения. Человек, который самостоятельно умеет определить перспективу, наметить план действий и осуществить его, оценить и проанализировать, что удалось, а что нет, обладает проектным типом мышления. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Рабочая программа по курсу «Я - исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.) Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:

  • организационных (регулятивных),
  • интеллектуальных (познавательных),
  • оценочных (личностных),
  • коммуникативных.

Организация массовой работы обучающихся над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
  • обрести обучающимся ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  • научиться применять полученные знания,
  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Проектная деятельность ребенка позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель программы: создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
  1. Формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  2. обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;
  4. развитие познавательных потребностей и способностей.
Место курса в учебном плане. Данная программа реализуется в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с ФГОС, рассчитана на 1 час в неделю для учащихся 1 - 4 классов (33ч - в первом классе и 34ч - во втором , третьем и четвёртом классах). Формы организации занятий: занятия организуются по подгруппам 1 раз в неделю. Основные принципы программы Принцип системности Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Содержание программы. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. 1-2 год обучения - главная задача развитие исследовательских умений и навыков. 3-4 год обучения - организация работы над проектами (групповыми и индивидуальными. Постепенно дети знакомятся с основными этапами работы над проектами. 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Кто такой исследователь. Что должен уметь делать исследователь, чему надо научиться. Что такое проект, тема, цель, задачи проекта, гипотеза, вывод.
Способы проверки гипотезы. Эксперимент. Способы сбора информации (анкетирование, интервью, поиск информации). Способы обработки информации (таблицы, графики, схемы). Способы представления результатов проектов.











1 класс.(33 часа) Задача: развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять причину и следствие.

тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Творческая работа

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

Беседа, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения.

Подготовить рассказ на тему «Что я заметил»

Наблюдение как метод исследования.

2

Игры «Найди отличие», «Узнай предмет», «Найди ошибки»

Придумать (нарисовать, сделать аппликацию) задание для товарищей «Найди отличие» -работа в паре на занятии.

Внимательность-необходимое качество исследователя

2

Рассматривание предмета, описание. Игры на развитие внимания. «Что на что похоже» «Что изменилось»

Придумать (нарисовать, сделать аппликацию) задание для товарищей «Найди два одинаковых предмета» -работа в паре на занятии.

Коллективная игра - исследование.

2

Игра «Прогулка по зоопарку», работа с планом объекта, составление рассказа о животных.

Работа в группах - проект «Зоопарк»

Представление проектов

1

Представление проектов

Классификация.

2

Игры на поиск разных способов классификации, выделения признака (цвет, форма, цвет. Наличие углов и т.д.

Придумать задание «Добавь предмет»

Обобщение

2

Игры на выделение общего свойства. Игры «Как назвать одним словом» «Найди лишний предмет2

Подобрать и нарисовать предмет у которого есть что общее с деревом (дерево, лист, табурет, книга и т.д), водой (дождь, сок, река, кораблик и т.д.)

Определение понятий.

2

Игра «Угадай предмет, действие по описанию» Задание : объясни, что это такое (яблоко, стол, книга, бегать, прыгать и т.д)

Придумать объяснения предмета, действия.

Загадка

2

Отгадай загадку, найди определяющие понятия и слова.

Придумать загадку.

Кроссворды

2

Решение кроссвордов

Составить кроссворд на определённую тему.

Ребусы

2

Знакомство со способами решения ребусов. Решение ребусов.

Составить ребус.

Проект

2

Работа в группах. Проект «Построим дом, чтобы жить в нём»

Проект «Построим дом, чтобы жить в нём»

Представление проектов.

1

Представление проектов

Выполняем логические операции.

2

Задание на восстановление порядка событий, дополнение недостающего звена.

Составление рассказа «что будет, если…»

Воображение

2

Задание: дорисуй геометрическую фигуру так, чтобы получились разные предметы,

Объедини несоединимые понятия.

Кодирование. Шифры.

2

Задание на разгадывание кодированного слова, знакомство со способами кодировки информации.

Придумать задание и шифр.

Пиктограммы

2

Задание на изображение предметов, понятий с помощью рисунков. Иероглифы.

Составить словарь пиктограмм.

Коллективная игра(обобщение)

2

Игра КВН

Итого

33

2 класс(34часа) Задача: развитие умения выделять проблему, выделять главное и второстепенное, анализировать, обобщать.

тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Творческая работа

Научные исследования и наша жизнь.

2

Беседа, ответы на вопросы.

Продолжить один и тот же рассказ при условии, что каждая группа придумает свой вариант окончания.

Методы исследования.

2

Беседа, ответы на вопросы.

Сбор коллекции.

Коллекционирование.

2

Представление своей коллекции.

Тема и цель проекта.

2

Беседа. Упражнения в определении цели проекта по заданной теме.

Выбрать тему индивидуального проекта, определить цель.

Источники информации.

2

Экскурсия в библиотеку, работа с картотекой. Подбор книг по заданной теме.

Составить список книг по своей теме.

Учимся задавать вопросы

2

Работа в группах, ответы на вопросы. Составление вопросов по готовым ответам.

Источники информации

2

Поиск информации в Интернете.

Источники информации

Учимся выделять главное и второстепенное.

2

Работа с текстом. Выбор ответа на поставленный вопрос.

Придумать вопросы к тексту.

Учимся видеть проблему.

2

Упражнения в выделении проблем. «Посмотри на мир чужими глазами».

Мышление и логика.

2

Игры «Найди лишнее слово». Решение ребусов, анаграмм.

Придумать анаграмму.

Анализ и синтез. Выводы.

2

Упражнение в формулировании вывода на основе полученной информации.

Причина и следствие. Гипотеза.

2

Работа в группах.

Способы проверки гипотезы. Эксперимент.

2

Проведение эксперимента по плавучести тел.

Презентации проектов

4

Презентации проектов

Резерв

4

Организация консультаций по работе над проектами.

Итого

34

Время для проведения уроков представления проектов и резервных педагог определяет сам по мере готовности детских проектов.

3 класс(34 часа)

Задачи: развитие умения формулировать задачи, проводить эксперименты, делать выводы, находить информацию в тексте, представлять её в виде таблицы, графика, диаграммы.

тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Творческая работа

Методы исследования.

2

Беседа, ответы на вопросы.

Тема и цель проекта. План работы над проектом.

2

Постановка задач по заданной теме, составление плана работы над проектом.

Выбрать тему, определить цель, составить план работы, определить сроки.

Установление закономерностей. Парадоксы.

2

Практическая работа по поиску лишнего понятия, установления закономерностей.

Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании.

2

Решение логических задач. Поиск и построение метафор.

Работа с текстом. Выбор информации по теме.

2

Выделение главного в тексте. Поиск доказательств в тексте при ответе на поставленный вопрос.

Работа с текстом.

2

Подготовка сжатого пересказа. Автореферат.

Сбор информации. Интервью.

2

Подготовка вопросов для интервью. Правила проведения интервью.

Проведение интервью с родственниками.

Сбор информации. Анкетирование.

2

Составление анкет, Правила проведения анкетирования.

Подготовить анкету для одноклассников.

Наблюдение и эксперимент.

6

Проведение экспериментов с реальными вещами.

Способ представления информации. Таблицы.

2

Работа с таблицами, представление информации в таблице.

Подготовить вопросы и задания по таблицам.

Способ представления информации. Графики.

2

Работа с графиками, представление информации в виде графика.

Подготовить вопросы и задания по графикам

Способ представления информации. Диаграммы.

2

Работа с диаграммами, представление информации в виде диаграмм.

Подготовить вопросы и задания по диаграммам.

Презентации проектов

2

Презентации проектов

Резерв

4

Организация консультаций по работе над проектами.

итого

34

Время для проведения уроков представления проектов и резервных уроков педагог определяет сам по мере готовности детских проектов.

4 класс(34часа)

Задачи: создание проекта.

тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Творческая работа

Как научится приобретать знания? Всю жизнь в поиске.

2

Игра «посмотри на мир чужими глазами». Упражнение для увеличения объёма внимания.

Составить рассказ по готовой концовке.

Как оценивать идеи? Классификация тем исследований.

2

«Мозговой штурм» идей. Оценивание идей.

Выбор темы проекта.

Особенности поведения теоретических исследований.

2

Проведение коллективного исследования.

Сбор материалов по своему исследованию.

Особенности проведения эмпирического исследования.

2

Проведение экспериментов с магнитами.

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов?

2

Формулирование выводов по готовым исследованиям.

Способы представления результатов проектов.

2

Творческая работа в группах - представление результатов одного и того же проекта разными способами.

Создание презентаций.

2

Работа на компьютере. Создание презентаций.

Что такое буклет, листовка.

2

Работа на компьютере, создание буклетов.

Индивидуальные консультации

18

итого

34

Во втором полугодии 4 класса занятия в рамках курса «Я - исследователь» организуются в форме индивидуальных консультаций по работе над детскими проектами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА


Будут сформированы: Получит возможность для формирования: Личностные универсальные учебные действия - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе - ---- учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
- проявлять познавательную инициативу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи - умение контролировать свою деятельность с точки зрения завершения работы над каждым этапом проекта
Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - обобщать ; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; Коммуникативные универсальные учебные действия - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия; - владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.





Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения информации; - Создавать рисунки, таблицы, презентации; - Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой; - Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации. -Систематизировать материал; - Составлять монологическое высказывание, сжато пересказывать материал.

Формы подведения итогов реализации программы:
Модули Форма предъявления результата Форма контроля Инструмент для оценки Познавательные процессы Общественный смотр достижений Батарея тестов Психологические тесты Исследовательские умения Портфолио Папка исследователя Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений. Критерии написания исследования, Методики А.И.Савенкова Самостоятельная исследовательская практика Публичная презентация результатов проведенного исследования Конференция Критерии публичного выступления Наблюдения, опыты и эксперименты Отчет о проведении опыта Протокол эксперимента Педагогическое наблюдение Карта наблюдений Используемая литература

  1. Исследовательская деятельность младших школьников: пограмма, занятия, работы учащихся/авт.-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2012.-138 с.
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост.В.Ф.Феоктистова.- Волгоград; Учитель, 2012, - 142с.
  3. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2010, - 192с.
  4. Сизова Р.И. Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради
  5. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа. Занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова[и др.]- Волгоград; Учитель, 2012.-169с.


© 2010-2022