- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Осень 1 класс
Конспект урока Осень 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шушмарченко Я.С. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мерзімі. /Дата: 07.12
Сабақ. /Урок №: 13
Сабақ тақырыбы./Тема урока: «Осень».
Сабақтың мақсаты. /Цель урока: ознакомление детей с осенними явлениями.
Формирование умения отличать признаки осени.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері. /Учебно-воспитательные задачи
Білімдік. /Образовательная: познакомить учащихся с признаками осени и осенними явлениями; систематизировать знания учащихся о временах года, месяцах.
Дамытушылық./ Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Тәрбиеліқ./ Воспитательная: воспитывать наблюдательность и умение слушать.
Сабақ түрі. /Тип урока: комбинированый урок.
Оқыту әдісі. /Методы обучения: беседа, рассказ, игровые, наглядные, частично-поисковые, практические.
Көрнекілісі. /Оборудование: карточки с названием признаков осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлет птиц, окраска листьев; иллюстрации с картинками осенней природы, листопада; «Дневник наблюдений №2», учебник «Познание мира».
Сабақ барысы
Ход урока
1. Ұйымдастыру кезеңі./ Орг. момент.
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель показывает изображение солнышка и говорит: «У меня вот такое настроение, а у вас?» На столах у ребят вырезанные солнышки и тучки. Они выбирают соответствующий знак.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит…
-Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ( Осень)
(Слайд 1)
Девушка-осень гуляет,
Ножкой сбивает росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.
-А теперь послушайте слова и попытайтесь определить, о чём будет идти речь на уроке.
Урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек.
(Выслушиваются предположения ребят)
-Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Тема нашего урока «Что нам осень подарила».
-Как вы думаете, чему мы должны научиться?
-Как мы должны работать, чтобы урок был хорошим, удачным?
-А где в жизни нам пригодятся эти знания?
2. Білім тексеру./Проверка знаний.
а) Работа с приметами.
(Слайд 2)
-Какие приметы осени вы знаете?
-
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
-
Большой урожай рябины - к большим морозам.
-
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.
-
Весна красна цветами, а осень снопами.
-
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
-
Весной что рекой прольет - капли не видать, осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.
-
Весною дождь парит, осенью мочит.
-
Ветер - листобой вьется над избой, пробует силы толкаясь плечисто.
-
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко - так малы снега будут.
-
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
-
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.
-
Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы - зима предстоит холодная".
-
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
-
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная.
-
Если мыши во льну гнездо совьют, то в зиму большие снега будут.
-
Если мыши отрывают норы на теплую сторону - зима суровая.
-
Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев - хорош поздний сев озимых.
-
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.
-
Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима.
-
Как рябины много - так дождливая осень, мало рябины - значит, осень сухая будет.
-
Кожица на луковках тонкая - зима будет мягкая, кожица толстая и грубая - зима суровая.
-
Кошка мордочку прячет - на холод.
-
Кроты и мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме.
-
Куры начинают линять рано осенью - к теплой зиме.
-
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - морозы наступят не скоро.
-
Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу - поздней зимы.
-
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
-
Мысли - цветок, знание - завязь, а опыт - плод.
-
Не будь в осень тороват (щедрый, расточительный), будешь к весне богат.
-
Облака редкие - будет ясно и холодно.
-
Орехов много, грибов мало - зима будет снежная и суровая.
-
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
-
Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
-
Осенняя ночь на двенадцати подводах едет.
-
Осень - время собирать урожай.
-
Осень - погоды перемен восемь.
-
Осенью и у воробья пир.
-
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
-
Осенью серенько, так жди красного денька.
-
Паутина стелется по растениям - к теплу.
-
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
-
Появились опенки - лето кончилось.
-
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
-
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, - зима будет холодная; оставляют леток открытым - теплая.
-
Раннее опадание листвы - к ранней зиме.
-
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.
-
Теплая осень - к долгой зиме.
-
Хлебород - перед строгой зимой.
-
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
б) Игра «Доскажи словечко».
(Слайд 3)
-Поиграем! Игра называется «Доскажи словечко».
(Слайд 4)
Листьям время… (опадать)
(Слайд 5)
Птицам время… (улетать)
(Слайд 6)
Грибникам… (блуждать в тумане)
(Слайд 7)
Ветру… (в трубах завывать)
(Слайд 8)
Солнцу… (стынуть)
(Слайд 9)
Тучам… (литься)
(Слайд 10)
А ребятам всем… (учиться)
в) Игра «Вопрос знатокам».
(Слайд 11)
-А теперь вопрос знатокам.
-Какую ещё примету спрятала осень? (Урожай)
(Слайд 12)
-Молодцы! Это урожай.
3. Жаңа тақырыпты бекіту. /Изложение нового материала.
- Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
а) Составление схемы: Где люди собирают осенью урожай?
(Слайд 13)
Ребятам задаётся вопрос со слайда. Они отвечают и приходят к выводу, что урожай люди собирают в саду и на огороде. Высвечиваются надписи с этими словами.
-Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки.
Ребята отгадывают загадки, а отгадки-картинки появляются на схеме.
1) Я на дереве вишу, круглое, большое.
У меня румяный бок, откуси - и брызнет сок
Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? (Яблоко)
2) На кустах висят шары, посинели от жары. (Сливы)
3) В саду есть плод, он сладок как мёд,
Румян, как калач, но не круглый как мяч.
Он под самой ножкой вытянут немножко. ( Груша)
4) Телятки гладки, привязаны к грядке.
Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)
5) Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней … (Помидора)
6)Голова на ножке, одёжка на одёжке.
Резаная, мятая - накормлю салатом я.
А заквасите под гнёт - угощайтесь целый год.
Пироги пеките. Кто я, назовите? (Капуста)
7)Он и в дождик, он и в зной прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет - вот и завтрак и обед. (Картофель)
8)Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)
9)Кто развёл тут беспорядки -
Овощ посинел на грядке!
А давай его возьмём, отнесём погреться в дом.
Вот ведь смеху! Что за дело!
Не замёрз ведь, а поспел он,
Этот гость из южных стран!
Он зовётся…(Баклажан)
б) Обобщение
(Слайд 14)
И в садах, и в огороде приготовила природа
Всевозможные плоды.
Физкультминутка
Есть у нас огород,
Там у нас морковь растёт.
Вот такой ширины, (руки в стороны)
Вот такой вышины! (руки вверх)
Ты, морковь, сюда спеши (машут руками)
И немного попляши! (пляшут)
А потом не зевай
И в корзину полезай! (показывают ладошками корзинку)
Первичная проверка понимания
(Слайд 15)
а) Игра «Весёлый агроном».
-Наш весёлый агроном, кажется, что-то напутал. Посмотрите, какие овощи он вырастил. Как у него это получилось?
Капудор (Капуста+помидор)
Яблосвёк (Яблоко+свёкла)
Бакларец (Баклажан+огурец)
-Найди лишний плод. (Яблосвёк)
-Почему он лишний?
-Рассмешил вас наш весёлый агроном?
б) Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 14-24
Физкультминутка
(Слайд 16)
Ёжик предлагает нам минутку отдыха.
Ветер сильно вдруг подул.
(руки вверх - наклоны)
Листья с дерева смахнул
(руки вперед - слева направо)
Закружились листья все
(кружатся)
Прилетели все к земле
(присели)
в) Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет»
Текст читает учитель.
(Слайд 17)
-Как автор рассказа описал овощи?
Огурцы-голыши.
Лук - в бумажных рубашках.
Капуста - 77 одёжек.
- С наступлением осени многие травы, рассеяв семена, погибают. У некоторых из них погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям. У деревьев и кустарников опали листья, но сохранилась наземная часть и корни. Многие деревья и кустарники рассеяли свои семена, дуб - желуди, клен - крылатки. Из семян вырастут молодые деревца - жизнь продолжается.
Похолодание и жизнь животных.
- Похолодание отражается на жизни животных. Животные к холодной зиме готовятся осенью.
- Как это происходит? (Выслушиваются ответы учащихся и обобщаются учителем).
Животные готовятся в холодной зиме: лисы утепляют свои норы, белки прячут в дупло свои запасы пищи и утепляют его, медведь ищет удобную и теплую берлогу, еж зарывается в листья, заяц выбирает укромное местечко под густым кустом, чтобы прятаться от непогоды. Исчезают насекомые - комары и мошки.
- Птицы, которые питаются насекомыми, улетают в теплые края: стрижи, ласточки, соловьи, зяблики, трясогузки
- Остаются: воробьи, синицы, голуби, галки, вороны.
- Они найдут корм и пищу у жилья.
- О домашних животных позаботятся люди, о себе люди тоже не забывают - у них тепло в домах.
- А как позаботиться о тех птицах и зверьках, которые остаются на зиму? (Подкармливать их, организовать птичьи столовые или смастерить кормушки).
- Посмотрите, какие кормушки можно изготовить с помощью родителей. (Показывается картинка с разными видами кормушек).
4. Өтілген тақырыпты бекіту. / Первичное закрепление изученного.
а) Загадка-улыбка
(Слайд 18)
-Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
-Как же быть без хруста?
Если я - (капуста)
б) Работа в парах. «Я - исследователь» (Слайд 19)
Парам раздаются тарелочки с кусочками фруктов и овощей. По цвету, вкусу и запаху учащиеся определяют яблоко, грушу и морковь. Делают выводы, готовятся к выступлению.
(Слайды 20-21)
Результаты исследования. Выступления пар.
Выполняется проверка.
5. Сабақты корытындылау. / Итог урока.
-Вот кончается урок:
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
Учитель благодарит ребят за работу.
6. Үйге тапсырма беру. / Задание на дом.
Стр.28 - 44 прочитать. Нарисуйте рисунок на тему "Осень". Постарайтесь на нем изобразить основные признаки осени.
Рефлексия.
-Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнышко). А какое настроение у вас?