Статья Мотивационный компонент урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Мотивационный компонент урока»

Короваева Марина Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №570

г. Санкт-Петербурга Мотивационное обеспечение учебной деятельности остаётся сложной проблемой, так как требует от учителя большой подготовительной работы к уроку и напряжённого труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребёнка. Ведь заботясь о мотивации обучения, нужно ориентироваться не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное состояние, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию. Одним из путей успешного решения этой проблемы является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы межличностного общения на уроке с широким применением методов и приёмов, прямо работающих на мотивационный компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий: гуманное отношение к детям, удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, одноклассниками в процессе работы на уроке, обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами, стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей, формирование правильной оценки своих возможностей, воспитание ответственного отношения к труду. Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое достоинство каждого ребёнка, способного и неспособного. Если на уроке создаются личностно-ориентированные доброжелательные отношения, при которых дети не боятся высказать свою оценку, даже не совпадающую с мнением учителя, и таким образом реализуют своё право самостоятельно мыслить - это и становится истоком нового мышления. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, так как...», «Я сомневаюсь, потому что…», « Я уверен, потому что…». Личный опыт участия в разных видах деятельности позволит ученику узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нём природой. Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь внешняя сторона учения. Главное же состоит в его внутреннем содержании, т.е. в тех отношениях, которые складываются в процессе общения. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической зоркостью, умением не пропустить момент, когда ученик особенно нуждается в поддержке. Например, окружить вниманием ученика, который пришёл после болезни, ободрить мнительного, неуверенного в себе, приласкать ребёнка из неблагополучной семьи… Учителям необходимо на деле реализовывать совет В.А. Сухомлинского, что «обучение - не только механическое перекладывание знаний из головы учителя в голову ребёнка, а сложные моральные отношения, в которых ведущей чертой являются воспитание чувства чести, достоинства и на этой основе - желания быть хорошим». Психологической основой общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание мотивов их поведения. Не менее важно осознанное стремление учителя к овладению всё более тонкими средствами влияния, неизменный такт, разнообразие и обоснованность способов поощрения и коррекции поведения детей. Нужно специально продумывать, расширять и обогащать взаимодействие учителя с детьми и учеников друг с другом. Для взаимодействия, раскрытия возможностей ученика рекомендуется использовать приёмы деятельности учителя: - общая доброжелательная атмосфера - радость успеху ученика, создание ситуации успеха - включение обучающихся в познавательную деятельность -сотрудничество учителя и обучающихся -помощь учителя в виде советов -привлечение обучающихся к оценочной деятельности -занимательность изложения - современные образовательные технологии -эмоциональность речи -познавательные игры -анализ жизненных ситуаций -применение мер поощрения или порицания -наглядность -раскрытие значимости знаний Можно выделить такую последовательность действий учителя при подготовке к уроку: чёткое определение конечного результата урока, предвидение трудностей; которые могут возникнуть у тех или иных детей; подбор заданий, наглядности, специальных приёмов, которые помогут одним детям сократить путь к этому результату, другим - сделать его занимательным, третьим - утвердиться… . Для обеспечения мотивационного компонента урока необходимо сочетание общих усилий, стимулирующих желание школьников учиться, их активность с использованием разнообразных педагогических средств, развивающих у детей интерес и умение учиться.

Литература:

1. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М.: Изд. центр «Академия», 2000 г.



© 2010-2022