- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Удвоенные согласные на стыке приставки и корня ( 3 класс) с использованием технологии деятельностного метода
Конспект урока по русскому языку на тему Удвоенные согласные на стыке приставки и корня ( 3 класс) с использованием технологии деятельностного метода
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сухарева Е.Н. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Русский язык 3 класс «Школа - 2100».
Технология деятельностного метода.
Тема: «Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня»
Цель: развитие умений анализировать слова с удвоенной буквой согласных;
находить орфограмму - удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня, графически ее обозначать;
отличать эту орфограмму от орфограммы - буквы удвоенного согласного в корне.
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в технологии деятельностного метода
Структура урока
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации(субъектный и личностный уровни).
Девиз урока: «Загадок много дивных на земле и, может быть тебе одна по силам» Георгий Александров - Девизом урока я взяла высказывание русского ученого - философа Георгия Федоровича Александрова. - Как вы понимаете эти слова? Все ли загадки в русском языке мы уже разгадали? - Сегодня на уроке я желаю вам разгадать еще одну из и загадок русского языка! Вы молодцы и вы все сможете! - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
- Минутка чистописания.
(высоту строчных букв и наклон) - Подчеркните те буквы и соединения , которые вам больше удались.
2. Словарная работа
-Разгадайте загадки.
- Что за странная машина?
- На ледяной площадке крик,
- В самолете он летает.
- Ежедневно по утрам
Самопроверка по эталону. -Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов. Оцените свою работу . - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);- учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К).
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - Что общего в этих словах? - Как называется орфограмма? ( удвоенная согласная )
-Выделите части слова. -С какой части начинаем выделять части слова? ( с корня) - Что для этого вы уже знаете? ( подобрать однокоренные слова)
В какой части слова встречается удвоенная согласная буква? - Какое слово лишнее? Почему? ( рассвет)
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). 4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. -Какой возникает вопрос? Удвоенная согласная - это одна орфограмма или разные? Почему появляется удвоенная согласная буква? Как правильно написать букву согласного в слове? - Что мы сейчас делали? (Формулировали тему и цели урока, планировали свою деятельность)
- самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К). 5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. -Предположите, откуда появились две буквы рядом в словах рассвет и рассказ? (Приставка оканчивается на с, а корень начинается на с, они соединились в слове и появилась удвоенная согласная сс) -Как вы думаете это орфограмма? Почему? - Как вы бы ее назвали? -Найдите нужную информацию в учебнике и прочитайте ее с. 128 «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня» - Что значит стык?
Чтение правила. с. 128 - Подтвердились ли ваши предположения? - Как обозначается орфограмма «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»?
- Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные? Рас + ссориться=? (нет) - Значит это слово исключение из правила!
- смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К). 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Работа по учебнику
Упражнение 158 - устно с проговариванием алгоритма:
РАССУДИТЬ
- Выделяю корень, подбираю однокоренные слова ( суд, судить)
- Выделяю приставку -РАС
- Корень начинается на -с-, приставка оканчивается на -с-
- Значит, это орфограмма «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня»
- Выделяю графически орфограмму.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Работа по учебнику
Самопроверка по эталону.
- Какие буквы удвоенные вы подчеркнули? Какая буква удваивается чаще?
-Что нужно, чтобы найти орфограмму - букву согласного и правильно ее написать? (Сначала выделить корень и приставку, потом вспомнить правило) Оцените свою работу.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из текстов необходимой информации (П); - использование знаково -символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). 8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. Игра « Исследователи - лингвисты» -Объектом исследования лингвистов будут слова из упр 160. Мальчики выпишут слова с удвоенной согласной в корне. Девочки выпишут слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. - Чья исследовательская лаборатория работает лучше? Взаимопроверка.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму(П); - построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К). - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера(К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Алгоритм самооценки:(девочка и мальчик) -Что вам нужно было сделать? - Удалось вам выполнить задание? - Вы сделали все правильно или были недочеты? -Вы делали сами или с чьей- то помощью? -Какие умения формировались при выполнении этого задания? - Какую отметку вы бы себе поставили?
Вернемся с вами к нашему девизу урока. Вы согласны с тем, что сегодня еще одна загадка русского языка вами была разгадана? На «лесенке успеха» оцените свои знания.
- рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). Домашнее задание с. 128 выучить правило с.135 упр 5