Программа по внеурочной деятельности «Школа гражданского общества»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Краткое содержание программы

« Школа гражданского общества»

1 класс Тема 1. Ценность жизни на Земле. 1.1. Тема: Жизнь -первая ценность на земле. Цель: Воспитание у детей понятия, что жизнь очень хрупкая и ее надо беречь Задачи: 1) Дать представление о живых существах 2) Рассмотреть в чем заключается хрупкость жизни человека 3) Познакомить с природой Пермской области. Ход: 1)Введение 2) Беседа- жизнь у человека одна, подарили ее папа и мама. Жизнь надо беречь. Как это сделать ? Нас окружает жизнь других людей, а также растений и животных. Их жизнь нужно беречь и ценить. Нужно заботиться о себе, других людях и о природе. 3) Экскурсия «Природа нашего края» (музей).

  1. Заключения. Выводы.
1.2. Тема: Моя семья. Цель: Показать огромное значение семьи в жизни человека. Задачи:
  1. Разобрать понятия «Семья»
  2. Рассмотреть значения каждого члена семьи.
  3. Зачем человеку семья и почему ее надо беречь?
Занятие №1 Ход: 1)Организационная часть 2) Беседа. Самое дорогое у человека- семья. Что такое семья? Связь членов между собой (любовь, нежность, забота и т.д.) 3)Упражнение «Помоги малышу найти маму и папу( картинки)» наседка -щенок-конь лошадь -ягненок-собака овца -жеребенок -бык корова -цыпленок-баран и .т.д. 4)Итоги Занятие №2
  1. Организационная часть
  2. Игра «Семейный альбом» - дети рисуют портреты членов семьи, пишут их имена, и придумывают подарок на день рождения.
  3. Обмениваются рисунками, рассказывают.
  4. Выводы. Выставка рисунков в классе для родительского собрания.

8

  1. Тема: Я и мое здоровье.
Цель: Формировать понятия о здоровом образе жизни. Задачи:
  1. Разобрать понятие «Здоровый человек»
  2. Для чего человеку здоровье?
  3. От чего зависит здоровье?
Занятие №1
  1. Организационная часть
  2. Беседа с детьми о важности здоровья в жизни человека. Определения здорового человека на картинке. Описание здорового человека. Зачем нужно здоровье?
  3. Игра-фантазирование: Что может здоровый человек? Что больной? Можно ли купить здоровье за деньги? От чего зависит здоровье человека?
  4. Выводы.
Занятие №2 Игра-путешествие по городу здоровья. Станции:
  1. Загадай-ка (загадки о режиме дня, зарядке, медицинских инструментах, лекарствах)
  2. Спортивная (элементы зарядки)
  3. Узнавай-ка (на картинках узнать и назвать лекарственные растения и травы)
  4. Помогай-ка (в кабинете врача беседа о первой помощи при ушибах, порезах, кровотечениях)
  5. Запевай-ка ( разучивание песен «Не дразните собак» или
« Пропала собака» или другие) . В конце занятия вручение медалей «Будь здоров!»
  1. Тема: Наши ценности: дружба в жизни человека.
Цель: Воспитание понятия о дружбе как ценности в жизни. Задачи:
  1. Разобрать понятие «Дружба»
  2. Значение друзей в жизни человека.
  3. Почему нужно ценить дружбу?
Ход: 1) Организационная часть. 2) Что такое дружба? Много ли друзей у детей? Чем отличается друг от приятия? Настоящий друг. Для чего нужны друзья. 3)Игра « Мост дружбы»: дети строят мост дружбы, становясь в круг и держась за руки, высоко их поднимая. Ведущий не может их разорвать- дружба крепкая.
  1. Творческое задание.Рисунок»Мой друг».Рассказ.

9

  1. Выводы.

Тема 2.История моего города.
2.1. Как появился мой город. Цель:Воспитывать уважение к своему городу, гордость за людей, живущих в нем. Задачи:
  1. Познакомить с историей возникновения города.
  2. Рассказать о гербе города.
  3. Рассказать о быте людей, живших в Добрянке в XIX-XX веке.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Экскурсия в музей « История Добрянского завода»
Цель: Закрепление знаний о родном городе.
  1. Знакомство детей с легендой о доброй Марянке, от которой и пошло название города.
  2. Показ фотографий о металлургическом заводе, который был построен братьями Строгановыми на Каме.
  3. Знакомство с предметами одежды и быта людей, живших в Добрянке XIX-XX веке.
  4. Современное строительство в городе Добрянка -крупнейшее в мире электростанции «Пермская ГРЭС».
  5. Герб города Добрянка.
  6. Выводы. Заключительная часть.


  1. Мой город в годы Великой Отечественной войны.

Цель: Воспитание патриотических чувств у младших школьников. Задачи:
  1. Рассказать о тяжелых временах во время Великой Отечественной войны в городе Добрянка.
  2. Рассказать о людях- добрянцах, которые защищали Родину, о детском доме, эвакуированном с Украины.
  3. Воспитывать уважение к ветеранам, к защитникам.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Экскурсия в музей «Добрянский район в годы Великой Отечественной войны».
  3. Просмотр экспозиций, фотографий, военных предметов (шинель, каска, оружие, документы).
  4. Выводы.

10

  1. Праздник настоящих мужчин.


Цель: Воспитывать патриотические чувства защитников своей страны у детей.
Задачи:

  1. Познакомить ребят с отцами, которые служили в армии.
  2. Познакомить с различными видами войск.
  3. Подготовить подарки для командиров руками детей.
Ход:
  1. На уроках труда сделать поздравительные открытки и чеканки для пап, а для мальчиком девочки делают медали.
  2. Организационный момент.
  3. Выступление детей (стихи об армии, о мужчинах, частушки , песни).
  4. Выбор команд (сын + отец)- участников соревнования. Представление команд.
  5. Спортивная эстафета.
  6. Награждение победителей.
  7. Заключительная часть (чаепитие).


Тема 3. Законы для человека и общества.
  1. Что такое закон?
Цель: Знакомство с основными документами « Конституция РФ» и « Конвенция о правах ребенка». Задачи: 1) Рассказать о важности законов в жизни человека.
  1. Воспитывать уважительное отношение к законам общества и государства.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Законы в нашей жизни». Законы содержатся в важных документах «Конституция», « Конвенция о правах ребенка».
  3. знакомство с понятиями «Заповедь и Закон».
  4. Выводы.


  1. Как стать законопослушным гражданином.
Цель: Воспитывать уважительное отношение к законам общества и государства.

11 Задачи:


  1. Познакомить с понятием « конфликт как обостренное противоречие связанное с переживаниями ?
  2. Познакомить с видами конфликтов.
  3. Показать чем опасен нерешенный конфликт.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа. Что такое конфликт? Внутренние (внутриличносные) и внешние ( меноличностные, групповые)конфликты.
  3. Внешний конфликт. Чем он заканчивается для тебя, для твоих близких? Примеры.
  4. Как найти выход из конфликтной ситуации? Примеры.
  5. Игра «Найди выход»
  6. Выводы.


  1. Законы семьи.
Цель: Воспитывать навыки культуры поведения и сохранения своих семейных традиций. Задачи:
  1. Формирование понятия о нравственных нормах поведения детей.
  2. Познакомить с традициями и обрядами семьи в прошлом и настоящем.
Ход:
  1. Организационная часть.
  2. Беседа « Что такое хорошо и что такое плохо».
  3. Беседа « Семья - это маленькое государство».
  4. Работа в группах: Законы моей семьи.
  5. Экскурсия в музей «Семейные обряды».
  6. Выводы.

  1. Законы школы.
Цель: Формировать ответственное отношение к обязанностям учащихся. Задачи:
  1. Познакомить детей с правами школьников.
  2. Познакомить детей с обязанностями школьников.
  3. Учить защищать и отстаивать свои права.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа «Законы школы-Правила поведения школьников».

12

  1. Знакомство с Уставом школы и разделом « Права и обязанности ученика».
  2. Работа в группах: разложить карточки: права- обязанности. Защитить свой выбор.
  3. Итоги.

Тема 4. Я гражданин своего Отечества.
  1. Человек- это звучит гордо.
Цель: Воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим. Задачи:
  1. Дать понятие «уважение» и соотнести его с собой и другими людьми.
  2. Показать на примерах о бережном отношении к природе.
  3. Учить младших школьников уважать свой труд и труд других людей.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Беседа « Уважение к человеку» , в чем оно проявляется. Зачем уважать других ?
  3. Уважение к старшим. «Как я помогаю своим дедушке и бабушке».
  4. Зачем надо охранять природу? Что случается, когда люди не уважительно относятся к природе? (фотографии катастроф)
  5. Надо ли уважать себя, свой труд, труд других людей.
  6. Вспомните, какое орудие труда вы видели в музее?
  7. Выводы.

  1. Я и моя семья.
Цель: Дать знания о семье, как о ячейке общества. Задачи:
  1. Рассказать о понятие «семья».
  2. Познакомить с пословицами и поговорками о семье.
  3. Дать возможность ребенку увидеть, кем он является в семье.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Краткая адаптированная история возникновения семьи?
  3. Пословицы и поговорки о семье и ее важности в жизни человека.
  4. Кто я в своей семье?
  5. Экскурсия в музей «Выдающиеся Добрянцы» (о династиях людей, жителях Добрянки).
  6. Выводы.

13

  1. Я и мои друзья.
Цель: Раскрыть ценность общения с другими людьми. Задачи:
  1. Воспитание дружеских отношений со сверстниками.
  2. Учить ребят совершать добрые и благородные поступки .
  3. Показать важность быть настоящим другом.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Разобрать понятия уважение, дружба, взаимопомощь.
  3. Вспомним героев сказки « Мороз Иванович» ( беседа о поступках Ленивицы и Радивицы).
  4. Знакомые и приятели для меня -беседа.
  5. Я и одиночество.
  6. Сказка « Заюшкина избушка» беседа о настоящей дружбе.
  7. Выводы.

  1. Я и моя школа.
Цель: Воспитывать уважение к своей школе: к учителям, к одноклассникам, к школьному имуществу. Задачи:
  1. Познакомить с историей и традициями нашей школы.
  2. Помочь детям составить представление о своем классе( дружный, активный, деятельный, ленивый, недружный и.тд.)
  3. Учить детей делать добрые дела для других.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Наша школа (традиции)
  3. Наш класс (представление детей, что хорошо, что не нравиться)
  4. Рассуждение: что бы я сделал в школе, если был бы директором?
  5. Выводы.



Тема 5. Защити себя сам.
5.1. Моя уникальность. Цель: Помочь детям познать свою уникальность. Задачи:
  1. Выяснить интересы детей методом анкетирования.
  2. Дать понятие о разностороннем развитии человека.
  3. Воспитывать уважение и другим людям.

14 Ход:

  1. Организационный момент.
  2. Анкета интересов .
  3. Игра «Человек-солнышко» ( каждый лучик - это способность к чему- либо, у кого из детей больше придумано лучиков для себя).
  4. Добрые дела и поступки совершаются не напоказ. Легко ли я помогу другому?
  5. Что делать, чтобы тебя уважали?
  6. Выводы.

5.2. Чем я могу гордится ? Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, развить чувство собственного достоинства. Задачи:
  1. Создать благоприятную обстановку для тех детей, которые малообщительные, безынициативные.
  2. Дать возможность раскрыть свои способности каждому ребенку.
  3. Развивать речь детей.
  4. Учить детей пробовать себя в роли экскурсовода.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Игра « Я- экскурсовод» ( дети приносят из дома рисунки, игрушки, вещи, предметы собирательства, и рассказывают о них своим друзьям)
  3. Экскурсии в музей на выставку детского творчества.
  4. Выводы.

  1. «Я отдыхаю».
Цель: Научить ребенка снимать с себя эмоциональное напряжение. Задачи: 1) Научить распознавать признаки утомления и иметь навыки переключенья на разные виды деятельности.
  1. Сформировать стремленья использовать активные формы отдыха.
  2. Обучить простым способам активного отдыха.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Комментарии детей о том, как проявляется усталость ( по картинкам)
  3. Беседа, что смена деятельности в момент усталости может продолжить двигательную активность.

15

  1. Виды активного отдыха (чтение книг, спорт, домашние поручения, встречи с друзьями и т.д.).
  2. Выводы.


  1. «Я- хороший».
Цель: Формирование психологической готовности к адекватным действиям при экстремальной ситуации. Задачи:
  1. Научить ребенка сохранять + мнение о самом себе даже в ситуации стресса.
  2. Развитие психологических качеств наблюдательности и внимания.
  3. Способность распознавать опасность и вести себя адекватно .
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа об экстремальных ситуациях ( плакаты , рисунки). Выявление психологических качеств, необходимых для решения экстремальных ситуаций.
  3. Игра « Иванушка-дурачок» ( оптимизация отношения к себе и к ситуациям).
  4. Упражнение « Запрещенное движение»
  5. Игра «Вспомнить Все»-развитие памяти и наблюдательности.
  6. Выводы.




  1. класс

Тема 1. Ценность жизни на Земле.


  1. Человек и мир природы.
Цель: Воспитание бережного отношения к природе. Задачи:
  1. Учить заботливому отношению к растениям и животным.
  2. Учить детей доброте.
  3. Приучать детей испытывать радость от того, что можно спасать от гибели растения, животных и птиц.

  1. Экскурсия в музей «Все о березе»
  2. Экскурсия в музей «Перелетные и зимующие птицы нашего края».
  3. Ход занятия:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Мир природы» От кого зависит жизнь природы? Как заботиться о природе?

16

  1. Конкурс плакатов « Береги природу». Защита плакатов.
  2. Заключительная часть ( стихи и песни о природе, животных и т.д.)
  1. Моя семья. Мы любим друг друга.
Цель: Показать роль каждого члена семьи в поддержке блаприятной атмосферы в семье. Задачи:
  1. Укрепить привязанность к членам своей семьи, научить гордиться их достижениями.
  2. Формировать представление о воспитанности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.
  3. Привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь взрослым заботиться о младших и стариках.


Занятие №1. Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа. (семья для человека -защита , опора, поддержка ит.д.) Благополучная семья та, где в основе лежит любовь, уважение , забота. Задача мамы , папы, ребенка. Забота детей о родителях.
  3. Игра « Загляни в будущее»: Когда я вырасту я буду…….. Я буду работать ….Моя семья будет счастливой, потому что……….Я буду разрешать своим детям……..Я буду запрещать……..
  4. Дети рисуют в подарок букет цветов, для мамы, бабушки, для папы и дедушки.
  5. Заключительная часть. ( домашнее задание: придумать рассказ о своей семье)
Занятие №2 Ход:
  1. Организационная часть.
  2. Беседа ( дети рассказывают о своей семье, какую роль они выполняют дома, как помогают и как заботятся о своих родных . Приносят интересные фотографии.)
  3. Творческая работа.(придумай герб своей семье).
  4. Выводы.

  1. Я и мое здоровье.
Цель: Определить состояние здоровья учащихся и внести необходимые изменения в их образ жизни. Задачи:
  1. Формирование понимания опасности инфекционных заболеваний и необходимость защититься от них .

17

  1. Научить соблюдать правила личной гигиены.
  2. Показать «___» влияние на организм вредных привычек.
  3. Привитие навыков здорового образа жизни.

  1. Экскурсия в музей « Рассказы о народном календаре»-( масленица, Рождество, троица, пасха- народные игры и забавы на отдыхе).

Занятие№1 Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Тестирование: Мое здоровье.
  3. Обсуждение результатов. Беседа о том, как улучшить свое здоровье(гигиена, спорт, утренняя гимнастика, правильное питание….)
  4. Выводы.

  1. Занятие №2
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа о прививках.
  3. Какой вред от курения, алкоголя, наркотиков?(плакаты , фото)
  4. Работа в группах «Правила здорового образа жизни»
  5. Выводы.


  1. Наши ценности: Общение.
Цель: Формирование понятия об общении, как о ценности в жизни. Задачи:
  1. Познакомить с видами общения и правилами при общении.
  2. Учить сдержанности, вниманию и уважению к собеседнику.
  3. Раскрыть и доказать на примерах понятие «относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Роль общения в жизни человека». Виды общения ( вербальное и невербальное) Как правильно обращаться к людям.
  3. Как правильно говорить по телефону ( ситуации в парах)
  4. С каким человеком приятно общаться?( правила общения).
  5. Выводы.





18 Тема 2. Законы для человека и общества.

  1. Кто придумывает законы?
Цель: Познакомить с основным законом для детей- Конвенцией о правах ребенка. Задачи:
  1. Дать понятие о статьях Конвенции о правах детей.
  2. Сформировать положительные отношения к государственным законам.
  3. Учить не нарушать права других.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Игра « Охота за сокровищами» : на заранее оформленных листочках написаны статьи Конвенции ( 1-15). Эти листочки спрятаны в разных частях класса. По команде дети ищут «сокровища»- листочки, нашедший, читает вслух и вывешивает на доску.
  3. Обсуждение. Выводы.



  1. Как быть законопослушным гражданином.
Цель: Воспитывать у учащихся послушание в отношении законов. Задачи:
  1. Дать информацию о видах законов и их взаимоотношение.
  2. Разобрать понятия «Добро» и «Зло».
  3. Соотнести законы по уровням.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Краткая информация о видах законов и их взаимоотношении.
  3. Подробное обсуждение статей (1-3) на примерах.
  4. Выводы.

  1. Законы семьи.
Цель: Воспитывать уважение к родителям. Задачи:
  1. Познакомить кратко с Семейным Кодексом.
  2. Показать взаимосвязь Конвенции и Семейного Кодекса.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Краткая информация о Семейном Кодексе (4 раздел)
  3. На примерах сравнить Конвенцию и Семейный Кодекс.
  4. Беседа « Мои родители».
  5. Выводы.

19

  1. Законы школы.
Цель: Соотнести Конвенцию и Устав школы. Задачи:
  1. Показать взаимосвязь Конвенции и Устава школы.
  2. Учить соблюдать Устав школы.
  3. Воспитывать законопослушание.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Работа в группах: по карточкам- статьям из Конвенции ищут статьи в Уставе школы.
  3. Обсуждение в классе.
  4. Итоги.



Тема 3. История моего города.
  1. Как появился мой город.
Цель: Познакомить детей с историческим данными о родном крае. Задачи:
  1. Дать понятие « археология».
  2. Рассказать о первом заселении Прикамья человеком.
  3. Воспитывать уважение к своим предкам.

  1. Экскурсия в музей « Первичное заселение Прикамья человеком»( по археологическим данным.

  1. Мой город в годы Великой Отечественной войны.
Цель: Воспитание патриотических чувств. Задачи:
  1. Показать важность каждого человека, приносить пользу своей Родине.
  2. Познакомить с Книгой памяти Добрянского района.
  3. посетить памятники Великой Отечественной войны в Добрянке.


1. Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Пословицы и поговорки на тему Родина.
  3. Беседа о том, как быть полезным своей стране.
  4. Чтение рассказов о Великой Отечественной войне.
  5. Выводы.

20

  1. Экскурсия в музей « Наша память бессмертна» (рассказ о Книге памяти Добрянского района)
  2. Экскурсия к памятнику «Вечный огонь» в городе Добрянка, возложение цветов, рассказ музейного работника о героях.

  1. Праздник « Мы будущие солдаты»
Цель: Воспитать патриотизм. Задачи:
  1. Познакомить с ветеранами и пригласить их на беседу в музей.
  2. Воспитывать уважение к ветеранам.
  3. Учить детей быть готовыми защищать свою Родину.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа с ветеранами, рассказы о военных событиях (в классе).
  3. Концерт для ветеранов. Вручение подарков.
  4. Выводы.


Тема 4. Я- гражданин своего Отечества.
  1. Человек- это звучит гордо.
Цель: Воспитание гражданской позиции. Задачи:
  1. Объяснить понятия «справедливость», « честь», « ответственность».
  2. Формировать отрицательное отношение к злу и равнодушию.
  3. Воспитывать любовь к своей стране, народу, природе.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Разъяснить понятия справедливое распределение поручений в классе, справедливая оценка, справедливый поступок.
Исправление допущенной несправедливости, ответственное отношение к поручениям. Умение защищать свое мнение, если оно справедливое, недопустимость упрямства.
  1. Чтение и обсуждение рассказа А.Митяева « Справедливость».
  2. Выводы.

  1. Экскурсия в музей «Добрянцы- герои Советского Союза».
  2. Экскурсия в музей « Искусство восковых фигур». Знаменитые личности человечества.
  3. Я и моя семья.
Цель: Раскрыть роль семьи в формировании гражданской позиции.

21 Задачи:

  1. Воспитание у детей осознания своих чувств, и чувств других людей.
  2. Учить сохранять семейные традиции.
  3. Приучать детей быть честными перед собой и перед другими людьми.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседы « У всех есть чувства»
  3. Игра « Что ты чувствуешь?»
  4. Работа в группах- рассказ « традиции моей семьи». Обсуждение.
  5. Выводы

  1. Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа о честности , о справедливости , о воровстве, о ябедничестве.
  3. Беседа «верность слову и обещанию» ( примеры детей)
  4. Пословицы о чести, честности.
  5. Игра « Как поступить».
  6. Выводы.

  1. Я и мои друзья.
Цель: Раскрыть значения и фразы « Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты» Задачи:
  1. Разъяснить понятие друг, дружба.
  2. Учить взаимопомощи и поддержке.
  3. Воспитывать недопустимость ябедничества.
  4. Преодоление отрицательных явлений в дружбе- корысти и эгоизма.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Что такое дружба? кто такой друг?- беседа.
  3. Игра « Я хочу быть похожим на …….потому, что……
  4. Обсуждение рассказа В. Сухомлинского « Как на свете жить ?»
  5. Выводы.


  1. Я и моя школа.
Цель: Воспитание сплоченности в коллективе. Задачи:
  1. Дать понятие коллектива.
  2. Провести социометрию, и выяснить «звезд»и « отверженных» в классе

22

  1. Воспитывать положительные отношения к общественным поручениям и к совместным делам.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Класс- это коллектив личности. Как общаться с одноклассниками, как попросить о помощи, как предложить свою помощь другому.
  3. Работа в группах: выбрать и доказать один из предложенных вариантов ответа:
-наш класс очень дружный, все помогают друг другу, -в нашем классе есть отдельные группы, в которых друг другу помогают , а остальным нет. -у нас в классе каждый сам за себя.
  1. Газета « Наш класс» -оформление в классе.
  2. Выводы.



Тема 5. Защити себя сам.
5.1. Моя уникальность. Цель: Развитие самосознания. Задачи:
  1. привлечь внимание к своей личности,
  2. повысить самооценку трудных детей, замкнутых.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Беседа « Дружеское интервью», « Я- уникальный»
  3. Выводы.
5.2. Чем я могу гордиться. Цель: Помочь ребенку самоутвердиться, арзвить чувство собственного достоинства. Задачи:
  1. учить проявлять свои способности
  2. воспитывать умение участвовать в тренингах.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Тренинг « Неповторимость индивидуальности», (Родионов, Ступицына « Я- и другие» -тренинг социальных навыков)
  3. Выводы.
    1. Как я отдыхаю.
Цель: Снижение эмоционального напряжения, тренировка психомоторных функций. Задачи:
  1. Научить детей справляться с плохим настроением.

23

  1. Показать способы решения конфликтов с родителями и друзьями.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Актуализация ощущений, связанных с плохим настроением ( по картинкам)
  3. Обсуждение личных стратегий преодоление плохого настроения. Что такое «самоконтроль» - беседа.
  4. Наиболее распространенные конфликты с родителями и одноклассниками.
  5. Составление алгоритма решения спорных ситуаций.
  6. Выводы.

    1. Я- хороший.
Цель: Научить ребенка сохранять положительное мнение о самом себе, даже в ситуации стресса. Задачи:
  1. Воспитывать уважение к самому себе.
  2. Умение работать в тренинге.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Игра « Волшебный стул», « Ах ты, молодец!»
  3. « Иванушка- дурачок»- игра - психогимнастика.
  4. Выводы.




  1. класс

Тема 1. Ценность жизни на Земле.


    1. Жизнь в ее проявлениях.
Цель: Систематизировать знания о живых организмах, имеющихся в природе. Задачи:
  1. Развивать любознательность, память , речь.
  2. Учить любить и уважать природу.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа о жизни в лесах, пустынях, воздухе, в почве…..
  3. Игра « 10 птичек- стайка»
  4. Конкурс « Кто кого перегонит»
  5. Заключение.

24 1.2.Экскурсия в музей: выставка « Камни Урала». 1.3.Человек- часть живой природы. Цель: Формировать сознание, что человек- часть живой природы. Задачи:

  1. Учить правила поведения в природе.
  2. Сравнить человеческий организм с организмами живых существ
  3. Ориентировать на здоровый образ жизни.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Знаешь ли ты себя? Свое тело ?- беседа.
  3. Анализ - сравнение человека и животных
  4. Игра « Мы - друзья природы»
  5. Выводы.

1.4.Здоровье- главная ценность. Цель: Формировать осознанное отношение к жизни.
Задачи:
  1. Показать значимость здоровья в жизни человека.
  2. Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту.
  3. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Вредная деятельность человека для окружающей среды, для экологии Земли
  3. Вредные привычки для человека ( экскурсия в музей)
  4. Конкурс зарядок « Здоровье в порядке - спасибо зарядке»
  5. Награждение участников



Тема 2. Законы для человека и общества.
2.1. Права человека Цель: Познакомить с основными правами человека, которые записаны в законах. Задачи:
  1. Выяснить знания детей о правах человека.
  2. Воспитывать уважение к закону и их соблюдение.
Ход:
  1. Организационный момент
  2. Экспресс- викторина ( 10-15 минут) « Какие права есть у человека?». Обсуждение
  3. Какие права нельзя нарушать? беседа.

25

  1. Выводы.

2.2. Что такое закон? Цель: Воспитание законопослушного гражданина на основе законов. Задачи:
  1. Закрепление знаний о законах и правах человека.
  2. Осознанное соблюдение законов.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Повторение итогов предыдущего занятия.
  3. Какие права нарушаются и почему?
  4. Работа в группах « Принципы и понятия для каждого гражданина» ( 3-4 понятия раскрыть)
  5. Обсуждение.

2.3. Как быть законопослушным гражданином? Цель: Научить соотносить личные интересы с интересами других. Задачи:
  1. Уважение к другим людям
  2. Сохранение спокойствия и выдержки.
  3. Доброжелательные отношения к окружающим.
  4. Умение организовать свой досуг.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Что есть досуг?».
  3. Беседа о пословицах « Был бы друг- будет и досуг» , «Работе время- досугу час».
  4. Работа со словарями ( виды досуга).
  5. Признаки досуга ( из опыта детей).
  6. Тренинг « Конфликты и компромиссы».
  7. Выводы.

    1. Законы семьи.
Цель: Семья, как социальная группа предназначенная для удовлетворения потребностей самосохранении. Задачи:
  1. Показать роль семьи в самосохранении.
  2. Учить работать со статьями из Семейного Кодекса.
  3. Формировать уважительное отношение к семейным обязанностям.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Что такое самосохранение ?», Что и кто нам помогает сохранить себя?

26

  1. Работа в группах ( карточки со статьями из Семейного Кодекса). Обсуждение.
  2. Итоги.

    1. Законы школы.
Цель: Раскрыть право каждого на обучение. Задачи:
  1. Познакомить со статьями о праве на обучение.
  2. Формировать положительное отношение к обучению.
  3. Обязанности ученика.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Знакомство со статьями из Конвенции и Конституции о праве на обучение.
  3. Работа в группах:
  • Что зависит от меня в соблюдении моего права на обучение?
  • Что зависит от меня в соблюдении права на обучение моих одноклассников?
  • Почему родители и педагоги заставляют нас учиться?
  1. Выводы.



Тема 3. История моего города.
    1. Как появился мой город.
Цель: Рассказать о строительстве Пермской ГРЭС в городе Добрянка. Экскурсия в музей Пермской ГРЭС.
    1. Мой город в годы войны.
Цель: Познакомить ребят с участниками событий в Афганистане, Чечне, Югоставии. Экскурсия в музей « Солдаты мирных дней».
    1. Праздник - соревнование «Зарница»



Тема 4. Я гражданин своего Отечества.
4.1. Человек- это звучит гордо. Цель: Формировать ответственность за свои поступки.

27 Задачи:

  1. Познакомить с нравственным понятием- поступок.
  2. Учить детей совершать положительные поступки.
  3. Негативное отношения к отрицательным поступкам.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Понятие « поступок».
  3. Поступки, за которые возникает чувство гордости.
  4. Поступки , за которые возникает чувство стыда.
  5. Кем вы гордитесь из своих близких, друзей?.

4.2. Я и моя семья. Цель: Показать связь истории семьи с историей общества. Задачи:
  1. Прививать у детей любовь к своей семье , к родным корням.
  2. Развивать интерес детей по изучению своей родословной.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Краткая история моей семьи.
  3. История моей семьи в истории нашего города, страны.
  4. Старинные фотографии ( рассказ о дедушках, бабушках….).
  5. Хобби моей семьи.

    1. Я и мои друзья.
Цель: Научить понимать дружбу не только как приятное времяпровождение, но и как помощь в совершенствовании личности. Задачи:
  1. Показать важность быть тактичным к другу и окружающим.
  2. Понимание смысла « настоящий друг».

Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа « Для чего нужна дружба?».
  3. Упражнение « Добрый совет»- учащиеся в тактичной форме дают друг другу советы по исправлению какого - либо недостатка личности, продолжи фразу: « Я надеюсь, что тебе удастся……», «Было бы хорошо, если бы ты……».
  4. Выводы. Буду ли я лучше, если последую совету друга?

    1. Я и моя школа.
Цель: Воспитывать уважение к товарищам и учителям. Задачи:
  1. Обьяснить правила и требования школьной жизни.
  2. Познакомить с правилами безопасной жизни в школе.

28

  1. Приучать к выполнению школьных требований.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Беседа- знакомство с запретами в школе ( курение, пьянство, драки, острые и легковоспламеняющиеся вещества и другие).
  3. Работа в группах- обсуждение запретов, доказательство.
  4. Тренинг « Можно ли рисковать « по -умному»?»
  5. Выводы.



Тема 5. Защити себя сам.
    1. Моя уникальность.
Цель: Дать знания об уникальности каждой личности. Задачи:
  1. Рассказать об истории возникновения имен, отчеств, фамилий.
  2. Познакомить с влиянием имени на судьбу человека, характер.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Познавательный час « Тайна имени».
  3. Игра « Тезка»
  • разделить на группы по одинаковому имени, найти 2-3 общие черты.
  • остальные оценивают сходство.
  • сравнение мнения группы и наблюдателей.
    1. Чем я могу гордиться?
Цель: Научить видеть в себе позитивные качества. Задачи:
  1. Помочь раскрыться каждой личности.
  2. Дать возможность наблюдать положительные качества личности свои и у других.
  3. Воспитывать уважение к своим товарищам.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Игра « Расскажи о соей индивидуальности»- листочки- считалочки
( рассказ по схеме) :
  1. Меня интересует…
  2. У меня хорошо получается…
  3. Мне хочется быть похожим на …
  4. Я хочу больше узнать о…
  1. Выводы.


29

    1. Традиции нашей школы.
Цель: Сформировать чувство гордости за свою школу. Задачи:
  1. Познакомить с традиционными мероприятиями школы.
  2. Учить фантазировать.
Ход:
  1. Организационный момент.
  2. Игра « Наши традиции» ( в каких мероприятиях принимали участие все дети класса?».
  3. Работа в группах « Школа моей мечты»- защита проектов.
  4. Награждение участников.

    1. Как я отдыхаю.
Цель: Научить отдыхать с пользой. Ход:
  1. Что такое отдых ?
  2. Экспресс- опрос «виды отдыха».
  3. Экскурсия « Виды моих увлечений». Выставка ( дети рассказывают и показывают свои увлечения).
  4. Обсуждение «Какую пользу приносит такой отдых?»
  5. Итоги.


© 2010-2022