Рабочая программа Соленая мастерская для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Октябрьского района Курской области.

Рассмотрена на заседании МО художественно-эстетического цикла

от « »______ 2015 года Протокол №1

Руководитель МО

_______ Дроздова А.К.

Утверждена на заседании педагогического совета школы от « » августа 2015 года

Протокол №

Председатель

педагогического совета

_________ В.С. Кучерявенко

Введена в действие приказом от « » августа 2015 года №

Директор школы

_________В.С. Кучерявенко

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Солёная мастерская»

(для обучающихся 1 класса)





Разработана

педагогом дополнительного образования

Гребенниковой Анной Андреевной

2015/2016 учебный год.

Пояснительная записка. Дополнительная образовательная программа «Солёная мастерская», художественно-эстетической направленности разработана на основе программы «Технология. Трудовое обучение» 1 класс, под редакцией В.Д.Симоненко, «Вентана-Граф» 2013 год. Программа кружка разработана в целях художественно-эстетического развития школьников. Необходимость развития интересов учащихся в области ручного труда связана с раскрытием у детей творческих способностей: воображения, фантазии, интуиции. В ходе деятельности ребёнок приобретает сенсорный опыт, заключающийся в чувстве формы, веса, пластики. Он учится планировать свои действия и доводить их до конца. Вылепленные фигурки могут стать актёрами небольшого театра. Из всех видов детского художественного творчества лепка является наиболее осязаемым искусством. Основным инструментом являются руки - поэтому это самая доступная техника для самостоятельного изучения. Художественно - эстетическое направление представляет обучающимся возможность получения и использования более широких знаний и умений в области декоративно - прикладного искусства. В частности занятия лепкой расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами. Лепка развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев и ловкость рук. Программа опирается на программу духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в части формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Отличительной особенностью программы: -принадлежность содержания деятельности к определённому виду прикладного творчества; -приоритет целей обучения и предметно - практических задач; -ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определённого вида деятельности, в освоении специальных технологий; -демонстративно - исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы); Цель данной программы: создание условий для развития творческих способностей детей, формирование духовной культуры и представлений о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде; Задачи программы:

  • развивать природные задатки и способности детей;
  • формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами декоративно - прикладного искусства;
  • расширять общий и художественный кругозор.
Способствующие задачи: Образовательные - познакомить детей с основами мировой художественной культуры, традициями русского декоративного творчества. Воспитательные - формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения культурного наследия, навыков культуры общения. Воспитание трудолюбия, терпения, целеустремленности, предприимчивости. Развивающие - развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие способности. Ожидаемые результаты реализации программы: Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
  • конкурсы и соревнования школьного уровня;
- выставки творческих работ, ярмарки-распродажи изделий учащихся: Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, их знаний, умений и навыков на 1 год обучения по 4 часа в неделю для 1 классов. Программа раскрывает понятие красоты, обеспечивает развитие эстетического вкуса, учти создавать праздник, изготовить сувениры, игрушки своими руками. Данная программа обогащает, развивает совершенствует и употребляет на уроках технологии знания, умения и навыки для изготовления высокохудожественных изделий, отражающих культурное наследие русского народа. Предоставляется возможность выбора интересующего блока программы. Принимаются все желающие, получившие медицинский допуск. Занятия проходят коллективно, осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Организационная и воспитательная работа проводится в тесном контакте с родителями учащихся. Формы проведения занятий - теоретические, практические, проектная деятельность. Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проекта. Дети хотят праздника каждый день - творчество может и должно стать для них источником радости, а уже потом знаний и умений. Выполнение совместных проектов сплачивает детей, заставляет сопереживать друг другу. Ребенок, попадая в атмосферу творческого коллектива, расширяет мировоззрение. Мир перестает быть ограниченным рамками семьи, школы, двора. Он начинает иначе осознавать себя в социуме. Занятия носят деятельностный характер и развивают познавательные и коммуникативные УУД. Личностные: - формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.). Коммуникативные: - умение формулировать точку зрения; -умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации); - умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения; -умение определить общую цель и пути её достижения. Познавательные: -умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков; -умение осуществлять логическое действие «синтез»; -умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям; -умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям; -умение осуществлять логическое действие «обобщение»; -умение устанавливать аналогии; -умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений. Регулятивные: -умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
  • овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
  • работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Учащиеся должны знать:
  1. Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.
  2. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса.
  3. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту.
  4. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.
  5. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план.
  6. Основные приемы лепки.
  7. Способы соединения деталей из различных материалов.
  8. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.
  9. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.
  10. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста.
  11. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек.
  12. Приемы разметки по тесту.
  13. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.
  14. Правила безопасного труда и санитарии
  15. Правила безопасной работы с ручными инструментами
Учащиеся должны уметь:
  1. Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.
  2. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа.
  3. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план.
  4. Соединять детали из соленого теста различными способами.
  5. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.
  6. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.
  7. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.
  8. Собирать сборные конструкции из соленого теста.
  9. Изготовлять небольшую картину из соленого теста.
  10. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.
  11. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки.
  12. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
  13. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.
  14. Творчески подходить к выполнению работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6 - 8 лет. Сроки реализации программы - 1 год. Формы и режим занятий - групповая, индивидуальная. - 4 часа в неделю.
Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 30 минут 4 раза 4 часа 134 часа













Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол- во

часов

Опорные знания

УУД

Практическое занятие

1.

Экскурсия в историю. Первые поделки из теста. (презентация)

1

Организация

трудового

процесса.

Умение задавать вопросы для получения от партнера по

Знакомство с оборудованием и информацией в кабинете

2.

Вводное занятие. Правила безопасного поведения при обращении с инструментами.

1

Правила безопасного труда при обращении с

инструментами

коммуникации необходимые сведения

-умение осуществлять логическое действие

«анализ» с

Организация рабочего места и правила санитарии. Работа с тестом.

3.

Технология приготовления соленого теста. Пропорции.

2

Приемы лепки. Работа стеками.

выделением существенных и несущественных признаков;

Нанесение рисунка на тесто стеками.

4.

Как окрасить тесто. Виды окраски. Изготовление простейших деталей.

1

Знакомство с

техникой

окраски.

-умение осуществлять логическое действие «синтез»;

-умение

Изготовление деталей: капелька, шар, колбаска, блин, лепешка, ленточка.

5.

Изготовление изделий: «Солнышко», «Часики».

3


осуществлять логическое действие «сравнение»

по заданным


6.

Окрашиваем тесто гуашью. Панно «Цветы» (красочные примеры на слайдах)

3

Элементы и

составляющие

композиции.

самостоятельно

выбранным

критериям.

Заготовка

мозаичных

форм.

Выполнение мозаики.

7.

Работа с подручными средствами для украшения изделия. Картина «Подсолнух»

2

Знакомство с технологией.

Выполнение мозаики.

8.

Раскрашивание и покрытие лаком картины. «Подсолнух».

1

Знакомство с технологией.

Выбор рисунка

9.

Занятие - игра. В зоопарке. Учимся раскатывать тесто для объемных фигур.

1

Знакомство с технологией.

-умение выделять свойства в изучаемых объектах и

Раскатываем тесто в виде овала.







10.

Изготовление простейших фигур. «Медведь», «Заяц».


2

Знакомство с технологией.


дифференцировать их;

- овладение приёмами

Выбираем рисунок для изготовления работы.

11.

Украшение фигур. Составление сказок.

3

Элементы и

составляющие

композиции.

контроля и самоконтроля усвоения изученного;

Изготовление сюжета из сказки по выбору.

12. Лепка фигур при помощи ножниц. «Ежик».

2

Знакомство с технологией.

Учимся работать с ножницами.

13.

Лепка фигур при помощи ножниц

« Рыбка».

2

Знакомство с технологией.

-умение

осуществлять

логическое

действие

«обобщение»;

-умение

устанавливать

аналогии

Выбираем план работы.

14.

Раскрашиваем фигуры. Составляем рассказ.

2

Знакомство с

техникой

окраски.

уважительное отношение к позиции собеседника ответственность за свою работу в команде, развитие навыков сотрудничества

Выбираем план работы.

15.

Лепим посуду для животных. Конкурс. Самая удобная посуда!

3

Знакомство с технологией.

Учить составлять на плоскости орнамент, используя приёмы раскатывания, сплющивания; развивать у детей творческие и композиционные способности.

Выбираем рисунок для изготовления работы.

16.

Игра. Кто слепит больше детенышей.

2

Элементы и

составляющие

композиции.

Привитие любви к животным, к Родине.

Выбираем рисунок для изготовления работы.

17.

Раскрашиваем и составляем фигурки. Строим зоопарк.

2

Элементы и

составляющие

композиции.

Развитие логики, воображения.

Выполнение

коллективной

работы.

18.

Изготовление узоров корзиночного плетения. Освоение техники. Композиция «Корзина с грибами»

3

Знакомство с технологией.

- работа по алгоритму, с памятками.

Выбираем рисунок для изготовления работы.

19.

Изготовление композиции «На берегу моря»

2

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем рисунок для изготовления работы.

20.

Изготовление композиции «Дерево с яблоками»

3

Элементы и

составляющие

композиции.

-умение осуществлять логическое действие

Выбираем рисунок для изготовления работы.

21.

«Украшения»

(брошки)

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Развитие воображения.

Выбираем план работы.

22.

«Украшения»

( бусы)

3

Элементы и

составляющие

композиции. Закрепить умение применять знакомые приемы лепки.

Выбираем план работы.

23.

Изготовление поделки « Моя фантазия».

3

Элементы и

составляющие

композиции.


-умение

осуществлять

логическое

действие

«обобщение»;

-умение

устанавливать

аналогии

Выбираем план работы.

24.

Изготовление корзины с фруктами.

3

Применение технологии.

Выбираем план работы.

25.

Выставка корзин с фруктами.

1

Применение технологии

Думаем сами.

26.

Изготовление розы из теста.

2

Элементы и

составляющие

композиции.

Думаем сами

27.

Изготовление композиции «На дворе зима».

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем план работы.

28.

Изготовление композиции «Подкова на счастье»

3

Элементы и

составляющие

композиции. Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища и головы, Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),

Выбираем план работы.

29.

Изготовление панно по выбору.

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем план работы.

30.

Раскрашивание и украшение работ. Выставка.

1

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем план работы.

31.

Изготовление композиции «Бабочка»

2

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем план работы.

32.

Изготовление снеговика.

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Выбираем план работы.

33.

Талисманы своими руками.

3

Применение технологии.

Выбираем план работы.

34.

«Рождественские игрушки»

(по выбору: колокольчик, звёздочка или елочка)

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования.

Выбираем план работы.

35. Освоение техники рельефной лепки. «Подарок папе» (рамка для фотографии)

3

Применение технологии. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Выбираем план работы.

36.

«Яйцо пасхальное»

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Изучать христианские традиции (праздник пасхи); продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать приёмы декорирования (рельеф - колбаски, лепёшки, шарики, бусинки)

Выбираем план работы.

37.

Изготовление композиции «Лето в ладошке»

3

Элементы и

составляющие

композиции.

Продолжать развивать у детей чувство композиции; закрепить технику рельефной лепки; развивать творческие способности у детей. Продолжать учить составлять композицию, прикреплять изделия из теста к основе.

Выбираем план работы.

Всего

134





Литература.

  1. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  4. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  5. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез.
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  8. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  9. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.





© 2010-2022