Технология: программа: 1-4 классы / Е. А. Лутцева: - М. : Вентана-Граф, 2012. - 80 с. - ( Начальная школа XXI века)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Технология» (1 класс)

на 2015/2016 учебный год Рабочая программа составлена для 1 класса на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643);

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования по технологии;
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 28.08.2015, протокол № 9; утвержденного приказом директора № 174-р от 31.08.2015;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013;
  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом директора № 175-р от 31.08.2015;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253), с.36
  • Авторской программы по предмету: Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева: - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.- ( Начальная школа XXI века);


Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Общая характеристика предмета: Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна. Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Цели предмета:

- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда;

- приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний;

- овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;

- развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских,
художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение ксвоему и чужому труду и результатам труда). Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата). Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно- преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом - уровень ремесла и уровень мастерства. Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Технологическое образование включает в себя информационно - познавательный и деятельностный компоненты.



Место предмета в учебном плане: В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология» изучается в 1 классе 1 часа в неделю (33 часа в год), что в полном объёме соответствует авторской программе.

Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

6




Не предусмотрены авторской программой

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

17

Конструирование и моделирование

10

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*


Итого:

33

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Формы, методы и технологии обучения

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • фронтальные;

На уроках технологии используются следующие методы обучения:

  • практические;

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, экскурсия);

  • наглядные;

  • поисковые и др.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации. Формы проведения уроков:
  • интегрированные уроки
  • практикумы
  • организационно - деятельностные игры
Виды деятельности планированы в соответствии с авторской программой.

Контроль и оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.

  2. Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  1. Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- групповые творческие проекты.

  1. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием) В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принимать поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
























Содержание курса

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч) Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем ребёнка мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природе как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность - цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе - источник сырьевых ресурсов, природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход за инструментами и их хранение. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) - рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий. Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч) Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность, гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам - декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов. Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки. Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

3. Конструирование и моделирование (10 ч) Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и моделирование изделий из природных материалов, из бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)*

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.

Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

Результаты изучения технологии в 1 классе

Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению;

  • проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые

простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

  • осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

  • под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подход ящих для выполнения задания материалов и инструментов;

  • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.;

  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализироватьконструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декаротивно-художественному);

  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

  • ориентироваться в материале на страницах учебника;

  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, пол ученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные результаты (по разделам)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,

самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

  • о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

  • об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

  • о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

  • соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

  • способы разметки на глаз, по шаблону;

  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

  • клеевой способ соединения;

  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

  • различать материалы и инструменты по их назначению;

  • качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению несложных изделий;

  • -экономно размечать сгибанием, по шаблону;

  • точно резать ножницами;

  • собирать изделия с помощью клея;

  • эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;

  • использовать для сушки плоских изделий пресс;

  • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

  • о детали как составной части изделия;

  • конструкциях - разборных и неразборных;

  • неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по

образцу, рисунку.

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Основные средства обучения:

Лутцева Е.А. Технология . 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 2-е изд., допол. - М.: Вентана - Граф, 2009. - 112 с.: ил.

  1. Дидактические пособия:

Лутцева Е. А. Технология: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф, 2015.

  1. Методические материалы для учителя:

Лутцева Е. А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 80с. - (Начальная школа XXI века)

Лутцева Е. А. Технология: 1 класс: методические рекомендации. - М.: Вентана - Граф, 2012.

Лутцева Е. А. Технология: 1 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков. - М.: Вентана-Граф, 2012


  1. Раздаточные средства обучения:
Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием
  1. Технические средства обучения:

персональный компьютер учителя

интерактивная доска

мультимедиа проектор


  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения:

обучающие диски

средства цифровой фото- аудио - видеофиксации

Оборудование:

комплекты ученической мебели (15 шт.), меловая доска (1 шт.), стол для учителя (1 шт.)

Рекомендации по оснащению учебного процесса Для работы учащимся необходимы:

  • индивидуальное рабочее место;
  • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы, канцелярский нож, линейка обычная, линейка с бортиком, угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи;
  • материалы для изготовления изделий: бумага, картон, ткань, текстильные материалы, фольга, калька, природные материалы и вторсырьё, клей ПВА, мучной клейстер, набор «Конструктор»;
  • специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов, инструментов: коробки, папки, подставки и др.

Список литературы

Для учителя:

  1. Лутцева Е. А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 80с. - (Начальная школа XXI века)

  2. Лутцева Е. А. Технология 1 класс: методические рекомендации. - М.: Вентана - Граф, 2012.

  3. Лутцева Е. А. Технология: 1 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков Е.А. Лутцева. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2014. - 144 с.

Для учащихся:

  1. Лутцева Е. А. Технология: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2015.

Лутцева Е.А. Технология 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф,

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Технология», 1 «А» класс


п/п

Наименование разделов и тем

Календарные

сроки

Основное содержание

Формы, методы, осн.виды деятельности урока

Оборудование,

контрольно-измерительные

материалы

Плани

руемые

Факти

ческие

Раздел 1. «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание» 6 ч

Образовательные результаты по разделу «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»


ПРЕДМЕТНЫЕ


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


ЛИЧНОСТНЫЕ

Знать(на уровне представлений):

-о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как источнике его

вдохновения;

-об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

-о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

-обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;

-соблюдать правила гигиены труда.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с

опорой на образцы, рисунки учебника.;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно

-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

-с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

-ориентироваться в материале на страницах учебника;

-находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, пол ученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-делать выводы о результате совместной работы всего класса;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

-положительно относиться к учению;

-проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

-принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

-чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые

простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

-бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

-осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

-с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

-под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.


Рукотворный мир как результат труда человека


Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Предметное окружение детей

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.4-5, 72, иллюстрации, сухие листья, газетные листы, пресс. М/м презентация.

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

Мастера и их профессии (знакомые

детям).

Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.

Соблюдение в работе безопасных приёмов труда.

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.8-10.

М/м презентация. Правила техники безопасности.


Природа в художественно-практической деятельности человека

Отражение мотивов природы в декоративно- прикладном творчестве.

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.6-7, 73, иллюстрации, сухие листья, пресс, клей.

Природа в художественно-практической деятельности человека

Использование форм и образов природы в создании предметной

среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с 74, иллюстрации, сухие листья, пресс, клей.

Природа и техническая среда

Проблемы экологии.

Общее представление о конструктивных особенностях изделий (изделие и его детали)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с11-12, 26-29,30.

иллюстрации, пластилин, стека, досточка

Дом и семья. Самообслуживание

Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность).

Изготовление для близких подарков

(открытки, сувениры и т.)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.13-14, 75. М/м презентация, ножницы, цв. бумага.

Раздел 2. «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» 17 ч

Образовательные результаты по разделу «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Знать:

-общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);

-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

-способы разметки на глаз, по шаблону;

-формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

-клеевой способ соединения;

-способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

-названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и

приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

-различать материалы и инструменты по их назначению;

-качественно выполнять операции и приѐмы по изготовлению несложных изделий;

- экономно размечать сгибанием, по шаблону;

- точно резать ножницами;

- собирать изделия с помощью клея;

- эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией,

прямой строчкой;

-использовать для сушки плоских изделий пресс;

-безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

-с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль

с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с

опорой на образцы, рисунки учебника.;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно

-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно -художественному);

-с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

-ориентироваться в материале на страницах учебника;

-находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, пол ученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-делать выводы о результате совместной работы всего класса;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

-положительно относиться к учению;

-проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

-принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

-чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые

простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

-бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

-осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

-с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

-под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.


Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Мир материалов (общее представление, основные свойства). Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.18-22, 76, иллюстрации, пластилин, стека, досточка

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов (разметка по шаблону, сгибание, складывание)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.21-25, 80, картон, ножницы, клей, кисточка

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Знакомство с ножницами, их конструкцией, удобным удерживанием, правилами пользования ими

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.41-42, 82, 67-69, иллюстрации, цв.бумага, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Работа с ножницами, бумагой, картоном

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.43-46, 81, иллюстрации, цв.бумага, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Общее представление о технологическом процессе

Этапы (технология) изготовления изделий из разных материалов

(общее представление).

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.30-32,108,

иллюстрации, цв.бумага, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Общее представление о технологическом процессе

Технологические операции: разметка,

выделение деталей, формообразование, сборка, отделка

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.33-35, 78, 79, иллюстрации, пластилин, стека, досточка, пузырёк или баночка

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Подбор материалов и инструментов (с помощью учителя). Разметка «на глаз»

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.28-29, 38, иллюстрации, цв.бумага, цв.картон, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Подбор материалов и инструментов (с

помощью учителя).

Разметка по шаблону

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.53-54, 86, иллюстрации, шаблоны кругов, цв. бумага, клей, ножницы.

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Обработка материала (отрывание,

сгибание, складывание, резание ножницами)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.55-56, 88, иллюстрации, шаблоны кругов, цв. бумага, клей, ножницы.

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

28.12.15

Обработка материала (отрывание,

сгибание, складывание, резание ножницами)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.58-59, 93-94, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы.

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Сборка деталей, клеевое соединение.

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с. 89-90, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы.

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Отделка изделия или его деталей

(окрашивание, вышивка, аппликация)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.60-62, иллюстрации, ткань, нитки, ножницы, иголка

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

Отделка изделия или его деталей

(окрашивание, вышивка, аппликация)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.63- 64, иллюстрации, ткань, нитки, ножницы, иголка

Графические изображения в технике и технологии

Виды условных графических изображений: рисунок

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.47-50, иллюстрации, ткань, нитки, ножницы, цв.картон, клей

Графические изображения в технике и технологии

Виды условных графических изображений: инструкционная карта

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.83-85, иллюстрации, ткань, нитки, ножницы, цв.картон, клей, пресс

Графические изображения в технике и технологии

Изготовление изделий с опорой на рисунки

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.95, бумага, нитка, лёгкий шарик.

Графические изображения в технике и технологии

Изготовление изделий с опорой на инструкционные карты

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.99, футляр от киндер-сюрприза, поролон,

Раздел 3. «Конструирование и моделирование» 10 ч

Образовательные результаты по разделу «Конструирование и моделирование»

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Знать:

-о детали как составной части изделия;

-конструкциях - разборных и неразборных;

-неподвижном клеевом соединении деталей.

Уметь:

-различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

-конструировать и моделировать изделия из различных материалов по

образцу, рисунку.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-учиться проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с

опорой на образцы, рисунки учебника.;

-выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

-наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно

-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно -художественному);

-с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

-ориентироваться в материале на страницах учебника;

-находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, пол ученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

-делать выводы о результате совместной работы всего класса;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

-учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

-положительно относиться к учению;

-проявлять интерес к содержанию предмета технологии;

-принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;

-чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые

простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;

-бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

-осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

-с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

-под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.


Изделие и его конструкция

Изделие, детали изделия

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.26-27, м\м презентация, 87, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы, нитка, вата

Элементарные представления о конструкции

Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, общее представление.

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.39-40, м\м презентация

Элементарные представления о конструкции

Конструкция изделия (разъёмная,

неразъёмная, соединение подвижное и

неподвижное)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

М\м презентация, учебник с.92, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы

Конструирование и моделирование несложных объектов

04.04.16

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с.96-97, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы (кошка)

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с. 96-97, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы (собака)

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в технике оригами)

Фронтальная.

Выполнение упражнений по образцу.

Учебник с. 96-97, иллюстрации, цв. бумага, клей, ножницы (лиса)

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в аппликации из геометрических фигур и пр.)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.57, иллюстрации, цв.бумага, цв.картон, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в аппликации из геометрических фигур и пр.)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

Учебник с.91, ил цв.бумага, цв.картон, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка люстрации,

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в аппликации из геометрических фигур и пр.)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

М\медийные слайды, иллюстрации, цв.бумага, цв.картон, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка

Конструирование и моделирование несложных объектов

Конструирование и

моделирование изделий на основе природных форм и конструкций (например, образы животных и растений в аппликации из геометрических фигур и пр.)

Индивидуальная.

Вариативные упражнения.

М\медийные слайды, иллюстрации, цв.бумага, цв.картон, коробочка, ножницы, клей, кисточка, подставка


© 2010-2022