- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа подготовки к школе
Программа подготовки к школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Меркулова О.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ п. Ключ ЖИзни
елецкого муниципального района Липецкой области
СОСТАВИЛА : УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ П. кЛЮЧ ЖИЗНИ
ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
мЕРКУЛОВА О.В.
Рабочая программа
подготовки детей к школе
Рабочая программа подготовки детей к школе на занятиях для будущих первоклассников.
Программа рассчитана на 16 занятий.
Цель:
Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Задачи:
- Готовить детей к обучению грамоте, развивать фонематический слух и умение, проводить элементарный звуковой анализ речи
- Дать первоначальные математические представления
- Дать первоначальные представления об окружающем мире
- Воспитывать организованность в учебной деятельности
Пояснительная записка
Обучение на подготовительных занятиях проводится раз в неделю на
30-минутных занятиях по:
· Подготовке к обучению грамоте и развитию речи
· Развитию элементарных математических представлений
· Письму
На каждом из занятий проводятся практические пятиминутки по ознакомлению с окружающим.
Перемена между занятиями - 10 минут.
Содержание занятий опирается на программные требования к воспитанникам
подготовительной группы детского сада по следующим направлениям:
1. Ознакомление с окружающим
- Расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
- Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и
классификации.
- Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об
изменениях в ней и об её охране.
Будущий первоклассник должен иметь представление
· о своей стране, крае, городе (название, природа, труд людей...),
· о всенародных праздниках, о профессиях родителей,
· о школе, об армии и милиции, о транспорте, о библиотеке, о больнице, о
почте, о магазинах и т.д., о правилах поведения
· о временах года, о растительном и животном мире, его охране
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
- Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
- Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым
звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
- Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги
трёхсложные слова с открытыми слогами.
- Совершенствовать умение согласовывать части речи в соответствии с грамматическим строем родного языка.
- Дать первоначальные представления о предложении.
- Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
- Совершенствовать умение составлять рассказы.
Будущий первоклассник должен уметь
· составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове
· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов
· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть
3. Развитие элементарных математических представлений
- Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке.
- Познакомить с цифрами 0-9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
- Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Дать первоначальные представления о величине (ширина, длина, высота) предметов и о геометрических фигурах (многоугольники)
- Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
- Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
Будущий первоклассник должен знать
· состав чисел первого десятка
· как получить каждое число первого десятка (N + или - 1)
· цифры 0-9 и знаки +, - , =
· название текущего месяца и последовательность дней недели
уметь
· называть числа в прямом и обратном порядке
· соотносить цифру и число предметов
· составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользуясь знаками арифметических действий
· измерять длину предметов с помощью условной меры
· ориентироваться на листе клетчатой бумаги
4. Письмо
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать правильную посадку при письме.
- Формировать умение правильно держать ручку, выполнять штриховку предметов.
- Знакомство с тетрадью, узкой и широкой линией.
- Формировать умение безотрывного письма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
№ занятия
Содержание занятия
Цель занятия
1
Знакомство. Введение знака «поднятая рука».
- Организация знакомства детей друг с другом.
- Выработка школьного правил «поднятая рука» для поочередного высказывания.
2
Приветствие учителя.
- Выработка школьного правила «Приветствие учителя».
- Помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник - дошкольник».
3
Предложение. Составление предложений.
- Формирование понятия «Предложение».
- Формирование умения составлять предложения как по картине, так и из жизненного опыта.
4
Слово.
- Формирование понятия «слово», как отдельной единицы речи.
- Формирование умения выделять слова из предложения.
5
Слог. Деление слов на слоги.
- Формирование понятия слог.
- Формирование умения делить слова на слоги.
6
Звук. Буква.
- Формирование понятий звук и буква.
7
Звук. Место звука в слове.
- Формирование умения выделять звуки в словах, определять их место в слове.
8
Говорим - рассказываем. «Любимые игры и игрушки».
- Развитие речевого аппарата.
- Формирование умения описывать игрушку по существенным признакам.
9
Говорим - рассказываем. «Наш город. Наши улицы».
- Развитие связной речи.
- Формирование понятия «город».
10
Составление предложений, рассказа по картине.
- Развитие связной речи.
- Формирование умения составлять предложения по картине.
11
Заучивание стихотворений наизусть.
- Развитие слуховой памяти.
- Формирование умения заучивать стихотворения наизусть.
12
Составление рассказа по серии картинок.
- Развитие связной речи.
- Формирование умения составлять предложения по картине.
13
Поэтическое занятие.
- Формирование умения выразительно рассказывать стихотворения, разученные дома.
14
Загадки.
- Знакомство с загадками.
- Формирование умения составлять загадки по отличительным признакам предмета.
15
Скороговорки
- Формирование правильной дикции.
16
Рассказ. Беседа о прочитанном.
- - Развитие связной речи.
- Формирование умения отвечать на вопросы по тексту.
ПИСЬМО
№ занятия
Содержание занятия
Цель занятия
1
Правила посадки при письме. Штриховка.
- Формирование правильной посадки при письме, наклоне тетради.
- Развитие мелкой моторики руки.
2
Рисование дорожки.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения безотрывного рисования.
3
Рисование дорожки.
- Формирование умения безотрывного рисования.
- Развитие мелкой моторики руки.
4
Обводка по линиям без отрыва руки.
- Формирование умения безотрывного рисования.
- Развитие мелкой моторики руки.
5
Обводка картинок по пунктирным линиям.
- Формирование умения безотрывного рисования.
- Развитие мелкой моторики руки.
6
Штриховка прямыми вертикальными линиями.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения выполнять штриховку прямыми вертикаль-ными линиями сверху вниз и наоборот.
7
Штриховка прямыми горизонтальными линиями.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения выполнять штриховку прямыми горизонталь-ными линиями слева направо и наоборот.
8
Штриховка прямыми линиями в разных направлениях.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения выполнять штриховку в разных направлениях.
9
Сложная штриховка.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения выполнять штриховку, используя сложные линии: волнистые, ломаные, зигзагообразные.
10
Знакомство с рабочей тетрадью.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Дать определение понятий «узкая линия - рабочая», «широкая линия - вспомогательная».
11
Ориентировка в тетради в линейку.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Формирование умения ориентироваться в тетради по линиям.
12
Рисование элементов букв
- Развитие мелкой моторики руки.
13
Рисование элементов букв
- Развитие мелкой моторики руки.
14
Рисование элементов букв
- Развитие мелкой моторики руки.
15
Рисование элементов букв
- Развитие мелкой моторики руки.
16
Рисование элементов букв
- Развитие мелкой моторики руки.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
№ занятия
Содержание занятия
Цель занятия
1
Вверху, внизу, слева, справа.
- Формирование умения ориентироваться в тетради на листе в клетку.
- Определение понятий «вверху, внизу, слева, справа»
2
Большой, маленький, длинный, короткий.
- Определение понятий «большой, маленький, длинный, короткий».
- Формирование умения сравнивать предметы.
3
Число один, много.
- Определение понятий «один, много».
- Формирование умения сравнивать предметы.
4
Число два.
- Определение понятия число 2, способы его образования.
5
Шире, уже, выше, ниже.
- Определение понятий «Шире, уже, выше, ниже».
- Формирование умения сравнивать предметы.
6
Геометрические фигуры. Круг, квадрат, треугольник.
- Формирование понятия «фигуры - круг, квадрат, треугольник».
7
Число 3.
- Определение понятия число 3, способы его образования.
8
Число 4.
- Определение понятия число 4, способы его образования.
9
Число 5.
- Определение понятия число 5, способы его образования.
10
Больше, меньше, столько же.
- Определение понятий «больше, меньше, столько же».
11
На сколько больше, на сколько меньше.
- Формирование умений сравнивать количество предметов.
12
Порядковые числительные.
- Формирование умений считать порядковыми числительными, называть порядковые номера.
13
Число 6.
- Определение понятия число 6, способы его образования.
14
Числа 7,8.
- Определение понятия чисел 7,8, способы его образования.
15
Месяцы года, дни недели.
- Формирование знаний названий месяцев, дней недели.
16
Число 9.
- Определение понятия число 9, способы его образования.