- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок познания мира «Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека»
Урок познания мира «Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Морина В.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Общая средняя школа №17 имени Лермонтова
Открытый урок
по познанию мира
3 класс
Тема урока: «Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека».
Подготовила: Морина В.А.
(учитель начальных классов)
Предмет
Познание мира
1 четверть
Класс 3
Тема урока
Органы чувств. Их роль и значение в жизни человека.
Ссылки
Учебник «Познание мира» 3 класс
Цели урока
Углубить знания учащихся об органах чувств, их функциях и роли в жизни человека; развивать память, наблюдательность, умение слушать, сравнивать и делать выводы, развивать умение находить нужную информацию; работать в группе; воспитывать трудолюбие, любознательность и чистоплотность.
Результаты обучения для учащихся
предметные: знать о значении и функциях органов чувств; о полезных и вредных привычках; личностные: проявлять стремление к сохранению здорового образа жизни; системно - деятельностные: уметь сравнивать и обобщать информацию; проявлять познавательные, исследовательские и творческие способности.
Виды работ
Работа в группах, индивидуальная работа, беседа, демонстрация, рассказ учителя.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, математика.
Материальное обеспечение урока
плакат с изображением органов чувств, слайды, сахар, соль, цветные карандаши, яблоко, освежитель воздуха, муз.запись, карандаш, линейка, стакан.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент.
1 мин
Приветствие. Психологический настрой.
Встали все красиво, поздоровались учтиво. Мысленно пожелали друг другу и гостям всего доброго.
Приветствие. Подготовка к уроку.
Актуализация знаний.
7мин
Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света - человека. Белинский говорил: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм - это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод». И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке, и на последующих уроках в старших классах.
- Для чего нужно знать свой организм?
- А какие органы помогают нам приспосабливаться к окружающему миру? (органы чувств)
- Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит небольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд) 1.У зверушки на макушке, А у нас - выше глаз. (Ухо) 2.На ночь два оконца, Сами закрываются, А с восходом солнца, Сами открываются. (Глаза) 3.Мы в нее зимой и летом,
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа) 4.Меж двух озер стоит утес, В нем две пещеры - это…(Нос) 5. Первым пробовать привык Угощенья все ….(Язык)
3 к
1 у
о
5 я
х
ж
з
о
р
2 г
а
4 н
ы
л
о
к
а
с
з
- Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Органы чувств». Условия работы:
1.Отвечать четко, использовать рисунки, доклады.2.Работать в группе, взаимодействовать с товарищами.
3. Уметь слушать товарища.
Чтобы беречь свое здоровье. Каждый заполняет самостоятельно.
Усвоение новых знаний и способов действий.
15 мин
1).Учитель показывает яблоко.
- Что помогает вам увидеть это красивое яблоко? (Слайд) - Органом, какого чувства являются глаза?
Некогда слово «глаз» означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения глаза употреблялось слово « око»- « очи», сохранившиеся и поныне в русском языке и в поэтической речи (в пословицах, поговорках, сказках)
Человеческий глаз имеет форму шара, похожий на яблоко (глазное яблоко). Подробно об этом органе расскажет ученик.
- Послушайте, что расскажет вам…
Глаз очень хрупкий орган чувств, имеет хорошую защиту: брови, веко, ресницы (слайд). Чтобы сохранит зрение, на уроках мы делаем гимнастику для глаз. Учащиеся по таблице рассматривают и рассказывают об устройстве глаза. (Слайд)
- Почему люди носят очки?
2). Звучит мелодия по магнитофону.
- Что это?
- Что помогает вам услышать звук? (Слайд)
Ученик рассказывает о строении уха, используя таблицу, зачитывает информацию из реферата.
3) Распространяется запах …освежителя воздуха. Что почувствовали? Какой орган чувств вам в этом помог?
Нос-это орган обоняния. Обоняние-это способность человека воспринимать запахи.
(Слайд)
- Объясните смысл фразеологизмов: зарубить на носу, задирать нос, водить за нос, нос не дорос.
- Как же нам сохранить обоняние? (беречь организм от простуды, не курить)
4) Опыт: На столах у учащихся блюдца с белым, кристаллическим, сыпучим веществом.
Дети пробуют (соль, сахар).
- Что вы попробовали? Какое оно на вкус? Какой орган помог определить, что на блюдце?
Язык - орган вкуса. С помощью его мы определяем сладкое, горькое или кислое.
- Что вы знаете о нем?
(Слайд)
5) Игра: « Определи предмет». У учителя мешочек, внутри находятся предметы, сделанные из разных материалов. На ощупь дети определяют предмет и материал, из которого он сделан.
(стакан - стекло, ложка - металл, линейка - дерево).
- Что помогло вам определить, из чего сделаны эти предметы? (кожа)
Кожа - орган осязания. Кожа равномерно покрывает все тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. (Слайд) Дополнительную информацию предлагает ученик из группы.
- Какой орган управляет всеми органами чувств? Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!!! - Как же это понять? - Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения - сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и т.д. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже вида чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.
(глаза)
(зрения)
….(названный ученик из группы «глаза» зачитывает свой доклад)
(для защиты глаз от солнца или для коррекции зрения)
(органы слуха - уши)
Приятный запах. Названный ученик из группы дает информацию по реферату на тему «Нос».
Ученик из группы рассказывает по реферату; по таблице и рисунку показывает его строение. С помощью языка мы определяем вкус пищи и узнаем, годиться ли она для употребления. Кончик языка чувствителен к сладкому, корень языка - к горькому, а края языка - к кислому, на язычке есть вкусовые сосочки.
По таблице учащиеся рассматривают состав кожи. Она состоит из трех слоев: первый слой - сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой - сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяет жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру.
В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу и боли. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой - это сама кожа.
Третий слой - это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Мозг.
Закрепление знаний и способов действий.
15 мин
Работа в группе. 1. Отгадайте загадку. 2.Изобразите свой орган чувств. 3. Напишите отличительные признаки. 4. Загадки, пословицы, поговорки, сказки.
Работа в группе.
Защита постеров.
Подведение итогов.
3 мин
Проведем графический диктант. ( Если «да», то +, если «нет», то -.)
1. Нос - орган обоняния. +
2. Язык - орган слух. -
3. Уши - орган вкуса. -
4. Кожа - орган осязания. +
5. У человека 6 органов чувств. -
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук. +
7. Вредные привычки помогают человеку. + Оценивание. «5»- без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки.
Индивидуальная работа.
Самостоятельное оценивание.
Рефлексия
3 мин
- Объединитесь все группы вместе в большой круг. Чтобы быть здоровыми, нам все органы нужны и должны дружно работать. И мы должны взаимодействовать между собой, как один целый организм.
Выводы учащихся.
Оценивание.
Домашнее задание:
1 мин
прочитать текст, подготовить пересказ.
Кроссворд
3
1
5
2
4
Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
-
1
2
3
4
5
6
7
Оценивание.
«5»- без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки.
Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
-
1
2
3
4
5
6
7
Оценивание.
«5»- без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки.
Ф.И. ученика _____________________________________
Графический диктант
-
1
2
3
4
5
6
7
Оценивание.
«5»- без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки.