Рабочая программа по внеурочной деятельности Дорогою открытий и добра

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ п/п

Наименование цикла, темы


Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1 класс




1 четверть. Открываем школьный мир




1

Здравствуй, школа!

1



2

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

1



3

Мои учителя

1



4

Мои одноклассники

1



5

Школьные вещи- наши помощники

1



6

Правила школьной жизни

1



7

День рождения класса ( обобщающее занятие)

1




Итого

7




2 четверть. Удивляемся чудесам, совершаем открытия




1

Тайны и чудеса вокруг нас

1



2

Книги- наши друзья и помощники

1



3

Чудесный мир искусства ( изобразительное искусство и музыка)

1



4

Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк)

1



5

Удивительный мир людей

1



6

Удивительный мир вещей

1



7

Мир прекрасный и удивительный ( обобщающее занятие)

1




итого

7




3 четверть. Создаем и сохраняем традиции




1

«Что такое традиция?»

1



2

Школьные традиции

1



3

Семейные традиции

1



4

Праздничный календарь

1



5

Традиции малой родины

1



6

Встречаем весну ( обобщающее занятие -праздник)

1



итого

6




4 четверть. Познаем любимый край




1

Мой адрес

1



2

Природа моего края

1



3

Мой город, мое село

1



4

Моя улица, мой дом

1



5

Мой дом, моя семья

1



6

Мои домашние любимцы ( животные , растения)

1



7

Наши открытия ( обобщающее занятие-праздник)

1




Итого

7











































Комплексная программа внеурочной деятельности

«Дорогою открытий и добра»

1-4 классы

Пояснительная записка

В концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России ( авт. Данилюк.А.Я;.Кондаков А.М.;Тишков В.А.) , созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности ( патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии , искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие эстетических чувств, знание нормальных норм и ориентация на выполнение. ФГОСНОО предусматривают формирование у школьников целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы

Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его сознания, чувств, поведения.

Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав ребенка и конвенцией о правах ребенка.

Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.

Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1-4 классы) положены идеи учебного курса «гражданское образование в начальных классах» (2-4 классы) ( авт. Н.Н. Дементьева, Т.Я.Железнова,С.К.Тивикова,Н.Ю.Яшина).

Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах.

Вариативность использования отражена в содержании программы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополнительные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы формы выделены в каждом разделе курсивом. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанности.

1 вариант. Если в образовательном учреждении не преподается курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа « Дорогою открытий и добра» может использоваться для организации внеурочной деятельности в 1-4 классах из расчета не менее 2 часов в неделю.

Количество часов может быть увеличено за счет дополнительных форм работы.

2-вариант. Если в ОУ преподается учебный курс ««Гражданское образование в начальных классах», то занятия по программе « Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:

В 1 классе на внеурочных занятиях реализуется базовое содержание программы и раздел « Дополнительно» (2 часа внеделю);

Во 2-4 классах на уроках гражданского образования реализуется базовое содержание ( 1 час в неделю), на внеурочных занятиях-раздел «Дополнительно». Количество часов определяется учителем нач. кл. с учетом потребностей данного класса.

Работа по программе « Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа направлена в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обучением младших школьников различным учебным предметам и семейным воспитанием. Программа предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятиям.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы.

Программа построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностного ориентированного, развивающего образование в начальной школе, системно-деятельностного подхода к построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а так же условно-концентрического принципа.

Программа рассчитана на 4 года, в течении которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов ( тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

  1. Отечество. Родина ( Россия, малая родина)

  2. Познание мира.

  3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.

  4. Семья и человек, самопознание

Особенности форм работы.

Содержание программы реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятие, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти ( в 1 и 2 классах) или полугодия ( 3 и 4). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систематизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительского праздника.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность, для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизация, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы- по раскрашиванию, рисованию и т.д. Во 2-4 классах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Корабли»( 2 класс) и « Жар-птица»( 3, 4 классы) ( авт. Тивикова С.К.;Деменева Н.Н; Железнова Т.Я; Яшина Н.Ю), а так же мультимедийных приложений к учебникам ( авт. Кузнецова Э.Е)

Внеурочные занятия во 2-4 классах не имеют жестко заданной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия, информационная часть ( чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др., чтение худ. текстов. И др. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей ( учебная, игровая, трудовая)

Дополнительные формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела и т.д.. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться к различным направлениям внеурочной деятельности. Особое внимание в программах уделяется элементам исследовательской деятельности. Так , уже в 1 классе детям предлагается выполнить мини-исследование и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей. Предполагается так же включение учащихся во 2 классе в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

Содержание программы

Общие сведения и дополнительные формы работы

1 класс ( 28 часов)

Открываем школьный мир ( 7 часов)

  1. Здравствуй, школа!.Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов, различных кабинетов, библиотеки, школьного музея, залов и т.д. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствие, знакомство с людьми, работающими в школе, получение информации о школе.Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе ( о том, что нравится в нашей школе)

Дополнительно: мини-исследование» Узнаем о школах, в которых учились наши родители, о том, что им нравилось в школе. Рассказываем о своем классе.

  1. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли- роли ученика ( Мы стали учениками; каким должен быть ученик в классе. Первые впечатления учеников о классе ( что нравится в классе)

Дополнительно : мини-исследование «Узнаем , как учились наши родители, бабушки, дедушки, какими они были учениками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом классе)

  1. Мои учителя. Моя первая учительница. Педагоги, работающие с классом: учитель музыки, физкультуры, воспитатель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемены . Дополнительно: мини-исследование « Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе.

  2. Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками ( Учимся работать вместе, помогать друг другу.» « Учимся дружить, вместе играть и учиться»).Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену. Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах.

  3. Школьные вещи -наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. забота о вещах, бережное отношение к ним. Дополнительно: коллективное трудовое дело по изучению раздаточного материала для уроков по различным предметам.

  4. Правила школьной жизни. Правила поведения на переменах, в школьной столовой, раздевалке и др. местах школы. Взаимопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и др. учениками школы. Дополнительно: занятие по культуре поведения( инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игр на общение).

  5. День рождение класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепития и т.д.Дополнительно: подготовка к празднику « День рождение класса»









Удивляемся чудесам, совершаем открытия ( 7 часов)

  1. Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас-загадочный и удивительный. Источники информации о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи. Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира « Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их».дополнительно: обсуждение познавательных телепередач.

  2. Книги- наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгой. Библиотекарь-человек, помогающий ориентироваться в мире книг..Дополнительно( на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малюток( с рисунками, аппликациями, подписями к ним) трудовое дело.»Наряд для учебника»( изготовление обложек и закладок для учебника).

  3. Чудесный мир искусства ( изобразительное искусство и музыка). Откроем для себя мир искусства: картины ( живопись), скульптура, фотографии, архитектурные сооружения, музыка. Люди, создающие произведения искусства ( художники, скульпторы, фотографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность ( учимся беречь и ценить искусство). Музеи , их виды. Правила поведения в музеях. Дополнительно( на выбор): вечер музыки, экскурсия( реальная или воображаемая) в музей, создание « малого Эрмитажа» ( выставки репродукции любимых картин). Конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов.

  4. Чудесный мир искусства ( театр, кино, мультипликация, цирк).Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мультипликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства( режиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке. Дополнительно( на выбор) посещение театра, кинотеатра или цирка: совместный просмотр и обсуждение фильмов, подготовка детьми небольшого спектакля или кукольного представления.

  5. Удивительный мир людей. Люди разных профессий в нашем городе( селе).Люди, которые трудятся на нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. правила взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах ( магазин, почта, поликлиника, парикмахерская). Дополнительно ( на выбор) экскурсия на почту, магазин, парикмахерскую и т.д. выставка изделий народных промыслов.

  6. Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удивительные вещи, созданные руками людей ( бытовые приборы и др.) Вещи, которые укрошают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны ( ученые, изобретатели, мастера) .Правила бережного обращения с техникой и окружающими вещами.д ополнительно: трудовое дело» Создаем чудеса своими руками( оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т.д.)

  7. Мир прекрасный и удивительный. Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире. дополнительно: подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.







Создаем и сохраняем традиции ( 7 часов)

  1. Что такое традиция? Понятие «традиция2: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения. Дополнительно: фольклорный праздник ( узнаем о традициях предков).

  2. Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций ( какую новую традицию мы хотим создать).Дополнительно: мини-исследование « Традиции нашей школы»

  3. Семейные традиции. Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых «Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать Дополнительно: трудовое дело по изготовлению подарков своим родственникам.

  4. Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках ( красных днях календаря).Традиции поведения праздников. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля-праздника пап и дедушек.

  5. Праздничный календарь. Традиционные праздники: Новый годи Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день. Традиции защитника Отечества. Традиции уважения к матери .Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов. Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта- праздника мам и бабушек.

  6. Традиции малой родины. Традиционные праздники нашей малой родины ( день города, села, др.) Конкурсы ( на лучший двор, балкон, цветник..Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы. Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, забав.

  7. Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями. Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем весну»

Познаем любимый край( 7 часов)

1.Мой адрес. Место, где я живу: Россия, Нижний Новгород или Нижегородская область; район, город, поселок, село, деревня. Понятие «родина»в широком и узком значении: родина-Россия, родина- Нижегородский край, родина- мой город или село. Дополнительно ( на выбор): экскурсия по городу или селу.

2.Природа моего края. Природа нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере..Дополнительно ( на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело « Помощь природе» ( уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т.д)

3.Мой город, мое село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки ( люди нашего города или села, района) особые места города или села, которые требуют нашей заботы. Дополнительно: мини-исследование «Моя малая родина2» ( сбор материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело ( забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).

4. Моя улица, мой дом. Название улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям. Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название улицы моей».

5.Мой дом, моя семья. Мой дом «за что я люблю свой дом».Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым. Дополнительно. Выставка рисунков о семье.

6.Мои домашние любимцы ( животные , растения).Наши меньшие братья( домашние животные),забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них Дополнительно: выполнение проектов « Мой домашний любимец» ( животное , растение).

7.Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, проведение итогов КТД в форме конкурсов и игр. Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия»

Содержание программы

Общие сведения и дополнительные формы работы

2 класс ( 34 часов)

Дом, в котором мы живём (9 ч)

Земля - общий дом для всех людей. Дом, в котором мы живём: различные значения слова "дом". Планета Земля - наш общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее представление о разных языках и обычаях, способах общения и взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библейская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей декларации прав человека. Статья Декларации: "Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски".

Отечество. Наша Родина - Россия. Понятия "родина", "отечество". Россия - наша Родина. Стихи, рассказы и пословицы о Родине. Гражданство. Россияне - граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской берёзки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и традиции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. "Каждый человек имеет право на гражданство.

Москва - столица нашей Родины. Москва - сердце России. История строительства Москвы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий. Москвичи - жители Москвы. Древняя и современная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва - река. Стихи, песни, пословицы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины.

Санкт - Петербург. Основание города Петром I. Санкт - Петербург - окно в Европу. Петербург - голова России, её северная столица. Петербуржцы - жители Санкт - Петербурга. Современные достопримечательности Санкт - Петербурга. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт - Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России.

Нижний Новгород. Основание города. Юрий Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Нижнего Новгорода. Стихи и песни о родном городе. Волга - великая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегородцы - жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки. "Чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область". Гордость ха родной край - Нижний Новгород и Нижегородскую область.

Нижегородская ярмарка. Представление о ярмарке. Особенности Нижегородской ярмарки. Нижний Новгород - карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечение. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и городецкая роспись. Русская матрёшка.

Ярмарочная карусель. Обобщающее занятие - праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей. Игровая и фольклорная программы по теме "Ярмарка". Конкурсы, забавы, коллективная роспись изделий.

В путешествие по миру. (7 ч.)

Шар земной именуется миром. Различные значения слова "мир". Мир - планета Земля. Мир - согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первооткрыватели, путешественники. Библейская легенда о Ноевом ковчеге.

Открываем Америку. США. Старый и новый свет. Открытие Америки Колумбом. Чудеса нового света. Коренное наследие Америки - индейцы, их культура и обычаи. "Песнь о Гайавате" - легенды об индейцах. Различные способы выражения людьми своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История основания Америки переселенцами. Сказка - небылица "Великий лесоруб Поль Баньян". Соединённые Штаты Америки - страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью - Йорк). Небоскрёбы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы - граждане США. Английский язык. Мультфильмы Уолта Диснея. Диснейленд. Статья Всеобщей Декларации прав человека: "Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, расы, пола, религии".

Индия. Хождение за три моря. " Хождение за три моря" Афанасия Никитина. Индия - страна древней культуры. Традиции индийцев. Дели - столица Индии. Река Ганг. Язык хинди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе, сердечное отношение индийцев к животным.

Кругосветное путешествие. Изменение представлений людей о форме Земли. Понятие "кругосветное путешествие". Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана. Путешествия по свету. Выход человека за пределы Земли. Космические полёты. "Магеллан" XX века - Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудничество людей разных стран. Статья Всеобщей Декларации прав человека: "Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину".

По новогодней карте. Новый год - праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране. Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи. Составление новогодних пожеланий.

Разноцветный новогодний хоровод. Детско - родительский праздник в форме карнавала."Защита" костюмов по микрогруппам: представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т.п. Игры разных народов, хороводы и конкурсы.

В тридевятом царстве, тридесятом государстве (10 ч.)

По неведомым дорожкам. Мир сказки - далёких, неведомых стран. Нравственная основа сказок: добро, честность, справедливость. Волшебные слова и волшебные предметы. Сказка "Смоляной бычок". Главное правило общения и взаимодействие людей: "Как хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Правило доброты и взаимопонимания.

В суровом северном краю. Образ Севера. Зимние загадки, забавы, вида спорта. Скандинавские страны, их общие и отличительные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдержанность, доброта - черты характера скандинавов. Сказки Г.Х.Андерсена. Скандинавские народные песенки, "Калевала" - финские предания и сказки. Финская сказка "Добрые советы".

Секреты старого замка. Образ Запада. Представление о Европе. Замки старой Европы. Страны Западной Европы: Германия, Великобритания, Франция. Многообразия и сходство европейских традиций и культур. Столицы этих стран, наиболее известные их достопримечательности. Французский, немецкий и английский языки. Вежливые слова на этих языках. Английские народные песенки. Сказки братьев Гримм и Ш.Перро. Французская сказка "Дочь дровосека". Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.

Под жарким солнцем Чёрной Африки. Образ Юга. Пёстрая карта Африки. Причудливость природы Африки. Африканцы. Жилища, традиции и ритуалы африканских народов. Сказки К.Чуковского об Африке. Африканская сказка "Кто лучше". Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности. Правило общей работы.

Там, где восходит солнце. Образ Востока. Япония и Китай, природа этих стран, их столицы. Древняя культура Китая и Японии. Праздники и церемонии. Чудеса, созданные руками человека. Предметы, которые изобретены в Китае. Хокку - японские трёхстишия. Письменность Китая и Японии - иероглифы. Китайская сказка "Храм в облаках". Понимание красоты, трудолюбие. Законы дружбы.

Сказочное путешествие. Обобщающее занятие - праздник в форме путешествия по разным странам на основе сказок. Конкурсы "Угадай сказку", "Узнай волшебный предмет", "Используй вежливые - "Волшебные" - слова". Выполнения трудовых и познавательных заданий в микрогруппах.

Я и моя семья (8ч.)

Из далёких странствий возвратясь. Социальные роли человека. Стихотворение С.Погореловского "Превращенья, превращения!" выполнения различных социальных ролей в семье. Притча Нового Завета о возращении блудного сына. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.

Мир семьи. Понятие "семья". Рассказ Л.Н.Толстого "Семейная кашка гуще кипит". Родственники. Родители. Понятие "родня". Образ матери и отца в произведениях искусства. Пословицы и поговорки о матери и отце. Бабушки и дедушки. Понятие "мир семьи". Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники. Домашние обязанности статья Всемирной дикларации: "Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства и личную и семейную жизнь".

Я и моё имя. Имена, отчества, фамилии - часть истории народа. Древние и современные русские имена. Имена у разных народов. Значение имени для человека. Проблема использования прозвищ. Правило вежливого представления и обращения к знакомым и незнакомым людям. О чём могут рассказывать фамилии. Человек, его доброе имя и добрые дела.

Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Положительные и отрицательные черты характера. Выявление черт своего характера. Понимание собственных чувств и чувств другого человека. Дружба, друзья. Увлечения и хобби. Любимые игры и игрушки. Время и умение его беречь.

Вместе - дружная семья. Детско - родительский праздник. Конкурсы "Мы - артисты", "Весёлые путешественники", "Мастер на все руки", "Леди и джентльмены", "Наша игротека", "Слаткоешка".

Содержание

3 класс

Над российскими просторами (16 ч.)

Отечество: старое, новое, вечное. Понятие "отечество", "отчизна", "родина". Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Созидательный труд на благо родины. Народное искусство. Народные мастера.

Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин и др.), культуры и искусства (И.Фёдоров, А.С.Пушкин, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, А.П.Павлова и др.), известные педагоги (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А.В.Суворов, К.Минин, Д.Пожарский), известные спортсмены (А.А.Алёхин и др.).

Наше государство - Российская Федерация. Понятие "государство", его признаки. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица, флаг, гимн. История флага и герба России. Названия нашего государства в различные исторические периоды. Города России, их гербы. Органы управления государством. Президент. Государственная дума. Правительство.

Сто народов - одна страна. Россия как федерация, её состав. Государственное устройство Российской Федерации. Республики, входящие в состав России, их столицы. "Большая" и"малая" родина. Соседи Нижегородской области. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Статья конвенции о правах ребёнка: "В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами".

По родной стране. Обобщающее занятие в форме устного журнала. Страницы устного журнала "По тропинкам Родины" (стихи, песни, загадки, рисунки, репродукции картин о природе России, родного края); "Юному гражданину"(викторина Знаешь ли ты государственные символы России?", подведение итогов игры"Государство); "Клуб путешественников" (воображаемое путешествие по России); "Наши соотечественники" (рассказы о земляках); "Культура разных народов" (игры, песни, танцы, инсценировки сказок народов России); "В мастерской народного умельца" (выставка изделий народных мастеров и детских поделок; изготовление поделок с народными орнаментами).

Законы, по которым мы живём. Закон. Различные смыслы слова "закон". Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок).

Моя малая родина. Малая родина - место, где человек родился и живёт. Наш город (наше село). История малой родины. Достопримечательности и природа родного края.. Известные земляки. Представление результатов проектной деятельности детей по теме "Моя малая родина".

Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный. Библейский рассказ "Рождество Хримстово". Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры.

Новый год и Рождество. Детско - родительский праздник, посвящённый Новому году и Рождеству.

Тепло родного очага (18 ч.)

В поисках счастья. Основные права человека. Конвенция о правах ребёнка. Статья Конвенции: "Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь". Понятие "счастье". Символы счастья. Жар - птица как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни.

Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом, способы сохранения памяти о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям.

Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.

Моя родословная. Род и родословие. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей (на примере А.С.Пушкина). Генеалогическое древо каждого ученика. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб.

Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребёнка: "Каждый ребёнок имеет право на образование.".Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни. Уважение к труду учителя. Педагоги - гуманисты В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения - "генеалогическое древо", основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.

Моя школа, мой класс. Обобщающее занятие в форме игр, упражнений и заданий на сплочение коллектива. Презентации результатов проектной деятельности по теме "Моя школа, мой класс" или по теме "Школа будущео".

Я - надежда Отечества. Предназначение человека. Сказка М. Метерлинка "Синяя птица". Представление о настоящем Человеке. Рассказ В.А.Сухомлинского "Обыкновенный человек".

Осознание ребёнком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания.

Слышу голос из прекрасного далёка. Мечты о будущем: кем и каким ты хочешь стать. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей во взрослой жизни, в будущей семье. Подготовка к будущей профессии.

В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Статья Конвенции о правах ребёнка: "Ребёнок имеет право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи". Взаимоотношения в семье: уважение к старшим, забота о младших, вежливость, взаимопонимание, взаимопомощь. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Ответственное отношение детей к домашним обязанностям.

Семейные традиции. Традиции семьи: праздники, ритуалы, сохранение реликвий, домашние обязанности, правила взаимоотношений. Обычаи гостеприимства у разных народов. Правила гостеприимства. Семейный фотоальбом. Представление результатов проектной деятельности детей по теме "Традиции моей семьи".

Что в сердце бережно храним. Обобщающее занятие в форме экскурсии по "дому - музею", в котором есть выставка семейных реликвий выставка рисунков и поделок, изображающих мировое древо; уголок "Моя родословная"; летопись класса, в которой собраны рассказы о его жизни, написанные детьми; коллективное письмо - послание будущим школьникам; уголок сказки, уголок семейных традиций.





Содержание

4 класс

Живём мы по соседству (16 ч.).

Мы и наши соседи. Представление о соседстве. Соседи по дому, по школьному классу. Правила взаимоотношений с соседями. Рассказ И. Василенко "Мостик". Страны - соседи. Государства - соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран.

Аист на крыше. Республики Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь. Особенности природы Украины., Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания - Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых. Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города - герои. День Победы. Обычаи и традиции белоруссов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасха, Иван Купала.

У янтарного моря. Страны Балтии: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы. Стихи и легенды о природе стран Балтии. Янтарь - символ Прибалтики. Предания о Вильнюсе, Риге, Таллине. Достопримечательности этих городов. Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Роль моря в жизни прибалтов. Литовская легенда "Неринга". Национальные костюмы. Изделия народных промыслов. Традиционный праздник песни.

Мои путешествия. Обобщающее занятие - воображаемое путешествие по разным странам. Презентация результатов проектной деятельности детей по теме "Мои путешествия по разным странам".

В горах Кавказа. Страны Закавказья: республики Грузия, Азербайджан, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Народные ремёсла. Грузинская сказка "Научись ремеслу". Древняя культура народов Закавказья. Почитание традиций предков. Старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев. Фольклор.

Многоцветные краски Востока. Страны Центральной Евразии: республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, её отражение в произведениях писателей и художников. Основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Рассказы о Ходже Насреддине. Казахская сказка "Чудесный сад". Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники.

Фестивальные встречи. Детско - родительский праздник в форме фестиваля разных народов. Оформление павильонов с учётом национальных традиций разных народов. Флаги стран - участников фестиваля. Приветствия на разных языках. Песни, танцы, стихи, игры народов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Инсценирование отрывков из народных сказок. Традиционные национальные угощения.

Из страны детства в мир взрослых (18 ч.)

Я взрослею. Мир детства и мир взрослых. Права ребёнка. Статья Конвенции о правах ребёнка: "Ребёнком является каждый человек до достижения 18 - летнего возраста"; "Ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе". Взросление; дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребёнка в общество. Общественные организации. Дела и поступки, полезные для других людей. Клубы и кружки для школьников.

Мои права. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации - документы, в которых раскрыты мои права. Основные права ребёнка. Права и обязанности школьника.

Таинственный мир знаний. Знание. Библиотеки и другие хранилища информации. Статья Конвенции о правах ребёнка: "Ребёнок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников". Роль книги в жизни человека. Энциклопедии, словари, справочники. Детская периодическая печать. Правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге. Наука и её значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Учёные и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети - изобретатели.

Пора в путь - дорогу. Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребёнка: "Ребёнку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически". Знакомства с памятниками культуры. Виды музеев: города - музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома - музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу. Познание малой родины: природа и история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы.

Путешествие по родному краю. Обобщающее занятие - воображаемое путешествие по родному краю. Викторина "Знаешь ли ты свой город (село) или конкурс знатоков родного края.

Приглашаем в театр. Театр как искусство. История происхождения театра. Музы - покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Статья Конвенции о правах ребёнка "Ребёнок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством". Приобщение детей к искусству.

Досуг - дело серьёзное. Понятие "досуг". Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и для других. Парк как место отдыха, познания, общения. Виды парков: национальные парки, парки культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Дисейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке. Статья Конвенции о правах ребёнка: " Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях".

Правила общения. Культура поведения. Понятие о культуре поведения. Правила культурного поведения в школе, семье, в общественных местах. Правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми.

Парк чудес и открытий. Детско - родительский праздник. Выставка рисунков, поделок, фантастических проектов парка "Страна детства". Показ опытов, фокусов, демонстрация моделей и изобретений. Конкурс на лучшее исполнение песен, стихов, танцев. Отгадывание кроссвордов и загадок. Реклама любимых книг, газет или журналов. Веслые соревнования, эстафеты и игры.

Планируемые результаты

Выделяют три уровня планируемых результатов.

Первый уровень-приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине,Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.

Второй уровень-получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья. отечество, природа. мир, знания. труд. культура) первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень-получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта деятельности, становления у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий



Литература

1.Дементьева Н.Н Мультимедийные уроки гражданского образования во 2 классе начальной школы:методические рекомендации по использованию мультимедийного пособия по УМК «Кораблик»/Н.Н. Деменева,Э.Е.Кузнецова.-Н.Новгорода: НГП.2009.

2.Тивикова,С.К.Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы/С.К.Тивикова,н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова,Н.Ю.Яшина.- 2-е изд.,испр.и доп.-Н.Новгород.2008.

3.Тивикова.С.К.Кораблик:рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 2 класса четырехлетней начальной школы/С.К.Тивикова,Н.Н.дементьева,Т.Я.железнова,Н.Ю.Яшина-2-е изд.,испр.и доп.-Н.Новгород.2007.

4.Тивикова С.К.Жар-птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы:части 1 и 2/С.К.Тивикова,Н.Н.Деменева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина.- 2-е изд.,испр.и доп.-Н.Новгород.2008.

5. Тивикова.С.К.Кораблик:рабочая тетрадь по гражданскому образованию для 3класса четырехлетней начальной школы/С.К.Тивикова,Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова,Н.Ю.Яшина-2-е изд.,испр.и доп.-Н.Новгород.2007

6.Тивикова С.К.гражданское образование в начальных классах : методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»: части 1 и 2-2-е изд., испр. и доп./С.К.Тивикова Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина-Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии»,2008.

7. Тивикова С.К.Гражданское образование в начальных классах : методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица»: части 1 и 2-2-е изд., испр. и доп./С.К.Тивикова Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина-Н.Новгород: издательский центр «Педагогические технологии»,2008.

8. Тивикова С.К особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах»/ С.К.Тивикова Н.Н.Дементьева,Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина//Начальная школа.-2004.-№2

9.Яшина Н.Ю «Нравственное развитие ребенка в курсе «Гражданское образование»/Н.Ю.Яшина//Начальная школа 2004.-№2

10. Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников: диагностические методики/Н.Ю.Яшина.-Н.новгород6 Вектор ТиС,2002.

№ п/п

Наименование цикла, темы

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


2 класс




1 четверть. Дом, в котором мы живем

1

Земля - общий дом для всех людей

2

2

Отечество. Наша Родина-Россия

2

3

Москва-столица нашей Родины

1

4

Санкт-Петербург

1

5

Нижний Новгород

1

6

Нижегородская Ярмарка

1

7

Ярмарочная карусель (обобщающее занятие - праздник)

1

Итого

9

2 четверть. В путешествие по миру

1

Шар земной именуется миром

1

2

Открываем Америку. Соединенные штаты Америки

2

3

Хождение за три моря. Индия

1

4

Кругосветное путешествие

1

5

По новогодней карте

1

6

Разноцветный новогодний хоровод (обобщающее занятие-праздник)

1


итого

7

3 четверть. В тридевятом царстве, в тридевятом государстве

1

По неведомым дорожкам

1

2

В суровом северном краю

2

3

Секреты северного замка

2

4

Под жарким солнцем Черной Африки

2

5

Там, где восходит солнце

2

6

Сказочное путешествие (обобщающее занятие - праздник)

1

Итого:

10

4 четверть. Я и моя семья

1

Из дальних странствий возвратясь

1

2

Мир семьи

2

3

Я и мое имя

2

4

Свет мой зеркальце, скажи

2

5

Вместе - дружная семья (обобщающее занятие-праздник)

1

Итого:

8




№ п/п

Наименование цикла, темы

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

3 класс

1 четверть. Над российскими просторами

1

Отечество: старое, новое, вечное

2

2

Отчизны славные сыны

2

3

Наше государство-Российская Федерация

2

4

Сто народов-одна страна

2

5

По родной стране ( обобщающее занятие- устный журнал)

1

6

7

Итого

9

2 четверть. Над российскими просторами ( продолжение)

1

Законы, по которым мы живем

2

2

Моя малая родина

2

3

Без праздника нет народа

2

4

Новый год и Рождество ( обобщающее занятие)

1

5

6

7

Итого

7

3 четверть. Тепло родного очага

1

В поисках счастья

2

2

Сохраняя прошлое

2

3

Мировое дерево

1

4

Моя родословная

2

5

Наша школьная семейка

2

6

Моя школа, мой класс ( обобщающее занятие)

1

Итого

10

4 четверть. Тепло родного очага ( продолжение0

1

Я - надежда Отечества

2

2

Слышу голос из прекрасного далека

2

3

В кругу родном и тесном

2

4

Семейные традиции

1

5

Что в сердце бережно храним ( обобщающее занятие-экскурсия по «дому-музею»

1

6

7

Итого

8








№ п/п

Наименование цикла, темы

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

4 класс

1 четверть. Живем мы по соседству

1

Мы и наши соседи

2

2

Аист на крыше

3

3

У янтарного моря

3

4

Мои путешествия ( обобщающее занятие- воображаемое путешествие по разным странам)

1


Итого

9

2 четверть. Живем мы по соседству ( продолжение)

1

В горах Кавказа

3

2

Многоцветные краски Востока

3

3

Фестивальные встречи ( обобщающее занятие -праздник)

1



итого

7

3 четверть. Из страны детства в мир взрослых

1

Я взрослею

2

2

Мои права

1

3

Таинственный мир знаний

3

4

Пора в путь-дорогу

3

5

Путешествие по родному краю ( обобщающее занятие-воображаемое путешествие)

1

Итого:

10

4 четверть. Из страны детства в мир взрослых ( продолжение)

1

Приглашаем в театр

2

2

Досуг-дело серьезное

2

3

Правила общения. Культура поведения

3

4

Парк чудес и открытий ( обобщающее занятие- праздник)

1

Итого:

8









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сеченовская средняя общеобразовательная школа



Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по ВР: Директор_____________________ _______________________Е.П. Наумова Е.Г. Наумов

«___»_____________2013 г. «___»_____________2013 г.

Комплексная программа внеурочной деятельности



«Дорогою открытий и добра»





Духовно-нравственное направление

Автор: Н.Н. Деменева, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ;

Т.Я. Железнова, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ;

С.К. Тивикова, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО;

Н.Ю. Яшина, зав. Лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО

Учитель: Елесина Е.Н.

с.Сеченово, 2013г.

© 2010-2022