- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об имени существительном (3 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об имени существительном (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпухина М.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Тема: «Понятие об имени существительном»
Цель: Классифицировать существительные по их лексическому значению.
Различать существительные по вопросам кто? что?
Задачи:
-
Образовательная: расширить знания учащихся о существительном как части речи; его роли в русском языке
-
Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю
-
Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: рабочая тетрадь, классная доска, раздаточный материал
Выполнила: Карпухина Маргарита Валентиновна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2
Ход урока
Этап урока
Содержание урока
Примечание
-
Орг. момент
-
Минутка чистопи-сания
-
Объявле-ние темы
-
Актив-ная УПД
-
Физ. минутка
-
Самос-тояте-льная работа
Дополнительное задание
-
Итог урока
-
Д/з
У: Здравствуйте, готовимся к уроку русского языка. Садитесь.
У: . Откройте, пожалуйста, тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте. Возьмите ручки, отступите 2 строчки от последней работы и запишите число, классная работа.
У: Назовите парную согласную буквы ф и запишите её. (Это буква в)
У: Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л']
(буква «эль») Запишите её.
У: Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? запишите ее 2 раза. (р)
У: Какая буква следует за буквой «эр»? ( буква «эс»)
У: А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Какое слово получилось? (слово)
У: Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок. Что вы знаете о слове?
У: У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие - их признаки, третьи - их действия. Есть такие слова, которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они не бездельничают.
У: Какую работу выполняют предлоги? (Они помогают словам-названиям связываться друг с другом в предложении и указывают где они находятся)
У: Приведите пример слова с предлогом.
У: Произнеси слова каждой строки. Ответь на вопрос: Как произносятся и как пишутся слова? Составить с ними предложения.
Навес - на вес. Согнем - с огнем. Подушки - под ушки.
У: Ребята, а перед какими словами пишутся предлоги? Какое имя носят эти слова? (Имя существительное)
У: А для чего нам нужны существительные?
У: Давайте проведем эксперимент. Откройте учебник на стр. 47 №2. Прочитайте стихотворения.
У: Найдите все существительные и укажите, на какой вопрос каждое из них отвечает.
У: Прочитайте это стихотворение без существительных.
У: Понятно ли, что происходит в тексте?
У: Назовите в стихотворение существительные, которые отвечают на вопрос «Кто?»
У: Что они обозначают?
У: На вопрос «Кто?» отвечают одушевленные имена существительные.
У: А теперь найдите существительные, которые отвечают на вопрос «Что?» Что они обозначают?
У: На вопрос «Что?» отвечают неодушевленные имена существительные.
У: Что объединяет эти существительные? (Все имена существительные объединяет общее значение - значение предметности.)
У: Что вам уже известно об имени существительном? (Имя существительное - часть речи, которая называет предметы, действия, исторические события, явления природы, абстрактные предметы, отвечают на вопрос кто? или что?)
У: Что еще помните об именах существительных? (бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственного числа и множественного, изменяются по родам)
У: Что значит - изменяются по родам? (бывают женского, среднего, мужского)
У: А какие еще части речи вы помните?
У: Прочитайте стихотворение и выпишите все имена существительные.
Чудак-математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел бутерброд.
У: Определите из какой сказки отрывок «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом и характером»
У: Это отрывок из сказки «Золушка»
У: Эти сестры учиться не хотели. Они все время спорили между собой. Стали раз сестры спорить да скандалить кому, какие слова достанутся. Да чуть не подрались. Давайте решим их спор.
У: Расчертите страничку на 2 равные части. Первая колонка - имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а вторая - что?
У: Игра «Сестры спорят»
У: П/п ушок, С/с нежок, Ш/ шарик, З/зорька, В/василёк, С/серёжка.
У: Почему слова одной группы записаны с заглавной буквы? Они называются именами собственными
Имя существительное
Осень удивительное.
На вопросы кто? И что?
отвечать оно должно!
У: Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх, если на вопрос что? - руки вперед, если встретятся другие (части речи) слова - присесть.
Примерные слова: люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый…
У: Прочитайте выписанные на доску пословицы.
У: К какой группе вы бы отнесли имена существительные, которые подчеркнуты? (К именам сущ. относят слова, которые называют не предметы, но и отвечают на вопросы имени сущ.)
У: Эти подчеркнутые слова в пословицах называют отвлеченными именами сущ., которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.
Знания в юности - это мудрость в старости.
Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.
У: Упр. 3 Прочитайте стихотворение. Замените имена сущ. словами-синонимами: темнота - сумрак, дремучий лес - густой, непроходимый, заросли - кустарники, густая растительность.
У: Какие имена сущ., обозначающие явления природы вы можете назвать? (Снегопад, солнцепек, холод, жара, землетрясение, звездопад)
У: Какие из перечисленных вами слов состоят из двух корней?
У: Какая гласная буква соединяет корни сложных слов?
У: упр. 4 выборочное письмо:
Предметы - снег, помидор, ягоды, осина;
Явления природы - ненастье, половодье;
Действие - езда, бег, косьба, рисование.
У: Упр. 5 Устно
У: Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от глаголов? (указывают на действия им. сущ.)
У: Образуйте имена существительные от имен прилагательных. Назовите синонимы.
Дружный - …(дружба, друг, товарищ)
Радостный - …(радость, ликование, веселье)
Холодный - …(холод, стужа)
Храбрый - …(храбрость, смелость, отвага)
Добрый - …(доброта, сердечность, душевность)
Правдивый - …(правда, честность)
У: К каким лексическим (смысловым) группам имен сущ. вы бы отнесли эти слова? (явления природы и абстрактные понятия)
У: Что такое имя существительное?
У: Что могут обозначать имена сущ.?
У: Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все имена сущ.?
У: №7 стр.50
Все молодцы, спасибо за урок.
Раздаточный материал
6