Конспект урока по русскому языку на тему Понятие об имени существительном (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Тема: «Понятие об имени существительном»

Цель: Классифицировать существительные по их лексическому значению.

Различать существительные по вопросам кто? что?

Задачи:

  1. Образовательная: расширить знания учащихся о существительном как части речи; его роли в русском языке

  2. Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю

  3. Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: рабочая тетрадь, классная доска, раздаточный материал

Выполнила: Карпухина Маргарита Валентиновна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2



Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Примечание

  1. Орг. момент


  1. Минутка чистопи-сания


  1. Объявле-ние темы


  1. Актив-ная УПД













  1. Физ. минутка






  1. Самос-тояте-льная работа

Дополнительное задание



  1. Итог урока


  1. Д/з

У: Здравствуйте, готовимся к уроку русского языка. Садитесь.

У: . Откройте, пожалуйста, тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте. Возьмите ручки, отступите 2 строчки от последней работы и запишите число, классная работа.

У: Назовите парную согласную буквы ф и запишите её. (Это буква в)

У: Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л']

(буква «эль») Запишите её.

У: Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? запишите ее 2 раза. (р)

У: Какая буква следует за буквой «эр»? ( буква «эс»)

У: А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе. Какое слово получилось? (слово)

У: Вот сегодня мы и посвятим ему, Слову, урок. Что вы знаете о слове?

У: У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие - их признаки, третьи - их действия. Есть такие слова, которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они не бездельничают.

У: Какую работу выполняют предлоги? (Они помогают словам-названиям связываться друг с другом в предложении и указывают где они находятся)

У: Приведите пример слова с предлогом.

У: Произнеси слова каждой строки. Ответь на вопрос: Как произносятся и как пишутся слова? Составить с ними предложения.

Навес - на вес. Согнем - с огнем. Подушки - под ушки.

У: Ребята, а перед какими словами пишутся предлоги? Какое имя носят эти слова? (Имя существительное)

У: А для чего нам нужны существительные?

У: Давайте проведем эксперимент. Откройте учебник на стр. 47 №2. Прочитайте стихотворения.

У: Найдите все существительные и укажите, на какой вопрос каждое из них отвечает.

У: Прочитайте это стихотворение без существительных.

У: Понятно ли, что происходит в тексте?

У: Назовите в стихотворение существительные, которые отвечают на вопрос «Кто?»

У: Что они обозначают?

У: На вопрос «Кто?» отвечают одушевленные имена существительные.

У: А теперь найдите существительные, которые отвечают на вопрос «Что?» Что они обозначают?

У: На вопрос «Что?» отвечают неодушевленные имена существительные.

У: Что объединяет эти существительные? (Все имена существительные объединяет общее значение - значение предметности.)

У: Что вам уже известно об имени существительном? (Имя существительное - часть речи, которая называет предметы, действия, исторические события, явления природы, абстрактные предметы, отвечают на вопрос кто? или что?)

У: Что еще помните об именах существительных? (бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственного числа и множественного, изменяются по родам)

У: Что значит - изменяются по родам? (бывают женского, среднего, мужского)

У: А какие еще части речи вы помните?

У: Прочитайте стихотворение и выпишите все имена существительные.

Чудак-математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

У: Определите из какой сказки отрывок «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом и характером»

У: Это отрывок из сказки «Золушка»

У: Эти сестры учиться не хотели. Они все время спорили между собой. Стали раз сестры спорить да скандалить кому, какие слова достанутся. Да чуть не подрались. Давайте решим их спор.

У: Расчертите страничку на 2 равные части. Первая колонка - имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?, а вторая - что?

У: Игра «Сестры спорят»

У: П/п ушок, С/с нежок, Ш/ шарик, З/зорька, В/василёк, С/серёжка.

У: Почему слова одной группы записаны с заглавной буквы? Они называются именами собственными

Имя существительное

Осень удивительное.

На вопросы кто? И что?

отвечать оно должно!

У: Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх, если на вопрос что? - руки вперед, если встретятся другие (части речи) слова - присесть.

Примерные слова: люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый…

У: Прочитайте выписанные на доску пословицы.

У: К какой группе вы бы отнесли имена существительные, которые подчеркнуты? (К именам сущ. относят слова, которые называют не предметы, но и отвечают на вопросы имени сущ.)

У: Эти подчеркнутые слова в пословицах называют отвлеченными именами сущ., которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.

Знания в юности - это мудрость в старости.

Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.

У: Упр. 3 Прочитайте стихотворение. Замените имена сущ. словами-синонимами: темнота - сумрак, дремучий лес - густой, непроходимый, заросли - кустарники, густая растительность.

У: Какие имена сущ., обозначающие явления природы вы можете назвать? (Снегопад, солнцепек, холод, жара, землетрясение, звездопад)

У: Какие из перечисленных вами слов состоят из двух корней?

У: Какая гласная буква соединяет корни сложных слов?

У: упр. 4 выборочное письмо:

Предметы - снег, помидор, ягоды, осина;

Явления природы - ненастье, половодье;

Действие - езда, бег, косьба, рисование.

У: Упр. 5 Устно

У: Что обозначают имена существительные, которые вы образовали от глаголов? (указывают на действия им. сущ.)

У: Образуйте имена существительные от имен прилагательных. Назовите синонимы.

Дружный - …(дружба, друг, товарищ)

Радостный - …(радость, ликование, веселье)

Холодный - …(холод, стужа)

Храбрый - …(храбрость, смелость, отвага)

Добрый - …(доброта, сердечность, душевность)

Правдивый - …(правда, честность)

У: К каким лексическим (смысловым) группам имен сущ. вы бы отнесли эти слова? (явления природы и абстрактные понятия)

У: Что такое имя существительное?

У: Что могут обозначать имена сущ.?

У: Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все имена сущ.?

У: №7 стр.50

Все молодцы, спасибо за урок.










Раздаточный материал



6

© 2010-2022