Рабочая программа курса внеурочной деятельности Доброта спасет мир

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДОБРОТА СПАСЁТ МИР»

направление:

социально значимая (проектная) деятельность,

рассчитана на четыре года обучения

детей в возрасте 6-10 лет

Автор - составитель:

Кандалова О.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 70

г. Самара




  1. Пояснительная записка


Актуальность программы: В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.

Наша главная задача - создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

В начальной школе у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие.

Данная программа направлена на формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, создание первичной социализации растущей личности: создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и других, поддержание благоприятного внутригруппового климата; создание атмосферы, способствующей дальнейшему самоопределению ученика.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, направленные на заботу и оказание посильной помощи малышам детского сада, пожилым людям, природе; большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению.

Ценности программы:

  • нравственный выбор;

  • смысл жизни;

  • справедливость;

  • милосердие;

  • забота о старших и младших;

  • воспитание в ребенке чувства доброты,

  • внимания к людям,

  • сострадания.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

II. Цель и задачи курса «Доброта спасёт мир»

Помочь детям открыть себя: самореализоваться, самоутвердиться, стать успешными.

Основная цель организации социально-проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать в школе условия для поддержки детской инициативы.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие специальных способов ориентации - экспериментирование и моделирование;

  • формирование обобщённых способов умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

  • развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;

  • приобщение к культурному наследию России, воспитание эстетических чувств;

  • привитие навыков здорового образа жизни;

  • воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей.

Развивающие:

  • развитие нравственного самосознания и вовлечение в социально-полезную деятельность;

  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;

  • развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания ;

  • осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.




III. Содержание программы


Программа внеурочной деятельности «Доброе дело» предназначена для работы с детьми 1 - 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Социально значимая (проектная) деятельность школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию.

Для создания проектов выбраны следующие направления социально-полезной деятельности:

  • «Наследие»;

  • «Я в мире людей»;

  • «Мир вокруг нас»;

  • «Ты и твое здоровье».

Каждый блок включает теоретические и практические занятия, у каждого свои цели и задачи. Каждый блок разделен на мини-проекты.


  1. Блок «Наследие»

Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.

Содержание раздела способствует созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; формирование устойчивой мотивации к изучению истории родной страны, родного края, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.


  1. Блок «Я в мире людей»

Цель: усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Развитие практических навыков, направленных на помощь людям ближнего и дальнего окружения, чувства ответственности за их настоящее и будущее.

Содержание раздела направленно на воспитание уважения к людям труда, формирование у учащихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, развитие умения и навыков творческой деятельности.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие,

ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.


  1. Модуль «Мир вокруг нас»

Цель: развитие практических навыков, направленных на помощь природе, чувства ответственности за состояние окружающей природной среды, формирование экологической культуры.

Содержание раздела позволяет развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде; обучать детей правильному поведению и деятельности в природе.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  1. Блок «Ты и твое здоровье»

Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально - психологического.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

IV. Место программы «Доброта спасёт мир» в учебном плане

Программа «Доброе дело» разработана для внеурочной деятельности учащихся начальной школы, реализуется в течение четырех лет и рассчитана на 272 часа

Основное направление: социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность).

Сроки реализации образовательной программы и режим занятий:

1-й год обучения - «Возьмёмся за руки, друзья!» - отводится 68 часов в год (два занятия в неделю по 35 минут).

2-й год обучения - «Добрые сердца» - отводится 68 часов (два занятия в неделю по 40 минут).

3-й год обучения - «Доброе дело» - отводится 68 часов в год (два занятия в неделю по 45 минут).

4-й год обучения - «Спешим делать добро» - отводится 68 часов в год (два занятия в неделю по 45 минут).

V. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеках, на пришкольном участке.

Работа над реализацией проектов предусматривает организацию рабочих групп, выбор инициативной группы, вовлечению в работу родителей. Такая организация работы предусматривает вовлечение в проектную деятельность всех учащихся класса. Для того, чтобы неуспешные в учебе дети смогли реализовать себя в работе над проектами. И для того, чтобы в классе появлялись новые лидеры.

Работа над реализацией проектов предполагает посещение библиотек, использование Интернета, сбор информации другими способами, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использование нужной информации.

VI. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

  • С уроками русского языка: сочинение сказок, рассказов;

  • С уроками природоведение: наблюдения в природе, шефство над объектами природы; природоохранные акции, праздники;

  • С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, плакатов, оформление буклетов и аншлагов при защите проектов;

  • С уроками технологии: изготовление сувениров, панно, открыток;

В процессе освоения программы «Доброе дело» младшие школьники приобретают следующие качества:

1. Коммуникативные: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать со взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.

2. Регулятивные: ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.

3. Познавательные: овладевают начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.

4. Личностные. Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

  • коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

  • благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

  • младшие школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность.


Учебно-тематический план первого года обучения

«Возьмёмся за руки, друзья!»

п/п

Название проекта

Всего

часов

1

Введение в программу

2

Проект «Давайте познакомимся!»

Проект «Мои друзья»

2-4

Знакомство со школой и освоение роли ученика

5-6

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

7-9

«Чему я могу научить своих друзей»

10-11

Изучение правил дорожного движения. «Мой путь от дома до школы»

12-14

«Правила поведения в обществе».Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

15

Внеклассное мероприятие «Доброта приносит счастье людям».

3

Проекты «Генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»

16-17

Мое имя

18-19

Родословная в трех поколениях.

20-23

Знакомство с семьей ученика. Семейное древо (Родословный цветок)

24-25

Произведения о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье.

26-27

Наше творчество

28-29

Презентация «Моя семьЯ».

Выставка семейных реликвий.

30

Праздник с участием детей и родителей «День семьи».

4

Проект «Птичья столовая»

31

«Спешите делать добрые дела»

32-33

Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам.

34-38

Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке

39-42

Акция «Каждой пичужке - своя кормушка»

43-45

«Мы помощники птиц зимой» Подкормка птиц зимой; наблюдение за посетителями кормушек.

46

Мероприятие

«Ели и опушки снег запорошил,

Сделал я кормушки, хлеба накрошил»

5

Проект «Хочешь быть здоровым - будь им» (долгосрочный)

47

Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм.

48-49

Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. ОРУ.

50-51

Мини-проект «Распорядок дня». Составление Дневника здоровья

52

Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».

53

Пять правил правильного закаливания. Водные процедуры - необходимый элемент закаливания.

54

День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

6

Проект «Зеленый друг»

55

Знакомство с комнатными растениями.

55-56

Правила ухода за комнатными растениями.

57-59

Сбор информации о своем растении из книг. Подготовка и защита сообщений.

60-64

Ведение наблюдения за растением, уход.

65-66

Экологическая почта. Разработка Письма зеленому другу.

67

Викторина «Знаете ли вы комнатные растения?»

68

Итоговое занятие.

Сочинение «Мои открытия в проекте».

Содержание программы первого года обучения

(всего 68 ч., 2 ч. - в неделю)


Тема 1. Введение

Знакомство с планом работы по образовательной программе. Выбор актива детского самоуправления ДОМ (Детская организация малышей) и введение должностей на период реализации первого проекта.

Практическая работа. Диагностика обучающихся в начале года: определить уровень воспитанности первоклассников, отношение учащихся к сверстникам, родителям, другим взрослым людям, к объектам живой природы и предметам мира. Выбор атрибутики: название объединения, девиз, речевка, песня.

Блок «Я в мире людей»

Тема 2. Проекты «Давайте познакомимся!», «Мои друзья».

Знакомство со школой (создать условия для безболезненной адаптации детей к школе) и освоению роли ученика. Знакомство со школой, школьным двором, школьным стадионом, пришкольным участком. Знакомство детей друг с другом. Самопрезентация учащихся «Чему я могу научить своих друзей». Беседа «Правила поведения в обществе». Внеклассное мероприятие «Доброта приносит счастье людям». Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом.

Практическая работа: Проведение игр : «Знакомство» и «Интервью»; изготовление альбомов (индивидуально) (рисунки + весёлые истории). Игры-упражнения («Подбери ласковое имя для друга» и т. д.); составление рассказов о своем имени.

Ориентирование детей в школе и пришкольном дворе, изучение правил перехода улицы, изучение дороги от школы до дома. Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест и вывешивание макета в фойе начальной школы.

Блок «Наследие»

Тема 3. Проекты «Мое генеалогическое древо», «Моя семья», «Секреты бабушкиного сундука»

Ознакомление детей со значением своего имени (человек должен дорожить своим именем, поступками, делами). Формирование представления о собственном «Я»; ознакомление с понятием «семья» (это остров любви, терпения, послушания, спасения), учить устанавливать простейшие родственные связи между людьми. Родословная в трех поколениях. Знакомство с семьей ученика. Произведения о семье. Стихи, пословицы и поговорки о семье. Презентация «Моя семьЯ». Праздник с участием детей и родителей «День семьи».
Практическая работа: заполнение анкеты «Условные обозначения», составление родового дерева (родословного цветка), коллективного альбома «Моя семья»(рисунки, фотографии, стихи детей). Выставка семейных реликвий «Секреты бабушкиного сундука», выставка «Семейное хобби». Вернисаж «Моя семьЯ». Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 4. Проект «Птичья столовая»

Беседа «Спешите делать добрые дела». Зимующие птицы. Составление плана помощи птицам. Изучение кормов для зимующих птиц. Виды кормушек для подкормки птиц зимой. Помощь птицам в перезимовке. Мероприятие

«Ели и опушки снег запорошил, сделал я кормушки, хлеба накрошил»

Практическая работа: заготовка корма для зимующих птиц; знакомство с зимующими птицами; чтение книг о птицах. Изготовление кормушек для птиц (с помощью родителей), акция «Каждой пичужке - своя кормушка». Подкормка птиц зимой; наблюдение за посетителями кормушек. Изготовление листовок «Помогите птицам зимой!».

Блок «Ты и твое здоровье».

Тема 5. Проект «Хочешь быть здоровым - будь им» (долгосрочный)

Понятие о физическом воспитании. Влияние физического воспитания на организм. Значение утренней зарядки; гигиенические требования к её выполнению. Мини-проект «Распорядок дня»: представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге. Цели проекта: проанализировать свой день, распределить все важные и обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом. Формировать у учащихся позитивное отношение к соблюдению режима дня, наглядно продемонстрировав его большое оздоровительное и воспитательное значение и другие немаловажные преимущества (экономия времени, возможность больше успеть и при этом меньше устать и др.); привить стремление следовать определенному режиму дня.

Составление Дневника здоровья (как следить за своим режимом дня и т.д.).

Как настроение? (Настроение в школе). Я пришел из школы. Я - ученик. Как сделать сон полезным. Сущность и приемы закаливания организма, его роль в борьбе с простудой и в укреплении здоровья человека. Закаливание холодом. Водные процедуры - необходимый элемент закаливания.

Практическая работа: изучение упражнений для утренней зарядки. Разучивание оздоровительных минуток («Сотвори солнце в себе», «Упражнения животных»).

Знакомство с приемами закаливания организма. Пять правил правильного закаливания. Как закаляться. Обтирание и обливание.

Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики. Ведение «Дневника здоровья». День здоровья на природе с проведением подвижных игр на воздухе.

Выполнение рисунка или плаката «Мы дружим с физкультурой и спортом».

Блок «Мир вокруг нас»

Тема 6. Проект «Зеленый друг»

Знакомство с комнатными растениями. Значение комнатных растений для человека. Комнатные растения в помещении и их влияние на самочувствие людей. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования.

Правила ухода за комнатными растениями. Знакомство со способами размножения комнатных растений. Посадка и уход за комнатными растениями. Озеленение класса .Сбор информации о своем растении из книг. Подготовка и защита сообщений. Ведение наблюдения за растением, регулярный за ним уход. Экологическая почта. Разработка Письма зеленому другу. Викторина «Знаете ли вы комнатные растения?».

Практическая работа: выращивание комнатных растений для озеленения классных комнат. Рисование портрета своего растения. Сочинение о своем растении стихотворения, рассказ и т.д. рисование запрещающих знаков в защиту своего друга-растения. Фотоконкурс «Комнатное растение у меня дома». Коллективное создание альбома «Комнатные растения».

Итоговое занятие. Подведение итогов за год.

Сочинение «Мои открытия в проекте». Задание на лето.

Учебно-тематический план второго года обучения

«Добрые сердца»

п/п

Название проекта

Всего

часов

1

Вводное занятие. Мои добрые дела. Мероприятие «Дорогою добра».

2

Проект «Забота и внимание» (долгосрочный)

2

«Доброта, отзывчивость, милосердие»


3-6

Подготовка концерта к празднику «День пожилого человека» ЦСО


7-9

Изготовление панно в подарок


10

Беседа о жизни и добрых делах бабушек и дедушек


11

Акция «Визит вежливости». Праздник «Согреть своим сердцем». ЦСО


12-14

Мини-проект «Цветы в подарок


3

Проекты «Книжкина неделя», «Книжкина больница»

15

Беседа «Люби книгу». Чтенье - лучшее ученье.


16

Идем в районную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.


17-20

Приведем в порядок свои учебники. Акция «Книжку жалко!»


21

Собираем загадки о книгах, пословицы и поговорки.


22

Презентация проекта «Книжкина неделя»


4

Проект «Хочешь быть здоровым - будь им» (долгосрочный)


23-25

Окошки в мир. Органы чувств.


26-28

«Польза и вред» (проекты по органам чувств)


29-30

Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми. Практическое занятие со специалистом.


31-33

Изготовление тренажеров для тренировки глаз. Акция «Подари тренажер другу».


34-35

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».


36

Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью».


5.

Проект «Защитники Отечества»


37-38

Защитники земли русской. Что мы знает о русских богатырях


39-40

Жизнь и подвиги полководцев и защитников Отечества. Современные богатыри: кто они?


41-43

Создание исторического альбома «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика (или коллаж), детское сочинительство).


44

Спортивный праздник на свежем воздухе «Богатыри земли русской»


6

Проект «Забота и внимание» (долгосрочный)

45-47

Подготовка мини-концерта к празднику 8 Марта. ЦСО


48-50

Изготовление подарочных открыток с 8 марта


51

Пересадка выращенных растений


52

Поздравление с 8 Марта, вручение открыток и выращенных комнатных растений бабушкам из ЦСО


7

Проект «День защиты детей»

53

Занятие «Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете».


54-55

Разработка детского кодекса.


55-56

Рисунки «Рисуем права детей».


57-59

Подготовка к карнавалу любимых детских героев


60

Карнавал любимых детских героев книг.


8

Проект «Мы твои друзья, природа!»

61

Беседа «Знать, беречь и охранять». Охрана и защита растений и животных пришкольной территории


62-63

Разработка и установка экологических знаков.


64

Трудовой десант «Уберем ромашковую поляну»


65-66

Оказание практической помощи природе .Озеленение школьного двора.


67

Мероприятие «Жалобная книга Природы»


68

Итоговое занятие.

Сочинение «Мои открытия в проекте».



Содержание программы второго года обучения

(всего 68 ч., 2 ч. - в неделю)

Тема 1. «Здравствуй, школа!»

Мои добрые дела. Мероприятие «Дорогою добра».

Практическая работа: В ходе мероприятия дети создают тематический коллаж, исполняют песни, создают поделку «Доброе солнышко». Учащиеся, изготовив и подарив друг другу поделку, испытывают единение с классным коллективом, тем самым формируются личностные нравственные положительные установки.

Блок «Я в мире людей»

Тема 2. Проект «Забота и внимание»

Беседа «Доброта, отзывчивость, милосердие». «Будем милосердны к старости».Чтение и обсуждение рассказа «Бабка» В.Осеевой. Беседы о жизни и добрых делах бабушек и дедушек. Подготовка концерта к празднику «День пожилого человека». Акция «Визит вежливости». Праздник «Согреть своим сердцем».

Практическая работа: Изготовление панно в подарок пожилым людям из реабилитационного центра. Мини-проект «Цветы в подарок»: выращивание комнатных растений для реабилитационного центра. Уход за комнатными цветами.

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 3. Проекты «Книжкина неделя», «Книжкина больница»

Беседа «Люби книгу». Чтенье - лучшее ученье. История возникновения первой книги. Идем в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Книга - народная мудрость. Наши читательские умения. Как относится к книгам. Приведем в порядок свои учебники.

Практическая работа: собираем загадки о книгах, пословицы и поговорки. Рисование иллюстраций, к какой-либо общеизвестной книге, рассказу, сказке, а затем из этих иллюстраций составление книжки-самошивки.

Рисование рисунка о любимой книге и составление рассказа о ней.

Акция «Книжку жалко!» (помощь в подклеивании, «лечении» книг).

Изготовление плаката «Берегите книгу» и развешивание в начальной школе.

Блок «Ты и твое здоровье»

Тема 4. Проект «Хочешь быть здоровым - будь им»

Окошки в мир. Органы чувств. «Польза и вред» (проекты по органам чувств). Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми.

Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью»
Практическая работа: разучивание упражнений для глаз; практикум «Чистка зубов». Изготовление тренажеров для тренировки глаз. Акция «Подари тренажер другу». Выполнение мини проектов «Польза и вред». Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни».

Изготовление ДЕРЕВА ЗДОРОВЬЯ. На деревьях ребята наклеивают вырезанные листочки и не только «дают обещания», но и могут размещать отзывы о событиях проекта. Музыкально-динамические перемены со старшеклассниками.

Блок «Наследие»

Тема 5. Проект «Защитники Отечества»

Защитники земли русской. Что мы знает о русских богатырях. Жизнь и подвиги полководцев и защитников Отечества. Современные богатыри: кто они?

Практическая работа: изучение жизни и подвигов знаменитых полководцев и защитников Отечества; создание исторического альбома «Защитники Отечества» (рисунки, бумажная пластика (или коллаж), детское сочинительство).
Спортивный праздник на свежем воздухе «Богатыри земли русской»

Блок «Я в мире людей»

Тема 6. Проект «Забота и внимание»

Подготовка мини-концерта к празднику 8 Марта. Поздравление с 8 Марта, вручение открыток и выращенных комнатных растений бабушкам из реабилитационного центра.

Практическая работа: Изготовление подарочных открыток в подарок бабушкам из реабилитационного центра.

Оклеивание ведерок из-под майонеза (бросовый материал) пленкой-самоклейкой и высаживание в них комнатных цветов (хлорофитум, бальзамин, колеус, традесканция)

Блок «Я в мире людей»

Тема 7. Проект «День защиты детей»

Занятие о правах детей «Знать должны и взрослые и дети о правах, что защищают их на свете». Право быть ребенком. Знакомимся со своими правами. Наши права и обязанности. Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни. Соотнести права и обязанности детей; способствовать осознанию ответственности за свои права; формировать положительное отношение к правам других.

Практическая работа: Разработка детского кодекса. Карнавал любимых детских героев книг. Рисунки «Рисуем права детей».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 8. Проект «Мы твои друзья, природа!»

Беседа «Знать, беречь и охранять». Охрана и защита растений и животных пришкольной территории. Защита муравейников; гнезд птиц, ящериц. Разработка экологических знаков. Мероприятие «Жалобная книга растений и животных».

Практическая работа: прогулка-путешествие с целью наблюдения за состоянием окружающей среды, за растениями и животными: за теми, кому нужна наша помощь. Наблюдение за муравейником. Установка колышек вокруг крупных муравейников и их охрана. Наблюдение за муравьями, за жизнью муравьиной семьи. Установка «водопоя» для мелких животных (вкапывание емкостей с водой). Установка экологических знаков. Трудовой десант «Уберем ромашковую поляну».

Подготовка и выступление экологической бригады перед младшими учащимися.

Итоговое занятие.

Подведение итогов за год.

Сочинение «Мои открытия в проекте».


Учебно-тематический план третьего года обучения

«Доброе дело »

п/п

Название проекта

Всего

часов

1

Вводное занятие. Мероприятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

1

Проект «Парк» (долгосрочный)

2-3

Знакомство с парком (дендрарием). Породы деревьев и кустарников, произрастающие в парке возле школы.

4-6

Выбор дерева. Индивидуальные проекты о своем дереве «Наше дерево».

7-8

Поиск информации о пользе деревьев и кустарников для человека, о правилах посадки и ухода за саженцами.

9-13

Посадка именных деревьев и кустарников с помощью родителей на школьной территории.

14

Праздник «День дерева»

2

Проект «Хочешь быть здоровым - будь им» (долгосрочный)

15

Умеем ли мы правильно питаться. Как следует питаться.

16

Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

17-18

Мини проекты «Для чего нужна пища?»

19-20

Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Полезные семейные рецепты».

21

Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки - наши сестрички».

22

Мероприятие «Здоровому - все здорово».

3

Проект «Экологический театр»

23

Что такое Экология? Что значит поступать экологически грамотно?

24-27

Экологическое просвещение. Подготовка костюмов и декораций.

28-34

Постановка экологических мини-спектаклей. Экологическая сказка «Про речку».

35-36

Инсценировка и показ экологической сказки младшим школьникам, воспитанникам детского сада.

4

Проект «Твори добро, дари надежду»

37

Беседа «Твори добро другим во благо»

38-39

Участие в благотворительных акциях «Подарок другу», «Книга в подарок».

40-41

Изготовление подарков-сувениров для детей - сирот

42

Проведение Оранжевой акции здоровья: принести пациентам военного госпиталя или ветеранам военных конфликтов, детям - пациентам клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта в ЦСО.

5

Проект «Дети - ветеранам»

43

Беседа: «Тяжелые годы моей страны» Встреча с ветеранами.

44

Поиск информации о ветеранах ВОВ .

45-46

Акция «Подарок ветерану». Изготовление поздравительных открыток и поделок в подарок ветеранам.

47

Экскурсия в школьный музей.

48

Трудовой десант «Красная гвоздика» (уборка мемориала в память о павших воинах)

49

Возложение цветов на комплекс Славы

50-51

Концерт «Этот День победы» для ветеранов силами младших школьников.

6

Проект «Кто работает на родной земле?»

52

Люди - гордость нашего города. Беседы с приглашенными родителями об их профессии.

53

Сбор информации о людях труда и их профессиях

54-55

Экскурсии на предприятия нашего города. «Все профессии важны, все профессии нужны».

56-57

Детское творчество.

Составляем рассказы «Кем я хочу стать в будущем», выпуск стенгазеты «Мы ими гордимся»

58

Экскурсии на предприятия нашего города. «Все профессии важны, все профессии нужны».

59

Внеклассное мероприятие «Труд кормит и одевает»

7

Проект «Красная площадка»

60

Растения нашего региона занесенные в Красную книгу.

61

Причины снижения численности этих растений. Способы защиты этих растений.

62-63

Посадка на участке растений. Уход за растениями.

64-65

Выпуск экологический газеты, листовок, буклета «Береги природу!»

66-67

Проведение экскурсий для младших школьников по приусадебному участку.

68

Итоговое занятие.

Трудовой десант по уборке территории школы «Наведем порядок на планете»

Содержание программы третьего года обучения

(всего 68 ч., 2 ч. - в неделю)

Введение. «Здравствуй, школа!»

Как я провел лето. Чем оно мне запомнилось. Мои добрые дела. Внеклассное мероприятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 1. Проект «Школьный парк» (долгосрочный) Знакомство парком возле школы (дендрарием). Породы деревьев произрастающие в парке. Породы кустарников произрастающие в парке. Выбор дерева. Индивидуальные проекты о своем дереве «Наше дерево».

Практическая работа: Экскурсия «Какие растут у нас деревья?» (виды деревьев, места распространений). Поиск информации о пользе деревьев и кустарников для человека, о правилах посадки и ухода за саженцами. Посадка именных деревьев и кустарников с помощью родителей на территории школьного двора. Уход за своей аллеей: установка колышков, полив, рыхление. Фотографирование возле дерева. Рисование дерева в разные времена года. Праздник «День дерева».

Блок «Ты и твое здоровье».

Тема 2. Проект «Хочешь быть здоровым - будь им» (долгосрочный)

Умеем ли мы правильно питаться. Как следует питаться. Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Мероприятие «Здоровому - все здорово».

Практическая работа: проведение подвижных игр на воздухе; проведение оздоровительных минуток. Изучаем, что разрушает здоровье, а что укрепляет. Мини проекты «Для чего нужна пища?»
Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Полезные семейные рецепты». Конкурс рисунков: «От улыбок хмурый день светлей!» или «Полезные привычки - наши сестрички».

Блок «Мир вокруг нас»

Тема 3. Проект «Экологический театр»

Что такое Экология? Что значит поступать экологически грамотно? Экологическое просвещение. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

Практическая работа: постановка экологических мини-спектаклей с целью воспитания экологической грамотности, пробуждение в детях любви к природе. Инсценировка и показ младшим школьникам, воспитанникам детского сада экологической пьесы о лесе «Этот пестрый, волшебный, загадочный мир».

Блок «Я в мире людей»
Тема 4. Проект «Твори добро, дари надежду»

Беседа «Твори добро другим во благо». Закреплять представления детей о добрых делах, добрых поступках, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувство доброты.

Практическая работа: Участие в благотворительных акциях «Подарок другу», «Книга в подарок». В данном социальном проекте учащимся можно предложить изготовить несколько вариантов подарков-сувениров для детей-сирот: пасхальная открытка, «цыплята» из соленого теста или ниток, пасхальное яйцо из соленого теста или папье-маше.

Проведение Оранжевой акции здоровья: принести пациентам военного госпиталя или ветеранам военных конфликтов, детям - пациентам клиник, детям в приютах для детей-сирот апельсины, организация небольшого благотворительного концерта в ЦСО.

Блок «Наследие»

Тема 6. Проект «Дети - ветеранам»

Беседа: «Тяжелые годы моей страны»; Поиск информации о ветеранах ВОВ нашего хутора. Экскурсия в школьный музей . Концерт «Этот День Победы» для ветеранов силами младших школьников в ЦСО.

Формирование у учащихся знаний по истории нашей страны периода Великой Отечественной войны, способствовать сохранению памяти о прошлом нашей Родины, о подвиге народа, воспитывать чувство патриотизма, неприятие к методам фашистского режима.

Практическая работа: Конкурс рисунков «День победы»; изготовление поздравительных открыток и поделок в подарок ветеранам. Акция «Подарок ветерану». Выставка поделок «Нашим ветеранам». Трудовой десант «Красная гвоздика» (уборка мемориала в память о павших воинах).

Блок «Я в мире людей»

Тема 7. Проект «Кто работает на родной земле?»

Люди - гордость нашего города. Люди, каких профессий трудятся у нас в городе? Беседы с приглашенными родителями об их профессии. Внеклассное мероприятие «Труд кормит и одевает».

Практическая работа: сбор информации о людях труда и их профессиях. Экскурсии на предприятия нашего города «Все профессии важны, все профессии нужны». Составляем рассказы «Кем я хочу стать в будущем», выпуск стенгазеты «Мы ими гордимся».

Блок «Мир вокруг нас»

Тема 8. Проект «Красная площадка»

Растения нашего региона занесенные в Красную книгу. Причины снижения численности этих растений. Способы защиты этих растений.

Практическая работа: Посадка на пришкольном участке зелёных насаждений. Уход за растениями. Проведение экскурсий для младших школьников на приусадебный участок. Выпуск экологический газеты, листовок, буклета «Береги природу!»

Итоговое занятие: Трудовой десант по уборке территории .Трудовой десант по уборке территории школы «Наведем порядок на планете».

Задание на лето. Проект «Ландшафтный дизайн».

Детям дается задание на лето: в тех местах, где они будут отдыхать, обратить внимание и сфотографировать интересные решения ландшафтного оформления садов и парков, цветочных клумб, искусственных водоемов - прудов и фонтанов. Дети приносят в класс свои небольшие коллекции фотографий, рассказывают, где они были, и чем их заинтересовало то, что стало в итоге объектом фотосъемки.

Далее это обсуждение перерастает в коллективный проект: как на основе уже найденных идей украсить школьный двор, например, красивой клумбой. Такой проект разрабатывается осенью и реализуется следующей весной.

Учебно-тематический план четвертого года обучения

«Спешим делать добро»

п/п

Название проекта

Всего

часов

1

Вводное занятие. Беседа «Я и мы».

Экскурсия по школе и пришкольной территории. Исследуем: где понадобится наша помощь.

1

Проект «Дорогие мои старики»

2

Старшее поколение. Будем милосердны к старости.

3

Составление социальной рекламы «Спешите делать добро!»

4

Литературная страничка. Чтение о добре и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии в произведениях писателей.

5

Создание альбома «Мои дедушка и бабушка» (рисунки, фотографии, стихи детей).

6-7

Изготовление икебан, панно в подарок пожилым людям.

8-11

Подготовка концерта ко Дню пожилых людей и выступление в центре реабилитации и ЦСО

2

Проект «Школьный двор» (долгосрочный)

12

Наблюдение за своим именным деревом

13-14

Уход за своим именным деревом: установка колышек, полив, рыхление.

15

Викторина «Угадай дерево, расскажи о нем»

16

Создание альбома «Наши деревья»

17-19

Разработка мини-проекта «Цветочный ковер»

3

Проект «Хочешь быть здоровым - будь им»

20

Почему мы болеем? Как организм помогает себе сам.

21-22

Что мы знаем о курении. Проект «Злой волшебник - табак».

23-25

Подготовка агитвыступления с проектом «Злой волшебник - табак» перед младшими школьниками.

26

Выступление агитбригады с проектом «Злой волшебник - табак» перед младшими школьниками.

27

Расти здоровым. Я выбираю движение.

28-29

Проведение подвижных игр на воздухе; проведение оздоровительных минуток.

30

Чтение и обсуждение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное», В.Сухомлинского «Хорошо, что солнышко светит»

31

Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни».

32

Межсемейные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».

4

Проект «Бережливость»

33

Что значит быть бережливым? Природные ресурсы: возобновляемые и не возобновляемые.

34-35

Развитие представлений о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля.

36-38

Создание школьного экологического патруля. Акция «Капелька и Киловаттик»

39-41

Подготовка агитвыступления по работе экологического патруля перед учащимися начальной школы.

42-43

Подготовка (личные, групповые) проектов по экономии электроэнергии, воды, бумаги, переработке бытовых отходов.

44-45

Изготовление закладок для книг «Помни о воде» и раздача их учащимся начальной школы.

46-47

Выпуск листовок «Берегите воду!»

6

Проект «Школа чистюль»

48

Чистота природы, ее значение для растений, животных, человека. «Чистота - залог здоровья».

49-51

Проекты (индивидуальные) «Что я могу сделать с мусором?»

52-53

Конкурс на лучшую поделку из бытовых отходов.

54

Создание буклета «Чистый город».

55-56

Подготовка выставки «Поделка из бытовых отходов»

57

«Чистота - залог здоровья» - составление памятки о последствиях влияния мусора на природу.

58-59

Проведение трудовых десантов по уборке на школьном дворе.

7

Проект «Красная площадка»

60-62

Выращивание на учебно-опытном участке школы цветущих растений. Уход за растениями.

Создание клумбы

63-64

Проведение экскурсий для младших школьников (1-2 класс)

65

Выставка рисунков природоохранной направленности «Нам этот мир завещано беречь»

66

Выставка сочинений по теме: «Они просят помощи»

67

Театрализованная игра «Береги живое».

68

Итоговое занятие.

Посвящение в волонтеры.



Содержание программы четвертого года обучения

(всего 68 ч., 2 ч. - в неделю)

Введение. «Здравствуй, школа, мы по тебе скучали»

Беседа «Я и мы».

Практическая работа: Экскурсия по школе и пришкольной территории. Исследуем: где понадобится наша помощь.

Блок «Наследие»

Тема 1. Проект «Дорогие мои старики»

Старшее поколение. Дать понятие «милосердие». Будем милосердны к старости. Помни о сострадании и милосердии. Учить детей быть милосердными. Воспитывать потребность делать добро, сострадать.

Практическая работа: Предложение по созданию социальной рекламы по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, на улице.

Создание альбома «Мои дедушка и бабушка» (рисунки, фотографии, стихи детей). Чтение о добре и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии в произведениях А.Н.Плещеева «Хорошо вам, детки», «Мешок яблок» В.Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г.Х.Андерсена.

Изготовление икебан, панно в подарок пожилым людям. Подготовка концерта ко Дню пожилых людей и выступление в центре реабилитации и ЦСО

Блок «Мир вокруг нас»

Тема 2. Проект «Школьный двор» (долгосрочный)

Продолжить наблюдение за своим именным деревом.

Разработка мини-проекта «Цветочный ковер». Выбирается вид цветочного оформления и уточняется, что нужно знать и сделать, чтобы воплотить план в реальность: какие растения выбрать, какой посадочный материал подготовить, где его взять, как подготовить к посадке, как разбить клумбу (рабатку, бордюр, создать группу и т. п.). Ребята делятся на микрогруппы по интересам, распределяют задания.

Викторина «Угадай дерево, расскажи о нем»

Практическая работа: Уход за своим именным деревом: установка колышков, полив, рыхление, удобрение. Фотографирование дерева. Рисование дерева в разные времена года. Экскурсия «Какие растут у нас деревья?» (виды деревьев, места распространений).

Блок «Ты и твое здоровье»

Тема 3. Проект «Хочешь быть здоровым - будь им».

Почему мы болеем? Как организм помогает себе сам. Расти здоровым. Я выбираю движение. Воспитай себя. Здоровый образ жизни. Почему некоторые привычки называют вредные. Что мы знаем о курении. Проект «Злой волшебник - табак».

Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни». Межсемейные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья».

Практическая работа: проведение подвижных игр на воздухе; проведение оздоровительных минуток; чтение и обсуждение рассказа Е.Пермяка «Самое страшное», В.Сухомлинского «Хорошо, что солнышко светит».

Подготовка агитвыступления с проектом «Злой волшебник - табак» перед младшими школьниками.

Тема 4. Проект «Бережливость»

Что значит быть бережливым? Природные ресурсы: возобновляемые и не возобновляемые. Что значит беречь природные ресурсы, не выходя из дома?

Развитие представлений о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля.

Практическая работа: просмотр документального фильма о воде. Создание школьного экологического патруля. Работа патруля по выявлению нерационального расходования воды, электроэнергии, бумаги, а также о санитарном состоянии классных помещений. Подготовка агитвыступления по работе экологического патруля перед учащимися начальной школы. Акция «Капелька и Киловаттик». Формировать опыт экологически ориентированного поведения детей по отношению к воде; развивать критическое отношение к себе и окружающим. Проведение операции «Капелька» для того, чтобы проверить, насколько они рачительные и умелые хозяева.
На время проведения операции выбирается девиз «Не дадим капельке упасть!»; на видном месте вывешиваются, как напоминание детям, знаки, в которых отражены правила природоохранного поведения по отношению к воде. Рядом с ними можно вывесить рисунок-образ Капельки-главного героя этой операции.

Самостоятельная работа: выявить расход электроэнергии за месяц в каждой семье, ответить на вопрос «Экономный ли я?». «Поделись опытом» - семейный патруль.

Подготовка (личные, групповые) проектов по экономии электроэнергии, воды, бумаги, переработке бытовых отходов. Обратите внимание детей на то, что, экономя электроэнергию, сберегая тепло, они способствуют сохранению полезных ископаемых.

Изготовление закладок для книг «Помни о воде» и раздача их учащимся начальной школы. Выпуск листовок «Берегите воду!»

Блок «Мир вокруг нас».

Тема 5. Проект «Школа чистюль»

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ. Раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также меры по охране их чистоты. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.

Чистота природы, ее значение для растений, животных, человека. «Чистота - залог здоровья». Источники загрязнения природы. Ущерб, наносимый красоте природы. Проекты (индивидуальные) «Что я могу сделать с мусором?», «Содержи всегда в порядке парту, книжки и тетрадки». Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Создание буклета «Чистый город».

Совершенствование опыта природоохранного поведения и природоохранной деятельности, оценочного отношения к своему поведению и поведению окружающих людей; воспитание стремления поступать везде и всегда в соответствии с нравственными, экологическими нормами и правилами.

Практическая работа: определение количества мусора дома за неделю и подготовка по теме проектов. «Чистота - залог здоровья» - составление памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). Подготовка выставки «Антимузей природы «Говорящие предметы», где в качестве экспонатов представлен разнообразный мусор, а таблички к нему рассказываю о его вреде для человека и природы.

Тема 6. Проект «Красная площадка»

Растения нашего региона занесенные в Красную книгу. Причины снижения численности этих растений. Способы защиты этих растений.

Практическая работа: Выращивание на учебно-опытном участке школы цветущих растений.

Театрализованная игра «Береги живое». Показать детям, как человек безжалостно относится к природе, дать им возможность проявить себя в природоохранной деятельности.

Итоговое занятие: Представлена презентация значимых добровольческих мероприятий организации ДОМ (добровольная организация малышей) за четыре года. По итогам года грамотами награждаются все активные участники мероприятий и проектов.

Все ребята посвящаются в волонтеры. Они дают клятву бескорыстно служить людям, творить добрые дела, помогать нуждающимся .

Список литературы


  1. Белинская Е. «Я такой же, как все» : проект работы с детьми младшего школьного возраста / Е. Белинская, А. Сушенцов // Школ. психолог : прил. к газ. «Первое сент.». - 2006. - 1 - 15 окт. (№ 19). - С. 15-16; 16-31 окт. (№ 20). - С. 8-10.

  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж, 2005.


  1. Войтова И. В. Проект «Здоровое поколение XXI века» / И. В. Войтова // Школ. б-ка. - 2005. - № 5.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы. /Под ред. Проф. Е.Я.Коган.- Самара: «Федоров», 2009

  3. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение»

  4. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д.,2009..


  1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2008.



  1. Журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников». «Биология в школе».








© 2010-2022