- Преподавателю
- Начальные классы
- Учебно-исследовательская работа Слова, называющие степень родства (2 класс)
Учебно-исследовательская работа Слова, называющие степень родства (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баженова Л.А. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Школьная межпредметная научно-практическая конференция
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
Номинация: литература
Учебно-исследовательская работа
Слова, называющие степени родства
Выполнил: Корякин Александр
ученик 2 «Б» класса
Руководитель:
Баженова Лариса Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28
Березники, 2012
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………….. 3
1.1. Постановка проблемы ………………………………………………….. 3
1.2. Цели. Задачи ……………………………………………………………. 3
2. Методика и результаты исследования …………………………………. 4
2.1. Значение слова сватья …………………………………………………. 4
2.2. Кум, кума………………………………………………………………… 4
2.3. Зять, сноха…………………………………………………………........... 4 2.4. Мачеха, падчерица………………………………………………………. 4
3. Заключение ……………………………………………………………….. 5
Выводы ……………………………………………………………………. .. 5
Библиографический список ………………………………………………. … 6
1. Введение
1.1.Постановка проблемы Мы любим читать сказки. В сказках встречаются непонятные нам слова: кум, сват, падчерица, мачеха, зять, сноха. Я слышал, взрослые употребляют в своей речи эти непонятные мне слова. Решил узнать значение слов: кум, сват, падчерица, мачеха, зять, сноха.
Цель: выяснение значения слов, называющих степени родства
Задачи:
- узнать значение слов: сватья, кум, падчерица, мачеха, зять, сноха.
- обогатить словарный запас;
- познакомить одноклассников со значением слов: сватья, кум, падчерица, мачеха, зять, сноха.
Объект исследования: сказки
Предмет исследования: слова, раскрывающие степени родства
Методы исследования:
-
сбор, изучение, анализ литературных материалов по изучаемой проблеме.
- опрос (проведение бесед с учащимися 2 «б» класса)
Методика и результаты исследования Я провел опрос в своём классе. Знают ли дети значение слов: сват, мачеха, падчерица, кум, сват, зять, сноха? Оказалось, что никто точно не знает толкование этих слов. Поработал с толковым словарём русского языка С. И.Ожегова, с интернетом и узнал, что эти слова называют родственников по отношению друг к другу. Из исследования я узнал, что система родственных отношений со временем не сильно изменилась: есть и снохи, и сватьи, и падчерицы, и мачехи. Но называющие их слова забываются.
2.1. Значение слова сватья А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой обобрать его велят. (А.С.Пушкин.) Слово сватья обозначает родственницу одного из супругов по отношению к родственникам другого супруга. Слова сват, сватать родственные.
2.2.Значение слов кума, кум - Здравствуй, кумушка-лисонька! Куда бежишь? - Ой, не спрашивай, волк-куманёк. Слова кум (куманёк) и кума (кумушка) обозначают «крёстный отец и крёстная мать по отношению друг к другу и родителям крестника».
2.3.Значение слова зять - Ну, любезный зятюшка, много же у тебя коней! ( «Сивка - бурка».) Слово зять обозначает мужа дочери или сестры.
2.4.Значение слова сноха - Я напущу на них голод, - младшая сноха говорит. («Иван - коровий сын».) Слово сноха обозначает жену сына для его родителей.
2.5. Значение слов мачеха, падчерица Мачеха была ненавистная, отдыху падчерице не давала. (Дочь и падчерица».) Слово падчерица обозначает неродную дочь одного из супругов. Слово мачеха обозначает жену отца по отношению к его детям от прежнего брака
3.Закючение
3.1. Вывод:
- кум, падчерица, мачеха, зять, сноха - это слова названия родства. Слова, называющие степени родства, встречаются редко в речи людей, но их надо знать и знать их значение, чтобы понимать русскую литературу, знать родственные связи семьи.
3.2. Практическая ценность Одноклассники узнали значение слов, сообща составили схему - родственные связи (приложение 1). Нашли сказки, где встречаются слова, называющие степени родства, прочитали эти сказки. Родители рассказали нам о родственных связях семьи. Сама я крещён в церкви, мою крёстную зовут Ивонина Татьяна Адольфовна. Работать по данной теме мне было интересно. Продолжу исследование по теме «Устаревшие слова». Следующее моё исследование будет называться «Единицы величины в сказках».
-
Библиографический список литературы:
- Полная хрестоматия для 1-4 классов. /- Москва, 2010
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /- Москва, 1997
Приложение