- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по теме: «Определение спряжения глагола по неопределённой форме»
Конспект урока по теме: «Определение спряжения глагола по неопределённой форме»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толстова Л.В. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Русский язык, 4 класс
Тема: «Определение спряжения глаголов по неопределённой форме»
УМК «Гармония», учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык» в 2-х частях для 4 класса
Учитель: Толстова Л.В., учитель начальных классов МАОУ лицей №82 города Нижнего Новгорода
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
продолжить формировать умение строить алгоритм на примере построения алгоритма действия в определении безударного окончания глагола;
сформировать умение определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием по неопределённой форме
3) формировать личностные (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом на этапе мотивации), регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание как постановка учебной задачи, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него), познавательные (общеучебные и логические действия), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли) универсальные учебные действия. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, обобщение.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель показывает изображение Тома (или презентация Слайд 1)
- Сегодня Том принёс вам пословицу. Прочитайте и объясните, как вы её понимаете:
До кого что не доходило, тот того и не знает.
( То, чему учишься, нужно понимать, иначе знания не получишь)
- Почему Том принёс эту пословицу?
( В чём-то испытывает затруднение. Ему нужна помощь)
− С какой частью речи вы работали на прошлых уроках? (Глагол.)
− Сегодня Том принёс новое задание, которое поможет узнать что-то новое о глаголе.
Как вы обычно открываете новое?
(Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)
- Пожелаем друг другу удачи и в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?
(Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
- Предлагаю первое задание для повторения выполнить в парах. «Найдите лишнее слово» в каждой строке и запишите в тетрадь.
( Высвечивается слайд 2)
Найдите лишнее слово:
-
перебежит, порвать, заживёт;
-
летим, посмотрите, топить;
-
ревёт, несёшь, лететь;
-
пищишь, прятать, лежите;
-
любить, болят, метут.
Работа в парах.
Проверка. ( Слайд 3: порвать, топить, лететь, прятать, любить)
- Что объединяет все эти слова? ( Глаголы неопр. формы)
- Почему это глаголы неопределённой формы? Проговорите эталон.
(
Что делать?Эталоны: -
- А мы с вами какую тему изучаем? (Глагол. Спряжение глагола)
- А вы умеете определять спряжение глагола? (Да)
- У каких глаголов мы умеем определять спряжение? (У глаголов настоящего и будущего времени с ударным окончанием.)
- Как вы определяете спряжение глаголов с ударным окончанием? Восстановите способ.
Гл. наст. и буд. вр.Эталон:
нетда
По букве в окончании определить
тип спряжения
I спр.
II спр.
е…
ут
ют
Работа в парах.
- Давайте проверим, как вы научились определять спряжение глаголов. .Поработайте самостоятельно. Запишите оставшиеся глаголы и определите спряжение.
-Проверьте. (Слайд )
-Кто испытал затруднения?
- Какие затруднения испытали?
- Я вижу, что большинство ребят считает, что они уже хорошо научились определять спряжение глагола по окончанию.
- Какой эталон помог вам правильно выполнить задание?
( Эталон правописания ударных личных окончаний глаголов)
- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие)
- Зачем? ( Чтобы мы поняли, чего не знаем.)
Задание на пробное действие.
- Помогите Тому. (Слайд) Ему надо выполнить задание: Вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов:
(он) реша…т
лов…шь
пиш…м
пил…т
- Он не смог. А вы сможете? (Нет)
- Попробуйте.
Самостоятельная работа учащихся.
- Стоп. Посмотрим , что у вас получилось.
- Кто не смог выполнить это задание? (Учащиеся поднимают руку)
Фиксация затруднения.
- Почему не смогли? (Не знаем, как определить безударное окончание глагола)
- У кого есть ответ?
- Обоснуйте свой ответ. (Не могу обосновать, назвать, каким эталоном воспользовался)
- Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Давайте разберёмся, что показало пробное действие? ( Не можем записать безударное личное окончание глаголов)
- Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет)
- Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном эталоне? (Как действовать, если окончание безударное)
- Подумаем, что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать окончание? (Узнать спряжение)
- Узнайте спряжение. (Не можем)
- Почему? (Мы умеем определять спряжение глаголов только по ударному окончанию)
- Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм, по которому можно определить спряжение глаголов с безударным окончанием)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель сегодняшнего урока? ( Узнать алгоритм, по которому можно узнать спряжение глаголов с безударным окончанием и научиться писать безударные окончания глаголов)
- Вы будете открывать новый способ или уточнять уже известный? ( Уточнять известный алгоритм)
- Сформулируйте тему урока. (Определение спряжения глаголов с безударным окончанием)
(Слайд с названием темы и цели)
-Где можно найти необходимую информацию? (Провести исследование, посмотреть в учебнике, спросить у учителя.)
− Как зафиксируем результат открытия? (Сформулируем правило, составим алгоритм)
- Составьте план действий выхода из затруднения, используя предложенные карточки.
Сформулировать правило.
Составить эталон.
Выполнить анализ глаголов на карточках.
На доске в ходе фронтальной работы вывешивается план: 1
Выполнить анализ глаголов на карточках.
Сформулировать правило.
Составить эталон.) 2) 3) 5. Реализация построенного проекта. − Я предлагаю вам сделать открытие в группах. Для этого вы проведете исследование по заданиям на карточках. На работу отводится 5 минут.
Карточка 1
хвалит - темнеет -
делишь - тянешь -
лечат - ищут -
косят - полют -
-
Поставьте в глаголах ударение.
-
Выделите окончание.
-
Определите спряжение.
-
Образуйте неопр. форму каждого глагола и запишите её рядом.
-
Понаблюдайте, на что оканчивается неопр. форма глаголов первого столбика, подчеркните.
-
На что оканчивается неопределённая форма глаголов второго столбика, подчеркните.
-
Что заметили? Сделайте вывод.
-
Зафиксируйте ваш вывод.
− Откройте учебник на с.32 и прочитайте правило. Верно ли открытое вами правило?
− На основе данного правила составим алгоритм. На выполнение задания дается 3 минуты. (По группам дети составляют алгоритм, приклеивая его детали на лист. В ходе фронтального обсуждения ученики по очереди вывешивают на свободную часть доски блоки алгоритма и соединяют их стрелками. В результате получается блок-схема алгоритма:
Гл. наст. и буд. вр.Эталон:
нетда
По букве в окончании определить
тип спряжения
Поставить в нач. форму
I спр.
II спр.
е…
ут
ют
По начальной форме
определить спряжение
II спр. − Вы можете сказать, что преодолели затруднение? (Да.) − Какую цель вы ставили перед собой? − Какой результат планировали получить? − Докажите, что данный учебный шаг пройден. (Получено правило, мы составили эталон.) - Какие же задания вы теперь сможете выполнять?
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Теперь вы сможете помочь Тому? Вернёмся к пробному заданию и применим свои новые знания, чтобы его выполнить. Фронтальная работа у доски с комментированием. ( 4 слова)
Образец комментирования: решает, что делать? Решать, оканчивается не на -ить, значит глагол первого спряжения ,пишу в окончании букву -е.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. − Чем вы будете пользоваться при выполнении задания? (Правилом, эталоном.) − Какой шаг в вашей работе будет следующим? (Самостоятельная работа.)
- С какой целью вы будете работать самостоятельно?
(Мы должны выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться.)
Самостоятельное выполнение упр. №414 в задачнике в соответствии с заданием.
- Прочитаем задание. Что не понятно?
Задания:
■ Поучись новым способом узнавать спряжение глаголов и выбирай личные окончания.
■ Во второй колонке знаками + или - ответь на заданный вопрос, а в третьей - цифрой
укажи спряжение, по которому глагол должен изменяться.
Выполнять 4 минуты.
− Проверьте свою работу. (Открыть на доске эталон для самопроверки)
− Если у вас есть ошибки в работе, поставьте в конце записи «?», если вы выполнили работу верно, то «+». − О чем говорит знак вопроса? (Нужно еще потренироваться.) − Где вы сможете потренироваться? (На уроке и дома.) − Кто поставил себе «+»? Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Рассмотрим слова с изученной орфограммой в контексте предложений и выполним упражнение.
Спиши, вставь безударные окончания глаголов. Обозначь орфограмму.
Снег - верный помощник лесных жителей. Он и гре.., он и пряч.. . Но беда, когда после оттепели удар.. мороз. Грян..резкий холод и заморозит снег сверху, покро.. его ледяной коркой. Теперь только ждать, когда солнышко её растоп.. . По В. Бианки
Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.
-
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Какую цель вы перед собой ставили? Удалось ли ее достичь? Докажите.
− Какое правило сформулировали?
− Оцените свою работу при помощи цветных карточек. ■ Я знаю правило, по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, могу пользоваться составленным по этому правилу эталоном и в самостоятельной работе не допустил ошибок. ■ Я знаю правило, по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, умею пользоваться составленным по этому правилу эталоном, но в самостоятельной работе допустил ошибки. ■ Я знаю правило по которому можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, но испытываю трудности в пользовании эталоном и в самостоятельной работе допустил ошибки. − У кого остались нерешенные проблемы? В чем они заключаются? − Каким образом можно решить эти вопросы? (Потренироваться.) − Где будете тренироваться? (Дома.) - Чем будете пользоваться? (Новым знанием, правилом, эталоном)
Домашнее задание:
эталон, который составили на уроке; с. 32(правило)
№ 415 для тех, кто оценил свою работу красной карточкой
№417 для остальных