Исследовательская работа Как образуется фотосинтез

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фотосинтез (слайд 1)

Задачи: *углубить и расширить представления о питании и дыхании растений

*рассказать об условиях необходимых для этого процесса

*показать роль света, как необходимого условия протекания фотосинтеза

*на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение

кислорода листьями на свету (слайд 2)

Планируемые результаты:

Каждый человек должен знать:

  • что фотосинтез - воздушное питание

  • что способность к фотосинтезу - важнейшее свойство зелёных растений

  • условия необходимые для протекания фотосинтеза

  • что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические

вещества

Листья растений -это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются

органические вещества. Этот процесс является едва ли не самым замечательным

биологическим явлением, происходящем на нашей планете. Благодаря нему существует всё живое на Земле.

Фотосинтез - процесс образования органических веществ из углекислого газа и

воды при участии энергии солнечного света ( от греч. «фото» - свет, «синтез» -

образование.

Всем живым существам, в том числе и растениям, необходимы энергия и питательные вещества.

-А как же растения питаются? (иллюстрация 1)

( Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями)

- Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар и крахмал?

Ведь их нет в почве, а в растениях они есть?

- Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу -сахар, крахмал.

Но запомни: работает эта чудесная « кухня» только на свету.

В клетках растений есть крохотные зелёные хлорофилловые зёрна, которые находятся в пластидах клетки в хлоропластах. Это вещество играет в фотосинтезе главную роль (слайд 3). Они и есть элементы - ловушки, которые поглощают солнечный свет. За счёт энергии солнца из углекислого газа и воды получается - сахар, а в атмосферу выделяется кислород. Этот процесс называется фотосинтезом. Его формулу можно записать так: углекислый газ +вода + солнечный свет = сахар + кислород. (слайд 4)

Листья растений устроены так, чтобы зелёные солнечные ловушки могли наловить как можно больше света. (слайд 5)

Внутри листа к его верхней кожице жмутся высокие столбики, которые называются столбчатой тканью. Хлорофилловые зёрна в них постоянно движутся, по очереди поднимаются к самой светлой части клетки и запасаются солнечной энергией.

-Почему же для работы «кухни» требуется свет?

(Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа)

В качестве доказательства мы проделали опыт «Роль света для образования крахмала». Для опыта используем герань. Одно растение обильно поливаем и для

оттока крахмала помещаем в тёмное место на двое суток. Другое растение оставляем на свету. Затем первое растение извлекаем из шкафа, и на его листья прикрепляем фигурки, вырезанные из плотной чёрной бумаги. Оба растения выдерживают на свету в течении трёх, четырёх дней, осуществляя полив. Затем с каждого растения срезаем по листу, выдерживаем их две, три минуты в кипящей воде и помещают в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла.

Обесцвеченные листья обрабатываем раствором йода. На листе растения, которое

побывало в шкафу, проявится конфигурация фигурки, которая была прикреплена к

нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

Значит в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

-Значит, какова роль воздушного питания в жизни растения?

( воздушное питание обеспечивает рост и развитие растительного организма)

- А как же дышат растения? (иллюстрация 2)

(Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, и выделяют углекислый газ. Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании)

С ускорением роста возрастает интенсивность дыхания, поэтому молодые растения дышат активнее, чем взрослые. Зимой у растений этот процесс снижается. Дышат все органы растения, в том числе и корни. Вот почему необходимо постоянно поддерживать почву в рыхлом состоянии.

У растений дыхание происходит преимущественно ночью. Днём растения в основном освобождают кислород в процессе фотосинтеза. Также дыхание происходит через устьица, чечевички, трещины в коре (у дерева).

Мы проделали наблюдение. Клубни картофеля посадили в почву в два горшочка. Один горшочек с рассадой держали в тени, а другой - держали при дневном свете. Через некоторое время растения проросли. Установили, растение, которое на свету осуществляет процессы фотосинтеза и дыхания, а другое в темноте - только дышит.

Растения ежегодно образуют более 100 млрд. тонн органических веществ, выделяют в атмосферу около 145 млрд. тонн кислорода. 80% кислорода выделяется морскими водорослями и только 20% - наземными растениями. Поэтому мировой океан иногда называют « лёгкими планеты». Затраты кислорода на дыхание человека, животных и растений компенсируются фотосинтезом. Содержание кислорода в атмосфере поддерживается в пределах 21%.

- Как можно увеличить интенсивность фотосинтеза?

(Если улучшить условия необходимые для фотосинтеза, то скорость его протекания увеличится.)

-Где и как можно создать такие условия?

( В теплицах и парниках человек создаёт определённые условия - освещённость,

температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.)

- Для чего человек создаёт такие условия?

( Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.)

Фотосинтез идёт на свету круглый год.

И он людям даёт пищу и кислород.

Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова-

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.



Литература

1. Б.М. Миркин, Л.Г.Наумова «Молодильные яблоки для планеты Земля»

2. М.А. Папорков «Школьные походы в природу»

3. П.А. Генкель «Физиология растений»

4. С. Мартынов « Удивительное рядом»

5. Д.И. Трайтак Книга для чтения по ботанике

6. Детская энциклопедия «Махаон» «Мир леса»

© 2010-2022