Статья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Скачкова С.А.

ГУ «Школа-гимназия №5 «А» отдела образования акимата города Костаная»

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
Бастауыш сыныптың мұғалімі білім жүйесінде негізгі жаңа енгізулерді жүзеге асыру уақытында басты тұлға болып саналады, ұйымдастырушы, кеңесші, зерттеуші, сонымен қатар жаттықтырушы мен жетекші. Біздің мектеп-гимназиядағы мұғалімдердің кәсіптік бірлестігі, білім мен оқытуға жаңа тәсілдер енгізуге негізделген, өзгерістер негізі болып саналады. Өзін-өзі түсіну, қоғамда өз орнын және өмірдегі өз міндеттерін түсіну - өмірлік жетістікке жетуде басты болып табылады. Мектептегі оқу балаға күнде қуаныш әкелуі тиіс! Учитель начальной школы является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений системы образования, организатор, консультант, исследователь, а также коуч и ментор. Профессиональное сообщество учителей в нашей школе- гимназии основа преобразований, основанных на знании и внедрении новых подходов в практику преподавания. Процессы понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни - являются основными для достижения жизненного успеха. Учеба в школе должна приносить ребенку радость каждый день! The elementary school teacher is the main figure when put into practice the main innovations in the education system, organizer, consulter, researcher, coach and mentor. A professional community of teachers in our school gymnasium, is the core of the transformation which is based on the knowledge and implementation of new approaches in teaching. The process of understanding yourself and your place in society and their purpose in life- are key to achieve success in life. The school must bring the child to the joy of every day! Одним из показателей высокого уровня развития страны является ее конкурентоспособность в сфере образования на международном рынке. Стремление Казахстана приблизиться к высоким стандартам в сфере высшего и среднего образования нуждается в кардинальных изменениях. Согласно государственной политике в области образования РК до 2015 г., а также с учетом прогрессивных тенденций развития мировых образовательных систем предполагает «образование» в качестве общенационального приоритета и закладывает основу для выработки целостной образовательной политики Республики Казахстан на длительный период. В этих условиях организация системы образования должна быть построена в соответствии со спросом на образовательные преобразования, быстрой адаптацией к его изменениям. Вот почему назрела необходимость выработки в масштабе государства собственной модели развития образования, на основе изучения и трансформации международного опыта. В программе достаточно четко определены цели, задачи и значение каждого уровня образования, их систем, направленные на формирование будущего специалиста с фундаментальными теоретическими и практическими знаниями, умеющего решать производственные, финансовые, а порой и нестандартные задачи, мыслить творчески с учетом рыночных условий хозяйствования. C наступлением эпохи перемен системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом - в стране ставятся глобальные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». В своём Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в разделе четвёртом «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров» Нурсултан Абишевич высказал идею внедрения инновационных методов, решений в современную систему образования. Приоритетом образовательной политики Казахстана является повышение качества обучения - упирается в проблему повышения качества подготовки учительских кадров. В настоящее время в стране решается проблема подготовки учителей новой формации, осуществляется повышение квалификации педагогов по многоуровневой программе с использованием лучшего мирового опыта и педагогической практики. Конструктивистская теория, заложенная в программу курсов, основывается на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми. Концентрация внимания и усилий на личности ученика - важнейший приоритет конструктивистской теории обучения . Главным показателем успешного преподавания учителя является реализация процесса исследования и оценивания самим учеником изучаемого предмета . Педагогическая наука находится в постоянном развитии и обогащении новыми взглядами и подходами. В каждой отдельно взятой стране есть свои особенности и взгляды видения решения этой проблемы. Но общая тенденция - это готовность учащихся использовать практически свои имеющиеся знания, принятие решения на основе отбора информации, индивидуализация обучения, формирование навыков метапознания. В современном мире простой грамотности уже недостаточно. Необходимо уделять внимание функциональной грамотности - способности вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Международный опыт показывает, что вклад в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста , ведёт к огромным отдачам для экономики, общества. «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ) представляют собой экспериментальные площадки для апробации и последующего внедрения признанных международных образовательных программ с сохранением лучшей традиции казахстанской школы в систему среднего образования страны. . В последние годы в образование стали вкладываются большие инвестиции, школы получают новое интерактивное оборудование, специализированные кабинеты нового поколения, создаются Назарбаев Интеллектуальные школы, в которых, по моему мнению, будет воспитываться интеллектуальная элита нашей страны. Программы, разработанные НИШ, совместно с Кембриджским университетом станет хорошим толчком для учителей к изменению своей практики. В модернизации образования, в реформировании образовательного процесса центральной фигурой является учитель - исследователь, учитель-лидер как УЧИТЕЛЬ НОВОЙ ФОРМАЦИИ - духовно развитая, социально зрелая, творческая личность, компетентный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации. (Н.А.Назарбаев, Президент РК.) Думаю, что подобные преобразования просто необходимы для каждого учителя. И не только в моей школе, но и во всех школах нашего государства. Наша школа работает в современном режиме. И является одной из передовых школ в республике. Педагогический коллектив, работающий в школе, имеет достаточный творческий и необходимый педагогический потенциал для качественного осуществления образовательного процесса. За время своего существования школа- гимназия №5 «А» имеет определённые результаты в образовательном процессе. Для школы характерно высокое качество образования учащихся с русским и казахским языком обучения, открываются экспериментальные площадки, но преобразование необходимо и для нашей школы- гимназии. А для того, чтобы улучшить качество преподавания в целом, необходимо следить за изменениями в образовании, науке, идти в ногу со временем. Учитель начальной школы и является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений системы образования. Возникла необходимость «перестройки» своих внутренних возможностей. Новые возможности требуют новых инструментов их активизации. . Инструментами активизации, на наш взгляд, являются: индивидуальный ресурс человека, педагогическое сознание; важные составляющие компоненты компетентности - инициатива и сотрудничество. Пройдя курсы повышения квалификации учителей первого уровня, организовала работу творческой группы сертифицированных учителей «От идеи к практике», совместно с которыми мы наметили задачи обучения детей в нашей школе- гимназии. Современный учитель - это не только источник новых знаний, а организатор, консультант, исследователь, а также коуч и ментор . Новые и интересные процессы взаимодействия педагогов - коучинг и менторинг входят в нашу педагогическую практику, через коучинг и менторинг привлекаем остальных педагогов к решению проблем, стоящих перед нами. Профессиональное сообщество учителей созданное с в нашей школе- гимназии основа преобразований, основанных на знании и внедрении новых подходов в практику преподавания. Группа учителей, мастерски владеющих компьютерными технологиями, вошли в состав творческой лаборатории «Виртуальный мир» , учителя владеющие технологией «Педагогическая мастерская » объединились в одноименную школу передового опыта , что позволяет совместно через взаимодействие разрешать определяющиеся проблемы, распространять позитивный опыт. В рамках Образовательного проекта «E-learning» группа учителей по инновационной деятельности обмениваются рекомендациями с коллегами из других школ города; экспериментальная деятельность площадки «Устремления» направлена на решение профессиональных вопросов в области формирования читательской грамотности. Моя задача - помочь педагогу из широкого спектра современных образовательных технологий выбрать те, которые соответствуют авторскому стилю работы учителя, систематизировать работу и разработать план действий по проблеме преемственности между дошкольным и начальным уровнями обучения. Создание сетевого сообщества моей школы будет являться важной стратегией, отражающей преобразование процесса обучения и преподавания. Мы сможем повысить профессиональный уровень преподавания учителей нашей школы, способствовать успешному обучению учеников, обмениваться опытом, развивать творческий потенциал. Тем самым, данная работа поможет поднять качество образования на более высокий уровень. Сетевое сообщество помогает в развитии лидерских качеств ,которые обеспечивают прочные связи между членами сообщества и другими сообществами. Какие бы перемены не происходили, стержнем образования остается учитель, ежедневно и ежечасно проявляющий себя многопланово: не только как учитель-предметник, но и как классный руководитель, психолог, со своей нравственной позицией. А для этого нужны талант, призвание, опыт, преданность профессии, любовь к детям, и, конечно же, вдохновение. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я учитель начальных классов, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же учитель начальных классов, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. Я считаю, от деятельности каждого учителя в классе зависит деятельность всей школы-гимназии как единого целого. В каждом классе имеется сертификат качества, в котором можно проследить индивидуальную траекторию учебных достижений каждого учащегося по основным предметам начальной школы с момента поступления его в первый класс до выпуска. В связи с этим основными задачами начального образования являются формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовности обучения в основном звене. Достижение учебной самостоятельности и ответственности младшего школьника при его переходе в среднее звено возможно при наличии высокого уровня сформированности общих умений и навыков и способов деятельности и овладение обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. В дальнейшем учитель начальных классов должен «идти со своими детьми в среднее звено», отслеживать их дальнейшее развитие: владение учащимися системой знаний по основам наук, умение анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию; владение методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения; владение современными информационно-коммуникационными технологиями, владение развитыми коммуникативными способностями, создавая коллаборативную среду. Быть востребованным учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам. Какое участие я могу принять в преобразовании казахстанского образования? Школа будущего - это школа, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок.
Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру, которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. На уроках стараюсь использовать групповую, парную формы работы. Работа в группах дает возможность учащимся сплотиться. Лучше усваивают учебный материал, лучше понимают друг друга, даже слабоуспевающие учащиеся были вовлечены в познавательную деятельность. Делятся друг с другом информацией. Сразу можно увидеть лидера в группе. Гибкое сочетание форм индивидуальной, групповой и коллективной работы позволит развивать и совершенствовать учебный процесс. Главное - не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. В своей работе применяю технологию развития критического мышления, которая помогает учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, то есть «мыслить по-настоящему». Критически мыслящий человек готов жить в мире неоднозначном, мире меняющемся и способен воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся во мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Он сможет научиться тому, "как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления". Меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже. Внедряю систему формативного и суммативного оценивания, которое поможет решить многие проблемы в обучении. Оценивание для обучения - формативное оценивание обеспечивает учителя, учащихся информацией, необходимой для улучшения обучения. Данный вид оценивания направлен в первую очередь на возможность улучшения обучения. Выработка критериев оценивания учащимися в ходе выполнения того или иного задания позволяет понять и выбрать дальнейшие действия для улучшения своих результатов . Мне как учителю -лидеру необходимо постоянно следить за новыми веяниями науки, интересоваться современными технологиями и главное необходимо постоянное рефлексирование своей деятельности. Настоящий современный учитель должен постоянно задавать себе вопросы, постоянно сомневаться в правильности действий, выбранной тактике и не искать готовых ответов на свои вопросы. Важно повернуть детей и родителей к себе, услышать чего хотят дети и что думают о нашей практике родители. Изучая практику мировых педагогов, мне необходимо принять её, переосмыслить, а что ляжет в нашу систему, конкретно на мою школу - это покажет время. Я думаю, что я своим путём приду хоть к маленькому, но успеху… Всю работу мне необходимо направить на саморазвитие и самоопределение ученика. Эти процессы понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни, когда ученик концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Они являются основными для достижения жизненного успеха. Учеба в школе должна приносить ребенку радость и успех каждый день! Список литературы:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во "Альянс-Дельта", 2003.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство "Скифия", "Альянс - Дельта". СПб. 2003г.
  3. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма // lib. 1september/ru. 2004/17/15. htm-35к.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004 г.
  5. Клустер Д Статья "Что такое критическое мышление?" газета "Русский язык" №29, 2002 г //www pedagogical.freenet.kz/technology/krit1/htm
  6. Низовская И. Критическое мышление это…Газета "Библиотека в школе" №16, 2003г. //lib. 1september/ruhtm

5


© 2010-2022