«Как мы говорим. Темп – от медленного до скороговорки» 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Учебник «Риторика», авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина.

  2. Тема урока: «Как мы говорим. Темп - от медленного до скороговорки» 2 класс

  3. Дидактическая цель: создание условий для первичного осознания нового учебного материала, осмысливания связей отношений в объектах изучения; знакомство с темпом, как средством выразительности устной речи;

  4. Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

  5. Задачи урока:

личностный результат

  • самоопределение (мотивация учения)

  • смыслообразование (ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

предметный результат

  • знакомство с темпом, как средством выразительности устной речи;

  • понимание соотношений между ситуацией общения и темпом

  • отработка умения произносить скороговорки и чистоговорки

метапредметный результат

-формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • целеполагание (постановка учебной задачи)

  • планирование (составление плана и последовательности действий)

  • коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)

  • оценка (осознание качества и уровня усвоения)

-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- формирование познавательных универсальных учебных действий:

  • общеучебные универсальные действия - самостоятельное выделение познавательной цели

  • поиск и выделение информации

  • смысловое чтение


№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

Организация начала урока

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?


Начинается урок. Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

личностные: самоопределение, коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний.

Подготовка к усвоению нового

материала

Речевая разминка.

Озвучь и изобрази:

- Федул, чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- Да один ворот остался.

Как будем произносить?

(один задорно, другой с грустью)

- А какой темп будет у одного и другого героев?

- От чего это зависит? ( В данном случае от настроения) Учащиеся выполняют задание.

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Самоопреде-ление к деятельности

Стр. 20 постановка проблемы (Расскажи о ситуациях, в которых ты говоришь быстрее/ медленнее, чем обычно)


Учащиеся рассуждают ( Н-р: если человек куда-то спешит, произносит быстро, скороговоркой, а если хочет что-то объяснить, чтобы его лучше поняли, он замедляет темп.

личностные: самоопределение ; коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации

4

Работа по теме урока

-А теперь подумайте и скажите, может ли темп меняться на протяжении одной и той же речи?

-С какой целью это делает говорящий?

Учитель выслушивает ответы детей и делается общий вывод. Учащиеся высказывают предположения.





(Человек может говорить не только медленно или быстро, в зависимости от ситуации общения, он может так же при помощи темпа выражать свои чувства, настроение, которые могут меняться, в зависимости от содержания высказывания)

регулятивные: планирование, познавательные: (логические) решение проблемы, познавательные: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации

познавательные: (обще учебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


5

Физминутка

На опушке две старушки

Рвали грузди и волнушки.

Филин:

-Ух! Ух! Ух!

У старушек замер дух!

Жутко… Учащиеся проговаривают слова физминутки и выполняют действия.

коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

6

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№28 стр.20 -21

Учитель просит познакомиться с заданием . Почему при чтении первой части стихотворения ты убыстряешь темп, увеличиваешь громкость, а при чтении второй темп замедляется, громкость уменьшается?

- Какие слова стихотворения помогают тебе выбрать темп? ( я лечу, я веду)

- Как в них отражено настроение мальчика?

- Вы слышали когда- нибудь слово «тараторить»? Что оно обозначает? Когда говорят : «Не тараторь»? Подбери обнокоренные слова к слову «тараторить» (Тараторка, перетараторивать, таратора) Это обидное слово? А вы знаете, что есть специальные стихи, которые надо читать быстро, не останавливаясь, чтобы получилось смешно?

- Да это тараторки. Поучимся произносить тараторку , которую придумал для детей Дж. Родари .

Проведем конкурс « Кто кого перетараторит!»

№31, №32 Проводится работа над скороговорками и чистоговорками.

Определите особенности построения скороговорок.( использование однокоренных или сходных по звучанию слов)


Учащиеся читают задание, отвечают на вопрос, готовятся к чтению вслух (выбирают темп чтения каждой части, объясняют почему выбран тот или иной темп), читают стихотворение вслух.










Учащиеся отвечают на вопросы, подбирают однокоренные слова.










Дети учатся произносить тараторку.






Учащиеся соревнуются друг с другом. Класс оценивает их работу и выбирает победителя.

чистоговорками.

Сначала дети определяют особенности построения скороговорок, затем тренируются в

произнесении данных в учебнике скороговорок.

Затем с помощью учителя подбирают к рисункам чистоговорки или скороговорки. Н-р:

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон

  2. Жук жужжит под абажуром.

  3. Бьёт баран в барабан.





регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные (общеучебные) : умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий

7

Рефлексия

Подведение итогов урока

Составьте предложения со словами :

«мне запомнилось»,

«я узнал»,

«я научился»,

«мне было интересно».

Выставление оценок. Учащиеся подводят итоги, оценивают свою работу.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование

8

Информация о домашнем задании.

Учитель записывает на доске д/з. №33 стр.23

- С вами приятно было работать. Спасибо за урок! Учащиеся записывают Д/з, задают вопросы по его выполнению (если есть).

- Спасибо за урок!

коммуникативные: умение слушать и понимать речь других;

постановка вопросов;

личностные: нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации



© 2010-2022