УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ТЕМА: «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ» 1 класс ОС ШКОЛА «2100»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Храмцова Светлана Юрьевна

МБОУ «Кировская гимназия

им. Героя Советского Союза С. Баймагамбетова»

пед. стаж: 22,5 года

образование: высшее (РГПУ им. А.И.Герцена)

кв. категория: высшая











УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ОС ШКОЛА «2100»

ТЕМА:

«ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»





1 класс























Урок был проведен в рамках

районного конкурса «Учитель года»

Цели урока:

  1. Познакомить с весенними изменениями в живой природе (1-я линия развития - овладение предварительной научной картиной мира).

  2. Помочь осознать взаимосвязи между весенними изменениями в неживой и живой природе (1-я линия развития - уметь объяснять мир).

  3. Формировать заботливое отношение к природе (2-я линия развития - уметь объяснять свое отношение к миру).

  4. Формировать гражданскую позицию к окружающему миру (2-я линия развития - уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование:

MMS-презентация; раздаточный материал для изготовления макета скворечника; стикеры-«птички» для рефлексии

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I

Организационный момент - знакомство

- Здравствуйте! Меня зовут… Сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе. Надеюсь, что наше сотрудничество будет приятным и полезным. Желаю всем удачи!

II

Планирование урока

- Спланируем наш урок. С чего обычно начинается урок? Чем продолжается? Заканчивается?

- Молодцы!

- Итак, с чего начнем?

Предлагают план урока, например:

  1. Повторяем, то что знаем.

  2. Открываем новые знания.

  3. Применяем новые знания.

  4. Подводим итог урока.

- С повторения того, что уже знаем.

- планировать свои действия (метапредметные УУД)

III

Актуализация знаний

- Какое время года недавно закончилось по календарю?

- Расскажите, что вы знаете о зиме.

- Какое время года наступило вслед за зимой?

- На предыдущем уроке вы много говорили о весне. Догадайтесь, какое отношение к весне имеют слова, показанные на экране (слайд 2 презентации, слова ТРАВЕНЬ, ПРОТАЛЬНИК, СНЕГОГОН)?

Обсудите в парах. На обсуждение - 1 мин. (технология работы в парах)

- Ваши предложения? (Запись гипотез на доске.)

- Молодцы! Как много интересных мыслей вы высказали. Давайте проверим, есть ли среди них верные?.. (активизация слайда презентации и установление связей между современными и народными названиями весенних месяцев).

- Сравните ваши гипотезы, записанные на доске и записи слайда…

Как видим, многие оказались очень догадливыми!

- Зима.

Рассказывают о зимних месяцах, признаках зимы, изменениях в неживой природе (технология полилога)

- Весна.



Работа в парах

Пары высказывают свои гипотезы, пытаясь доказать свою точку зрения.



Анализируют, сравнивают.

- описывать явления живой и неживой природы, выделять существенные признаки (предметные УУД)



- организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками;

- умение быть толерантным (метапредметные УУД)



- обрабатывать информацию (метапредметные УУД)

IV

Постановка проблемы и определение темы урока

- Народ назвал два месяца, ориентируясь на изменения в неживой природе. В названии какого месяца отразились изменения в живой природе? Почему? (слайд 5 презентации, видеофрагмент, где распускаются цветы и растут травы, сопровождающийся отрывком из произв. П.И.Чайковского «Времена года»)ю

- Происходят изменения в мире растений. А где еще происходят весенние изменения?

- Перечислите их (параллельно с ответами детей раскрывается слайд 6 презентации, иллюстрируя весенние изменения в мире животных)

- Почему прилетают с юга птицы?

- Почему начинается рост растений?

- Почему становится тепло?

- Вы правы… К этому времени солнечные лучи падают на поверхность Земли под углом, все больше приближающемся к прямому. Чем ближе к прямому угол падения солнечных лучей, тем будет теплее. Это связано с вращением Земли вокруг Солнца, но с данным явлением мы будем знакомиться во 2 классе (слайд 6), а сейчас, кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

- Какой главный вопрос урока? (слайд)

- Мы закончили работу по первому пункту плана нашего урока. Дайте оценку своей работе на этом этапе, используя разноцветных птичек (стикеры), приклеив их пока прямо на обложку учебника. Цвет птички соответствует критериям вашей привычной самооценки (данной в ежедневниках первоклассниках ОС «Школа 2100»)

- Это - месяц май - травень. В этом месяце идет рост трав, цветов, распускаются листья на деревьях… Природа пробуждается…

- Весенние изменения происходят с мире животных.

- Пробуждаются после зимней спячки медведь, барсук, еж. У зверей начинается линька. У многих животных появляются детеныши…

- Начинается рост растений, потом появятся плоды - корм для птиц. Появляются насекомые…

- Становится тепло…

- Ярче светит солнце.



- Урок посвящен весенним изменениям в живой природе.

- Почему происходят эти изменения в живой природе весной?

Выполняют самооценку.

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (предметные УУД)





- строить логические рассуждения (метапредметные УУД)





- анализировать и оценивать свою деятельность (метапредметные УУД)

V

Совместное открытие новых знаний

а) Работа с рисунками на экране (слайд 7)

- Рассмотрите рисунки на слайде. Какое задание вы могли бы предложить?

- Обсудите в группах, почему листочки распустились только в одном из сосудов?

- Выслушаем ваши гипотезы (отображение гипотез на лоске).

- Какой вывод мы можем сделать?

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 43.

- Совпали ли наши предположения с выводом в учебнике?

- Почему же происходят весенние изменения в живой природе?

б) Вспомните о весенних изменениях в мире живой природы. Природа весной выглядит очень хрупкой и беззащитной. Почему?

- Знаете ли вы, кто или что особенно нуждается в заботливом и бережном отношении со стороны людей?



- Итак, какое знание мы «открыли»?

- Можем ли мы переходить к следующему этапу урока?

- Выполните самооценку.

- Сравнить рисунки и сказать, почему по-разному распустились листочки в банках.

Работа в группах.

Выдвижение гипотез.

Формулируют вывод.

Чтение вывода в учебнике.

- Да, мы правильно рассуждали.

Весенние изменения происходят потому что становится светлее, теплее, появляется питание.

Предположения детей.

- Например, цветы-первоцветы. Многие из них занесены в Красную книгу. Особой защиты требует ландыш. Из-за своей нежной красоты и приятного аромата его в огромных количествах рвут в букеты. Этого делать нельзя! Надо охранять этот чудесный цветок.

- Еще - птицы! Весной они строят гнезда или используют домики, которые сделали для них люди. Мы могли бы им помочь.

- Весенние изменения в живой природе происходят потому, что произошли изменения в неживой природе. Весной многое в живой природе требует защиты и бережного отношения.

-Да.

Выполняют самооценку, выбирая птичку нужного цвета.

- организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками;

- умение быть толерантным (метапредметные УУД)

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков



Объяснять необходимость бережного отношения к природе (предметные УУД)

Основы экологической культуры

VI

Самостоятельное применение знаний.

- Предлагаю вам вместе с товарищами сложить из предложенных заготовок макет синичника.

Работа групп сопровождается песней «Лесной марш».

- Оцените работу каждого члена группы соответствующей птичкой.

- Какой следующий этап нашего урока?

Работа в группах.

Одна из групп «строит» синичник виртуально на слайде.

Макеты синичников выставляются для общего обзора.

- Надо подвести итог.

- организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками;

- умение быть толерантным (метапредметные УУД)

VII

Подведение итогов, рефлексия.

а)

- Какие замечательные синичники у вас получились! А какие еще домики для птиц можно сделать?

- Теперь вы сможете дома вместе с родителями сделать настоящие домики для птиц. Вам поможет учебник. На с. 45 есть чертежи и схемы.

- Что вы узнали сегодня на уроке?

- Какой был главный вопрос урока? Как вы на него теперь ответите?



б) Подумайте, понравился ли вам урок, был ли он для вас полезным, как вы работали, все ли получилось… Выберите последнюю птичку-стикер.

Соберитесь группой и прикрепите свою «стайку» к синичнику вашей группы.

- Итак… Больше всего появилось птичек…. Цвета. Значит, …

- Наш урок окончен. Было очень приятно с вами работать! Успехов вам, ребята!

- Скворечники для скворцов.

Высказывают свои мысли, обобщают.

- Изменения в живой природе тесно связаны с изменениями в неживой природе. Главная причина всех изменений - ярче и теплее светит солнце. Тепло, вода и солнечный свет помогают растениям расти, выращивать детенышей животным…

Самооценка.

Работа в группе.

- Работать с информацией в виде схем, чертежей



© 2010-2022