Урок развития представлений о предмете

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития представлений о предмете.

Тема: «Плоды».

Цели: познакомить учащихся с типами плодов, их биологической ролью, их функциями и различными приспособлениями к распространению, научить распознавать различные типы плодов; расширять кругозор учащихся, их творческие способности; учить бережному отношению к окружающему миру.

Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, коллекции семян, муляжи плодов, плоды яблока, помидора, апельсина, киви, перца, арахиса, сливы.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

- У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.

Отгадайте загадки:

Мальчик крошка

В костяной одежке.

(Орех)

Или

Стоит высоко,

Висит далеко,

Кругом гладко,

В серёдке сладко.

(орех)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Он бывает, дети, разный -

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне - глава специй!

Угадали? Это…

(Перец)

- Жёлтый, круглый, ты откуда?

- Прямо с солнечного юга!

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Сам на солнышко похож.

Как меня ты назовёшь?

(апельсин)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(яблоко)

Было зеленое платье - атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это -
Платье надела синего цвета.
(Слива)

Или

Плод все лето
Зеленого цвета,
А ранней осенью-
Красный с просинью.

(Слива)


- Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды)


  1. Изучение нового материала.
    - Сегодня мы поговорим о семенах и плодах, и том, как распространяются семена в природе.
    Рассмотрите плод яблони, плод огурца.

- А из чего образуются плоды? (из цветов)
- А что находится внутри каждого плода? (семена)
- А для чего растению семена?
И так, вы сами дали определение, что такое плод.

Плод- это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному, в разном порядке и количестве. Большие и маленькие, твердые и мягкие.
Все плоды делятся на сухие и сочные.

- Как вы думаете, что значит сочные плоды? (т.е из них можно выдавить сок)
- К сочным плодам относятся: Сочные - яблоко, апельсин, киви и другие.

Найдите яблоко и опишите его: круглое, гладкое; апельсин: ярко-оранжевой кожуре и круглой форме (в переводе апельсин означает «китайское яблоко»). (демонстрация плодов)

А сейчас послушаем доклад о ещё одном плоде.

(Доклад о киви.)

Найдите и опишите киви: мохнатый, шарообразный. (демонстрация плодов)

К сочным плодам также относится перец. Послушаем о нём доклад.

(Доклад о перце.)

Найдите перец и опишите его: конусовидныe, гладкие, с заостренной верхушкой.
- Плоды бывают сухие?
- А как вы думаете, почему эти плоды сухие?
К сухим плодам относятся: Я называю плоды сухие, а вы их находите и поднимаете вверх - желудь, фасоль, фундук.

Давайте послушаем доклад ещё об одном сухом плоде: арахисе. (учитель раздаёт арахис)

(Доклад о арахисе.)

(Учитель раскрывает плод арахиса и демонстрирует ядра.)

- Сколько семян в нутрии сливы, а перца?

(демонстрация семян сливы и перца).
Приведите примеры с одним семенем и много семян. Функция плода - защита и распространение семян.

3. Физкультминутка
Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы»
Если я называю дерево вы встаете на носочки и поднимаете руки высоко вверх, кустарники- руки в стороны, травы- присели.
Яблоня, малина, одуванчик, сирень, дуб, барбарис, подорожник, берёза, полынь, сосна, ромашка.

4. Рассказ учителя с элементами беседы.

Очень мало растений, которые сами разбра­сывают семена. Одним помогает ветер. Одни се­мена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособле­ния: они или покрыты волосками и пушком (одуванчик, ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель).

Семена березы - мелкие орешки снабжены двумя прозрачными кры­лышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.

Плоды рябины - яблочки так же, как дуба - желуди, лещины - орехи, оказывают­ся непосредственной пищей многих птиц и зве­рей. Часто плоды яркой окраски: у черники - фиолетовые, красные у клюквы - заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе.

Семена, прогло­ченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случа­ется это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распро­страняются семена. Например, на сухих пло­дах развиваются различные хитрые приспо­собления - крючочки, щетинки и другие вы­росты, которые цепляются за шерсть живот­ных и таким своеобразным способом передви­гаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепля­ются шипами и крючками за шерсть, перья, ла­пы зверей и птиц, животные разносят их в раз­личные концы лесных угодий.

Отгадайте загадку, чтобы узнать одно из цепких растений.

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь. (Репейник-лопух)

Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных расте­ний. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у кокосового ореха, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.

И в ле­сах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не громкие, но все, же хорошо слышны. Большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это - не­дотроги или бальзамина, акации, бешеный огурец и другие. Растения стреляют с одной лишь целью - разбросать семена подаль­ше от материнского растения, с тем, чтобы про­клюнувшиеся молодые ростки заняли подходя­щие жизненные пространства, хорошо укорени­лись.

5. Закрепление.

Стихотворение - загадка

(Учащиеся слушают стихотворение и добавляют слова).

У растений орган есть,

Что нельзя и глаз отвесть!

Самый яркий и заметный,

Ароматный, разноцветный.

Если ты всего знаток,

Он называется (цветок)!

Как тот орган отцветет,

Образуется в нем (плод).

Он покрывает (семена),

Покрывает и питает,

От всего их защищает.

Семя в почву попадет

Вскоре снова прорастет,

На свет появится росток,

И расцветет опять цветок.

Игра «Определи плод».

- Определите сухие и сочные плоды.
Возьмите в правую руку любой сочный плод, а в левую сухой. Я буду перечислять плоды, а вы, если думаете, что это сочный плод, то поднимаете правую руку с сочным плодом, если сухой - то левую с сухим плодом.

Груша, огурец, желудь, помидор, каштан, грецкий орех, яблоко, слива, фундук, арахис, апельсин.

Игра «Определи».

Хлопните в ладошки, на правильный ответ.

Распространяются ветром семена …

А. Одуванчика.
Б. Тополя.
В. Дуба.
Г. Лопуха.

Распространяются семена при помощи животных…

А. Лопуха.

Б. Перекати-поле.

В. Одуванчика.

Г. Дуба

Распространяются семена при помощи птиц…

А. Рябины.

Б. Боярышника.

В. Одуванчика.

Г. Берёзы

6. Итог урока.
Подумайте, перед тем, как сорвать цветок у растения, потому что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животному.
- Что вам понравилось на уроке?
- Чем вам понравилось заниматься?


7. Домашнее задание.
Вспомнить сказки, связанные с плодами.



Дополнительная игра «Скажи».

- С помощью моей подсказки скажите, как распространяются семена:

  • Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в заячью грудь И в далёкий отправится путь.

Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)

Ветром - лёгкие, имеются крылышки.

  • На сучке - арканчик (Длинная веревка с подвижной петлей на конце (для ловли животных, гл. обр. лошадей, а прежде и для захвата врага)).
Держит чемоданчик. Крышка открылась - Всё развалилось. (созревшие семена гороха)
  • Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня; Пуля слева, пуля справа… На кого идёт облава? (саморазбрасывание семян у акации) Самораспространение - плоды, вскрываются самостоятельно.
  • Плывёт утица,
Ныряет, крутится, От родного берега Далеко очутится. (Кокос) Водой - лёгкие, маленькая плотность.
  • Выпускает он листы
Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь! (Лопух) Человеком - крючки, липучки.


Отгадать не очень просто

- Вот такой я фруктик знаю

- Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе,

- Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (киви)

© 2010-2022