- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития представлений о предмете
Урок развития представлений о предмете
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершова О.М. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок развития представлений о предмете.
Тема: «Плоды».
Цели: познакомить учащихся с типами плодов, их биологической ролью, их функциями и различными приспособлениями к распространению, научить распознавать различные типы плодов; расширять кругозор учащихся, их творческие способности; учить бережному отношению к окружающему миру.
Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, коллекции семян, муляжи плодов, плоды яблока, помидора, апельсина, киви, перца, арахиса, сливы.
Ход урока.
-
Актуализация знаний.
- У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.
Отгадайте загадки:
Мальчик крошка
В костяной одежке.
(Орех)
Или
Стоит высоко,
Висит далеко,
Кругом гладко,
В серёдке сладко.
(орех)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Он бывает, дети, разный -
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне - глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
- Жёлтый, круглый, ты откуда?
- Прямо с солнечного юга!
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.
Сам на солнышко похож.
Как меня ты назовёшь?
(апельсин)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(яблоко)
Было зеленое платье - атласное,
Нет, не понравилось, выбрала красное,
Но надоело также и это -
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Или
Плод все лето
Зеленого цвета,
А ранней осенью-
Красный с просинью.
(Слива)
- Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды)
-
Изучение нового материала.
- Сегодня мы поговорим о семенах и плодах, и том, как распространяются семена в природе.
Рассмотрите плод яблони, плод огурца.
- А из чего образуются плоды? (из цветов)
- А что находится внутри каждого плода? (семена)
- А для чего растению семена?
И так, вы сами дали определение, что такое плод.
Плод- это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному, в разном порядке и количестве. Большие и маленькие, твердые и мягкие.
Все плоды делятся на сухие и сочные.
- Как вы думаете, что значит сочные плоды? (т.е из них можно выдавить сок)
- К сочным плодам относятся: Сочные - яблоко, апельсин, киви и другие.
Найдите яблоко и опишите его: круглое, гладкое; апельсин: ярко-оранжевой кожуре и круглой форме (в переводе апельсин означает «китайское яблоко»). (демонстрация плодов)
А сейчас послушаем доклад о ещё одном плоде.
(Доклад о киви.)
Найдите и опишите киви: мохнатый, шарообразный. (демонстрация плодов)
К сочным плодам также относится перец. Послушаем о нём доклад.
(Доклад о перце.)
Найдите перец и опишите его: конусовидныe, гладкие, с заостренной верхушкой.
- Плоды бывают сухие?
- А как вы думаете, почему эти плоды сухие?
К сухим плодам относятся: Я называю плоды сухие, а вы их находите и поднимаете вверх - желудь, фасоль, фундук.
Давайте послушаем доклад ещё об одном сухом плоде: арахисе. (учитель раздаёт арахис)
(Доклад о арахисе.)
(Учитель раскрывает плод арахиса и демонстрирует ядра.)
- Сколько семян в нутрии сливы, а перца?
(демонстрация семян сливы и перца).
Приведите примеры с одним семенем и много семян. Функция плода - защита и распространение семян.
3. Физкультминутка
Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы»
Если я называю дерево вы встаете на носочки и поднимаете руки высоко вверх, кустарники- руки в стороны, травы- присели.
Яблоня, малина, одуванчик, сирень, дуб, барбарис, подорожник, берёза, полынь, сосна, ромашка.
4. Рассказ учителя с элементами беседы.
Очень мало растений, которые сами разбрасывают семена. Одним помогает ветер. Одни семена летят по ветру с помощью своих пушинок, хохолков, крылаток. Для этого у семян есть специальные приспособления: они или покрыты волосками и пушком (одуванчик, ива, тополь), или же снабжены крылатыми выростами для полета (вяз, ель).
Семена березы - мелкие орешки снабжены двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые парашютики, не зная преград.
Плоды рябины - яблочки так же, как дуба - желуди, лещины - орехи, оказываются непосредственной пищей многих птиц и зверей. Часто плоды яркой окраски: у черники - фиолетовые, красные у клюквы - заметные для животных. Несмотря на то, что птицы и звери поедают много семян, часть их все же падает на землю при кормежке, часть теряется по дороге, а сойки, пряча желуди, бывает, не находят их и вовсе.
Семена, проглоченные зверем или птицей, вместе с плодами выбрасываются затем с экскрементами, и случается это тоже в самых различных местах леса. Но не только с помощью животных распространяются семена. Например, на сухих плодах развиваются различные хитрые приспособления - крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных и таким своеобразным способом передвигаются далеко от материнского растения. Семена с колючками цепляются шипами и крючками за шерсть, перья, лапы зверей и птиц, животные разносят их в различные концы лесных угодий.
Отгадайте загадку, чтобы узнать одно из цепких растений.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь. (Репейник-лопух)
Реже плоды и семена переносятся водой. Чаще всего это у водных и прибрежных растений. Плоды благодаря окружающему их раздутому мешочку, например у кокосового ореха, легко, как поплавки, держатся на поверхности воды и переносятся по ней ветром.
И в лесах средней полосы России есть растения-стрелки. Звуки их выстрелов не громкие, но все, же хорошо слышны. Большинство стрелков наблюдается среди травянистых растений. Это - недотроги или бальзамина, акации, бешеный огурец и другие. Растения стреляют с одной лишь целью - разбросать семена подальше от материнского растения, с тем, чтобы проклюнувшиеся молодые ростки заняли подходящие жизненные пространства, хорошо укоренились.
5. Закрепление.
Стихотворение - загадка
(Учащиеся слушают стихотворение и добавляют слова).
У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод).
Он покрывает (семена),
Покрывает и питает,
От всего их защищает.
Семя в почву попадет
Вскоре снова прорастет,
На свет появится росток,
И расцветет опять цветок.
Игра «Определи плод».
- Определите сухие и сочные плоды.
Возьмите в правую руку любой сочный плод, а в левую сухой. Я буду перечислять плоды, а вы, если думаете, что это сочный плод, то поднимаете правую руку с сочным плодом, если сухой - то левую с сухим плодом.
Груша, огурец, желудь, помидор, каштан, грецкий орех, яблоко, слива, фундук, арахис, апельсин.
Игра «Определи».
Хлопните в ладошки, на правильный ответ.
Распространяются ветром семена …
А. Одуванчика.
Б. Тополя.
В. Дуба.
Г. Лопуха.
Распространяются семена при помощи животных…
А. Лопуха.
Б. Перекати-поле.
В. Одуванчика.
Г. Дуба
Распространяются семена при помощи птиц…
А. Рябины.
Б. Боярышника.
В. Одуванчика.
Г. Берёзы
6. Итог урока.
Подумайте, перед тем, как сорвать цветок у растения, потому что вы лишаете его будущего плода, который может пригодиться человеку или животному.
- Что вам понравилось на уроке?
- Чем вам понравилось заниматься?
7. Домашнее задание.
Вспомнить сказки, связанные с плодами.
Дополнительная игра «Скажи».
- С помощью моей подсказки скажите, как распространяются семена:
- Под забором у края степей
Животными - крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
-
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Ветром - лёгкие, имеются крылышки.
- На сучке - арканчик (Длинная веревка с подвижной петлей на конце (для ловли животных, гл. обр. лошадей, а прежде и для захвата врага)).
- Под кустами, у плетня,
- Плывёт утица,
- Выпускает он листы
Отгадать не очень просто
- Вот такой я фруктик знаю
- Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе,
- Птица есть еще такая,
Называют так же - ... (киви)