Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школуМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

п. Первомайского муниципального образования

Белореченский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № __

от _______2014 года

Председатель педсовета

__________ О. В. Приезжих









Автор: Швецова Наталья Юрьевна

2014 год

Паспорт

практико-ориентированного проекта

социального направления «Безопасный путь в школу»

Проект

Практико-ориентированный

Название

«Безопасный путь в школу»

Учреждение

МБОУ СОШ №16

Руководитель проекта

Классный руководитель

Швецова Наталья Юрьевна

Исполнители

1 «Б» класс

Сроки реализации

Кратковременный проект - 3 сентября -1 октября 2014г.

Краткое описание проекта

Цели проекта: изучение правил дорожного движения, знакомство с дорожными знаками, правилами посадки в общественный транспорт. В проекте показана необходимость соблюдения ПДД, важность их более углублённого изучения, представлен макет улиц, сделанный своими руками, с обозначенным на нём безопасным маршрутом движения из дома в школу. Рисунки учащихся, изготовленные своими руками дорожные знаки. Данный материал является важным наглядным пособием для проведения занятий внеурочной деятельности "Основы безопасности жизнедеятельности".

Проблема, решаемая проектом

Многие дети недостаточно знают ПДД, и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП. Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге.

Основная идея проекта

Демонстрация одноклассникам важности и необходимости соблюдения ПДД, изучение ПДД и элементов системы дорожных знаков и дорожной разметки на примере модели городской улицы, рисунков, создание собственного безопасного маршрута движения из дома в школу.

Масштаб организации работ

1. Определение проблемы,целей, задач проекта.

2. Изучение ПДД в процессе урочной и внеурочной деятельности.

3.Изучение мультимедийного материала по теме, просмотр обучающих презентаций.

4. Практические наблюдения на улицах города, в общественном транспорте.

5. Консультации с представителями ДПС и инспектором полиции по работе с детьми по ПДД.

6. Изготовление макета уличной инфраструктуры из подручных средств.

7. Моделирование уличной ситуации.

8. Рисунки учащихся своей улицы с обозначенными дорожными знаками, пешеходными переходами на ней.

9. Изготовление дорожных знаков из картона и бумаги и применение их в обучающих играх.

10. Защита проекта в классе, с использованием изготовленного материала и полученных знаний, обыгрывание дорожных ситуаций..

Полученные результаты

1. Материалы для проведения занятий по ПДД в процессе внеурочной деятельности " Основы безопасности жизнедеятельности "

2. Создание макета улицы и изготовленные знаки

3. Получение более глубоких знаний по ПДД.

Адресная направленность результатов проекта

1.Одноклассникам для более глубокого изучения ПДД.

2.Ученикам других начальных классов школы для проведения занятий по ПДД, классных часов.

3. Учителям начальной школы, как наглядное пособие по ПДД и технологии и изобразительного искусства.

4.Автору проекта для более подробного изучения ПДД.

Перспектива дальнейшего развития проекта

1. Создание индивидуальных маршрутов безопасной дороги из дома в школу каждого одноклассника.

2. Создание материалов для интерактивной игры по ПДД.



Пояснительная записка

Актуальность проекта

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам - имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием детей младшего школьного возраста во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, младшие школьники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения младших школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие - снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети младшего школьного возраста - особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от младших школьников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП с младшими школьниками

Условия:

•Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Младшие школьники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

•Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра младших школьников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)

•Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

•Причиной гибели и ранений детей - пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

•Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей - пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с младшими школьниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.

•Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на младших школьников, которых водители не видят и, потому,не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.

•Неподчинение сигналам светофора. Младшие школьники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дети медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

•Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Младшие школьники, увлёкшись разговорами, сотовым телефоном, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

•Незнание правил перехода перекрёстка. Младшие школьники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дети не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.

•Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей младшие школьники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

•Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Младшие школьники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины.

•Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Младшие школьники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

•Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, Младшие школьники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь с взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.

•Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, младшие школьники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей младшего школьного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, не проявляющие достаточной бдительности при сопровождении детей (не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения), а так же сами дети. В основном, это происходит из-за возрастных и психофизических особенностей младших школьников, а также из-за незнания и несоблюдения ПДД. Все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием младших школьников, должна быть построена профилактическая работа, направленная на воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ОУ специальной образовательной деятельности, построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.

Этапы работы над проектом

Название этапа

Краткое содержание деятельности


Подготовительный этап

  1. Определение актуальности темы,

формулировка проблемы.

  1. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы.

  2. Обзор источников и анализ статистических данных об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма;

  3. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

  4. Составление индивидуального плана работы над проектом.

  5. Анкетирование родителей "Соблюдение дорожно-транспортной безопасности".

Поисковый этап

  1. Выявление и описание потенциально опасных объектов и участков дорог нашего города, которые встречаются на пути из дома в школу.

  2. Анализ опасных дорожных объектов своего поселка. Выделение наиболее опасных мест.

  3. Выявление опасных дорожных объектов около школы.

  4. Планирование и описание плана действий по решению данной проблемы.

  5. Промежуточный отчёт по составлению индивидуального безопасного маршрута из дома в школу.

Основной этап

  1. Целевые экскурсии по улицам.

  2. Изучение правил дорожного движения, знаков и разметки.

  3. Просмотр обучающих фильмов, презентаций.

  4. Проверка полученных знаний в интерактивном пособии для младших школьников.

  5. Создание макета улицы с указанием безопасного маршрута от дома до школы.

  6. Изготовление из картона и бумаги дорожных знаков.

  7. Выполнение рисунков на тему «Моя улица и знаки, встречающиеся на ней».

  8. Индивидуальные беседы с учителем и родителями.

  9. Изготовление памяток для учащихся и их родителей.

Обобщающий этап

  1. Индивидуальные консультации по содержанию и правилам оформления проектной работы.

  2. Оформление результатов проекта (индивидуальный безопасный маршрут из дома в школу).

  3. Подготовка презентаций на тему: «Это должен знать каждый!», «Дорожная азбука».

Заключительный этап. Рефлексия

  1. Подготовка к публичной защите индивидуального безопасного маршрута.

  2. Защита индивидуального проекта в классе, демонстрация безопасного маршрута.

  3. Показ презентации на тему «Об этом должен знать каждый!»

  4. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Фотоотчет работы над проектом.

Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школуСоциальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Практическое занятие

«Проезжая часть, правила перехода через дорогу»

Практическое занятие

«Дорожные знаки и их значение»

Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школуСоциальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Обучающее занятие «Мой путь из школы домой»

Изучение интерактивного пособия по ПДД

для младших школьниковСоциальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Беседа инспектора ГАИ с родителями учащихся

Выполнение рисунков на тему «Моя улица и знаки, встречающиеся на ней».



Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Знакомство с правилами поведения в школьном автобусе

Занятие «Правильная посадка в школьный автобус»



Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школуСоциальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Работа группы учащихся над проектом

Выполнение аппликации «Моя улица. Безопасный путь в школу».



Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школуСоциальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Социальный проект для младших школьников Безопасный путь в школу

Создание макета «Моя улица и знаки, встречающиеся на ней».

Используемая литературы:

  1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 - 2007г.

  2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 - 2009г.

  3. Ирина Гурина. Участники дорожного движения.

  4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. - М, 2004г.

  5. Правила дорожного движения.- М, 2004г.

  6. Репин Я.С. Дорожная азбука. - М: ДОСААФ, 1987

  7. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. - М: Просвещение, 1998г.

  8. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. - М: Просвещение,1985г.

  9. ЭН. Безопасные дороги. - Мурманск, 2009 г. (диск, 15 серий).



© 2010-2022