Конспект урока литературного чтения К. Г. Паустовский Кот Ворюга УМК Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: К. Г Паустовский «Кот Ворюга» (1-й урок)

УМК Планета знаний 3 класс.

Цели урока:

1) познакомить с произведением; обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, «мелочи»; продолжать формирование навыка работы в группах;

2) развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;

3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Формирование УУД: Личностные действия: учебно - познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.

- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные действия:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы;

- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

- подбирать слова-определения для характеристики героев;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;

- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;

- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку;

- самостоятельно работать с учебником;

- умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- проявлять интерес к общению и групповой работе;

- участвовать в выразительном чтении по ролям;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

- уважать мнение собеседников;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

1) Подробный пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

2) Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» стр. 38 №1 и №3.

2. Постановка цели урока.

У. Сегодня мы будем читать рассказ уже известного нам автора. Встреча с этим писателем и его произведениями поможет нам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными , любящими. Мы прочитаем рассказ, проведём диалог с автором, понаблюдаем за особенностями авторской манеры письма у К. Г. Паустовского. 3. Просмотр видеоролика о Паустовском и его творчестве. - О ком и о чём писал К. Г. Паустовский? 4. Работа с текстом рассказа до чтения. а) - Прочитайте название рассказа. Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот) - Как называет его автор? - Что означает слово ворюга? Сравните: вор, воришка, ворюга; хитрюга - о ком так говорят? (Вор - тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга - так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.) - Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора…) б) Работа с иллюстрацией. - Какой здесь кот? - Можно ли предположить, чем любит лакомиться этот кот? Что он таскает? - Предположите, почему у кота такая напряжённая поза? в) Чтение ключевых слов. кот воровал попался накормили перестал воровать хозяин и сторож - Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? - На какие две группы по смыслу можно разделить эти слова? (Первые четыре слова и два последние). Предположение: что произойдёт в рассказе? - Чтобы проверить наши предположения, надо прочитать рассказ. 5. Работа с текстом во время чтения. Достижения понимания уровня содержания. а) Первый раз дети читают текст про себя по частям. После чтения каждой части про себя следует повторное чтение её вслух с попутным комментарием учителя и беседой. б) Повторное чтение с комментариями. 1-я часть 1-й абзац - Мы - это кто? От чьего имени ведётся рассказ? (Пока неясно, надо читать дальше.) - Что значит «пришла в отчаяние»? (То есть в состояние крайней безнадёжности, безысходности) - Что мы узнали о коте? - Как удалось установить, как выглядел кот? Предположите. 2-й абзац - Как относится к коту рассказчик? (И сердится и в то же время улыбается.) - Что значит за глаза? - Здесь слово «ворюга» - кличка или характеристика? Почему? - вспомните наши предположения о содержании рассказа, о герое? Что подтверждается? 3-й абзац - Почему же кот получил такую кличку? 4-й абзац Почему вы улыбаетесь, читая эту строчку? (Здесь очень хорошо виден стиль Паустовского, его добрый юмор.) 5-й абзац - Какой ещё был кот? Что мы о нём узнаём? 6-й абзац - Появляются ещё герои. Кто они? Можно ли уже сказать кто такие «мы»? - Почему мальчишки примчались, запыхавшись? (Сравните - «прибежали») - Почему кот пронёсся, приседая? Что вы можете предположить? 7-й абзац - Вспомните наши предположения. Какие из них оправдались? - Что такое «Прорва»? (Река) - Почему она могла получить такое название? (Очевидно. В ней было много рыбы, целая прорва рыбы.) 8-й абзац - Почему это весёлая фраза? (Потому что речь идёт не о человеке, а о коте.) 9-й абзац - Что значит «вздуть»? (Сравните - «побить») - Почему получается смешным это сочетание слов «вздуть за бандитские проделки»? (Слова «вздуть» и «проделки» не очень сочетаются со словом «бандитские») 10-й абзац - Чем же закончились поиски кота? 11-й абзац - Какой здесь кот? Какие слова главные в его описании? «Дикими глазами, грозно выл» - представьте себе эту картину. 12-й абзац - Как относится автор к коту? (С юмором) - Что значит «отчаянный поступок? А ужасающий вой? (Сравните - ужасный) - Какое сравнение нашёл автор? Как вы это представляете? 2 часть в) Вопросы после чтения. 1-й абзац - О каком доме идёт речь? - Это красивый дом? Что такое «тесовая крыша»? 2-й абзац - Каким мы видим рассказчика? - Как изменился тон его речи? 3-й абзац - Хорошо ли было рассказчику и его приятелям на Прорве? - Чем заканчивается этот абзац? - Что вы скажете о настроении рассказчика? - Что такое «босяцкие выходки»? (Босяк - бездомный человек, бродяга.) - Как нужно прочитать эти 3 абзаца? А последнюю фразу? Вопросы ко всей 2 части: - Как вы думаете, почему в рассказе о коте-ворюге автор вводит пейзаж? (Чтобы показать, как кот отравлял жизнь обитателей дома. Чтобы увидеть, каким человеком является рассказчик: он умеет видеть красивое в самом простом, говорит об этом с теплотой, у него замечательное чувство юмора…) 3 часть После чтения про себя - чтение вслух абзацами. Вопросы: 1-2-й абзацы: - Что такое лаз? - Как вёл себя кот в ловушке? 3-й абзац - Почему кот выл и ругался? 4-й абзац -Кто такой Лёнька? (Ленька - сын деревенского сапожника.) - Почему позвали именно его, чтобы вытащить кота? (Он славился бесстрашием и ловкостью. Ленька был очень сильным и рассудительным.) 5-7-й абзацы: - Как же удалось поймать кота? (Сыграли на его слабости.) - Что такое «мёртвая хватка»? (Когда нельзя вырваться.) 8-9-й абзацы: - Как же выглядел кот при ближайшем рассмотрении? (Как беспризорник) - Что значит «беспризорник»? (Тот, кто остался без присмотра, о ком никто не заботится.) - Удивило ли вас что-то в описании кота? (Он тощий, невзрачный.) 10-11-й абзацы: - Кто такой Рувим? (Рувим Фраерман - писатель, друг К. Г. Паустовского.) - Что решили сделать с котом? - Почему послушались совета Лёньки? 12-14-й абзацы: - Что же произошло с котом после ужина? - Почему глаза кота были не благодарные, а нахальные? 4 часть 1-й абзац - Какое важное событие произошло? - Что значит «прижился»? (Ему понравилось жить у своих новых хозяев.) 2-4-й абзацы - Что значит «дрожа от негодования», «с победным криком»? 5-й абзац - Что случилось с курами? - Что значит «с отчаянным воплем»? 6-й абзац - В этом одном предложении автор очень много рассказал о петухе. Что именно? (Трус, длинноногий дурак.) - Горлач - что за кличка? (Значит - горлопан, кричит попусту.) 7-й абзац - Как вёл себя кот? 8-й абзац - Почему нам смешно, когда мы читаем про петуха? - Какую важную особенность Паустовского-писателя мы снова наблюдаем? 9-й абзац - Как чувствовал себя кот? (Хозяином, героем) 10-й абзац - Почему Ворюгу переименовали в Милиционера? - Подходит ли коту его новая кличка? 6. Повторное обращение к иллюстрации. - К какой части рассказа эта иллюстрация? Почему? - Таким вы представляете кота, или другим? 7. Работа по тетради №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» стр. 40 №1 Прочитай отрывки из рассказа К. Паустовского. Подчеркни в тексте слова, которые помогают понять чувства автора. Назови эти чувства.
8. Проблемный вопрос ко всему тексту. - Как вы думаете, почему кот перестал воровать? 9. Домашнее задание. 1) Подготовить выразительное чтение текста, передать при чтении характер рассказчика и его отношение к коту. 2) Рабочая тетрадь №2 к учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение» стр. 41 №1 Придумай и запиши весёлую историю из жизни знакомого животного. Может быть, такая история случилась на самом деле. Стр. 41 №3 Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу или к произведению К. Г. Паустовского «Кот Ворюга». Сделай подпись к ней.

Литература.


1. Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. Методическое пособие «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве»» 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е. М.: «Баласс», 2004. - Серия «Свободный ум». 2. Кац Э. Э. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. М.: АСТ, «Астрель», 2011.

3. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Часть 2. Книга для учителя. - М6 Издательство «Первое сентября», 2002.

Диск «Видеоуроки. Детям о писателях». Фильм о К. Г. Паустовском.

© 2010-2022