Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему Мой родной город-моя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Предмет:

Окружающий мир Класс:

1 (МБОУ СОШ №60 г.Пензы) Название раздела:

Родной край - малая родина. Родной город: название, основные достопримечательности. Тема урока:

Мой родной город- моя малая Родина. Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок по теме Цель

расширение знаний детей о родном городе, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Задачи 1. Формировать представления детей о родном городе. 2. Познакомить с картой и символикой, основными достопримечательностями г. Пензы. Расширять знания детей о знакомых улицах, формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. 3. Воспитывать умение видеть красоту родного города, формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу. 4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме

Предметные умения:

- расширение знаний о малой родине;

- знание истории происхождения своего города, достопримечательностей города и края;

- умение ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;

-умение ориентироваться по карте, находить свой город;



Планируемый результат

Личностные УУД:

- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину;

-формирование учебной мотивации,

- формирование адекватной самооценки,

- необходимость приобретения новых знаний.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- проводить анализ учебного материала;

- извлекать информацию, представленную в разной форме;

- формулировать конечный результат

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- использовать знаково-символические записи

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные


УУД

I. Организационный момент. Мотивация ( самоопределение) учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.



Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

Подготовка класса к работе.



Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.



Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.




Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай» - Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового)
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Введение в тему.

Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта.

Рассказ учителя:

Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там - красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть.

- Поразмышляйте, что случилось с человеком?

Организовывает беседу по вопросам.

Презентация. Слайд 1-2

Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация:

Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?»

- Как вы думаете, откуда эта земля?

- Да, это земля наша, родная. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?



Высказывания обучающихся:

-Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.

Отвечают на вопросы учителя.

Просматривают презентацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают: земля

Высказывания обучающихся.

Ученики в ходе беседы размышляют и отвечают на вопрос учителя.

- Родина - что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека). - Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём?
























Обобщить знания обучающихся о Родине. Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну. Познавательные: общеучебные - осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - проведение сравнений отношения человека к матери и Родине. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.


III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.







Организует постановку цели, формулировку темы урока обучающимися.

Беседа учителя:

- Спросите у своих друзей, родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина. Если человеку приходится покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то, что запало в сердце, потому что родные, с детства знакомые места - это наша малая Родина.

Ответы детей:

-То место, где мы родились, сделали первые шаги и произнесли первые слова и т.д



Формулируют цель урока и составляют его план.

Составление плана:

1.Уметь различать достопримечательности нашего города.

2.Познакомиться с символикой и гимном Пензы.

3.Вспомнить свой любимый уголок родного города.

Что для нас с вами является малой родиной?

Это наш город! Город Пенза.



- Так какую тему мы будем с вами сегодня изучать?

- Какую цель поставим перед собой? (как можно больше узнать о своём городе).

- Давайте составим план наших действий.









.






















































Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками




























IV. Построение проекта и выход из затруднения.

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

- Чтобы лучше узнать свой город, я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по городу Пенза.

Для нас неведомой страной

Предстанет город наш родной!

В путешествии нам поможет карта, на которой мы будем отмечать своё посещение.

Работа в микрогруппах (по 4 человека).

- Итак, город, в котором мы живем, называется Пенза. Пенза - это наша родина, это место, где мы родились, растём. Мы должны любить, беречь и защищать свою родину. Я предлагаю вам посмотреть видеоклип о нашем городе и послушать о нём песню.

ВИДЕОКЛИП

Рассказ учителя об истории и символике города.

- Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а у нашего города есть свои символы?

- Каждый цвет на флаге обозначает какой-то символ.

Презентация «Моя Пенза»

Слайд 2-3.

- Точное геральдическое описание герба города Пензы гласит:
"В зеленом поле на золотой земле три снопа - пшеничный, ячменный и просяной; фигуры золотые".

Работают в микрогруппах по 4 человека: определяют достопримечательность, название и работают с картой города.

Публичное выступление

Просматривают видеоклип, выделяют знакомые и незнакомые достопримечательности города

Участие в диалоге.

Составление рассказа.

Задание: вскрыть конверт, который лежит на парте, отобрать картинки с достопримечательностями только нашего города, определить название и поместить на карту.

Защита работы.

- Назовите те достопримечательности города, которые вы узнали, когда просматривали клип.

- Вы назвали все или что-то вам показалось незнакомо?

На доске изображения флага и герба.

Знакомство с флагом, гербом и гимном города Пенза.

Рассмотрите герб

и скажите, что на нём изображено? (Три снопа)

-Что нужно знать, чтобы не заблудиться в городе? ( Надо знать адрес, улицу).

- Много ли разных улиц в Пензе (Да, много).

-На какой улице живёт каждый из вас? (Каждый называет свою улицу)

- Какие улицы вы ещё знаете? (Может быть названа улица Московская, Проспект Победы и др.)

- Знаете ли вы, на какой улице расположена наша школа? ( ответы детей)

- А что вам помогает правильно и безопасно дойти от своего дома до школы? (Маршрут безопасного движения)




Знать главные достопримечательности и символику города Пензы...





















Умение работать с географической картой, составлять устный рассказ. Уметь работать в микрогруппах



































Уметь называть свой точный адрес.






































Познавательные: Формулирование ответов на вопросы учителя, дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о родном городе.

Регулятивные:

Планирование и организация деятельности обучающихся в группе в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления.

Личностные:

Формирование чувства гордости за свой родной город, уважительное отношение к мнению других. Развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Устанавливает осознанность восприятия. Установление правильности и осознанности нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция пробелов в осмыслении материала.

Первичное закрепление с комментированием.

Учитель предлагает готовый план:

План:

1.Как называется это место.

2.Где оно расположено.

3.Бывали ли вы там.

Учитель дополняет рассказы детей.



- Зачем нужно знать свой город? (ответы детей)

- Узнаете ли вы места нашего города?

(работа в микрогруппах, собирают фотографии нашего города, разрезанные на части.



Выполняют физминутку под музыку

Слайд 4.

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг - раз, два,
Взмах руками - три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.









Игра «Собери картинку»





- Как вы можете рассказать гостям нашего города о месте, которое у вас на фотографии.



Составляют устный рассказ по ранее заготовленному плану данному учителем.

























Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, освоение способов решения проблем поискового характера; умение осознанно и произвольно строить речевое устное высказывание; логические - осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти); умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Регулятивные: ориентирование в учебнике, планирование; Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Личностные: творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самооценка деятельности

Организует творческую деятельность по применению новых знаний.

- За время нашего урока мы познакомились с гербом и флагом , с достопримечательностями нашего города.

Поиграем в «Сочинялки»

-Составим рассказ на тему: «Где я живу?», добавляя слова в предложения.

Игра «Сочинялки».

Составление рассказа.











1.Я живу в стране, которая называется ……

2.Я житель …….

3.Город…… раскинулся по берегам реки …..

4.В нашем городе есть …..

5.В выходные дни мы ходим в …..

6.Я живу по адресу: город …., улица ….., дом ….., квартира…..

7.Я учусь в …..школе, в …… классе.

8.Я очень люблю свой город …….
Применять полученные знания в составлении рассказа. Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания,; умение осознанно и произвольно строить речевое устное высказывание; логические - построение логической цепи рассуждений, рассказа. Регулятивные: выполнение учебные действия в устной речи, умение принимать и сохранять учебную задачу, планирование собственного высказывания. Личностные: самоопределение; творческое самовыражение; формирование уважительного отношения к иному мнению. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; управление поведением партнёра - контроль, коррекция действий партнёра.
VII. Включение в систему знаний и повторение

Цель: неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта

Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И мы все любим свой родной город.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Мы сегодня много говорим о родном городе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность - люди).

- А ещё многие улицы нашего города названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край.

- Наш город по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история…

- Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях.

Предлагает выполнить задания Незнайки. Слайд 5.


Подведем итог данной работы (меняются работами с соседом по парте, учитель показывает на слайде правильные ответы, дети проверяют друг друга). Слайд 6.



Рассказы детей о городе, дополнение.

Высказывание предложений по благоустройству.

Ответы детей.





Работа в парах.



Подведение итогов работы в парах.

Поднимите руки, кто допустил 1-2 ошибки.

Какая пара не допустила ошибок?


- Можно ли сказать, что город, в котором мы живем, это наша малая родина? - Что можно назвать Родиной?









- А как мы можем заботиться о своем родном городе?































- Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок города или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом.



Сегодня к нам в город приехал Незнайка.

- Как вы думаете, почему его прозвали Незнайкой?

Незнайке так понравился наш город, что он на память себе сделал фотографии и подписал их. Давайте проверим, всё ли правильно он запомнил?



Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане - исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

VIII. Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Инициирование рефлексии учащихся.

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

У каждого есть место, где дышится легко,
Живется очень просто, и все с ним заодно.
То место, где родился и сделал первый вдох.
И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения

- Наш город особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.



- Да, ребята, в нашем городе много парков и скверов, много зеленых насаждений и, конечно же, цветов.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» Слайд 7.





Рассуждают.

Отвечают

на вопросы.





Высказывания предположений учащимися.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Дети выбирают цветочек, подходят к чаше с водой, опускают цветок на воду и он «распускается»





































- Что мы называем Родиной? Малой родиной?

- Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своей малой родине? (Гордость)

-А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой город)



-Что в нашем городе делается для того, чтобы подчеркнуть его красоту и величие?

- Что мы можем с вами сделать, чтобы наш город стал еще красивее?

Сейчас вы выберите себе тот цветочек, который соответствует вашему настроению на уроке. Но цветы еще не совсем распустились, сейчас вы положите их в чашу с водой и произойдет чудо! (См.Приложение 1)
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Приложение 1

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему Мой родной город- моя малая Родина

© 2010-2022