- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Личные местоимения 1, 2, 3 - го лица
Урок по русскому языку на тему Личные местоимения 1, 2, 3 - го лица
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Глинянская Н.С. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Безыменская ОШ І - IIIст.
Новоазовский р-он
Донецкая обл..
Учитель Глинянская Н.С.
2016г.
Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.
Тип урока комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.
Я, ребята, виновата,
Признаю вину свою
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)
Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.
Яя яя яяя ям яр ня оя вя
Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.
3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).
Я прочитаю вам стихотворение.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
Из книжки в норку утащили.
( на доске словарные слова)
Вставить пропущенные буквы:
Сапоги, ботинки, костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр.
Вставить пропущенные буквы.
4. Повторение изученного материала
Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я"....
- Найдите местоимения .
- Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)
Я и мы, ты и вы,
Он, она , оно , они-
Все слова отличные ,
Важные и личные . слайд 3
Это , без сомнения ,
Все ________________.
Ответ: местоимения.
3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.( слайд 4 и 5 проверка )
. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном
- Как называются эти местоимения? ( личные )
- Что же значит слово личные ? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Значит о чем мы сегодня будем говорить? ( О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)
Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин) (иллюстрацию с цветами). Слайд 6
- Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.
IV. Изучение нового материала.
Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.
Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7
Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего - 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
- Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?
- Назовите местоимения единственного числа? Множественного?
- Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.
- Давайте определим как местоимение определяется по лицам.
- Кто может сказать о себе я? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)
- я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)
А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.
Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы)
При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы.
Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.
Работа с таблицей.
Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.
я, мы местоимение 1 лица
ты, вы - 2 лица
он, она, оно, они 3 лицо.
Запомните и соблюдайте правила вежливости.
1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)
2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)
3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)
«Будьте добры…»
«Будьте любезны…»
«Скажите, пожалуйста..»
IV. Физминутка
VI. Закрепление нового материала.
1. Прочитайте текст. (слайд 12)
Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? ( О сове) Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».) -Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)
-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)
Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)
2. Работа с книгой.
Выпишите местоимения, укажите лицо и число. ( на доске и в тетрадях). Упр. 113
2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.
Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.
Взаимопроверка.
3. Работа в группах.
1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений
Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.
3. Загадки. (слайд 13)
Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка - я
И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
Но все же называются
Они - морские…………… Свинки - они
Вырыл нору, сделал дыру,
Солнце сияет, а он и не знает. Крот - он
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я
4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)
Я, он, на, ты. (предлог)
Мы, они, вы, но. (союз)
Нас, нами, нос, нам. (существительное)
Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное)
- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.
- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)
5. Шарада. (Резерв)
1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?
2. Первый слог - личное местоимение. Второй - звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.
3. Первый слог - личное местоимение, второй и третий - то же, что ненастье. Вместе означают - мелкая клевета или клеветник.
Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.
Отгадайте "что могут местоимения"
1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?
3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?
( тот, оно)
2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?
(он, но.)
VII. Итог урока (слайд 15)
- Сегодня на уроке:
повторил
знаю
Я узнал
задумался
удивился
- Если вам понравился сегодняшний урок и всё было понятно, то подымите кружок красного цвета, если вам не очень понравился урок, и не всё было понятно на уроке, то подымите синей кружочек и я буду знать, что ещё надо мне с вами поработать по этой теме.
- Я благодарю вас за работу на уроке.
10. Оценивание.
11.Домашнее задание. Упр 116