Урок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарики

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

отдел образования администрации НОВОАЗОВСКОГО РАЙОНА





МЕГА-ПРОЕКТ «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ:

Вред или польза чипсов и сухариков?»

Автор проекта. Сабатура Е. М .- учитель начальных классов

Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней №1,

высшая квалификационная категория,

педагогическое звание «учитель-методист»




Урок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарики

НОВОАЗОВСК 2014

1. Паспорт проекта.

Название. Вред или польза чипсов и сухариков? Мифы и реальность.

Основания для разработки. Республиканский государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017гг., Закон ДНР «Об образовании».

Автор проекта

Сабатура Елена Михайловна учитель начальных классов Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1.

Научный руководитель.

Хуриленко М. Н., методист коммунального учреждения «Районный методический кабинет Новоазовск районного совета Донецкой Народной республики».

Cоразработчик проекта проекту

Обучающиеся 4-В класса Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1.

Ответственный исполнитель проекта.

Сабатура Елена Михайловна учитель начальных классов Новоазовской ОШ І-ІІI ступеней №1.

Срок реализации проекта.

С 20 января по 31 января 2014 года.

Этапы выполнения.

Прогностический этап: 20 января.

Подготовительный этап: с 20 по21 января.

Организационный этап: с 21 по 22 января.

Начало работы: с 23 января.

Практический этап: с 24 по 28 января.

Аналитико-обобщающий этап: с 29 по 31 января.

Проблемы. Имеющаяся в школе количество компьютеров и действующая система подключения к сети Интернет не удовлетворяет потребности учащихся и педагогов.

Источники финансирования

Спонсорская помощь.

Склад портфолио.

Буклет для родителей; рисунки, антиреклама, стенгазета, презентации групп.
1. Актуальность проблемы. На витринах наших магазинов красуются яркие упаковки с чипсами и сухариками. Эта продукция завоевала большую популярность, особенно среди молодежи и детей. Употребляя в пищу эти продукты, люди не задумываются о том, как они влияют на их здоровье. Реклама же постоянно твердит о том, что употребление чипсов и сухариков безобидно и способно утолить голод. Так ли это? Ведь если проанализировать состав чипсов и сухариков, то можно обнаружить различные добавки, которые могут навредить здоровью. Цель проекта. Помочь ученикам выяснить, полезны или вредны чипсы и сухарики. Развивать у детей и взрослых способность анализировать информацию о составе данных продуктов. Воспитывать исполнительность, трудолюбие, бережное отношение к здоровью. 2. Задачи проекта. Проанализировать научную литературу по данной теме; определить, к каким последствиям ведет употребление чипсов и сухариков; установить, что употребление чипсов и сухариков вредит здоровью; выявить отношение взрослых к употреблению чипсов и сухариков. По итогам исследовательской работе, выработать достопримечательности по выбору продуктов. 3. База реализации. Новоазовская ОШ І-ІІI ступеней №1, ученики 4 - В класса, их родители. 4. Участники - ученики 4 - В класса, их родители. 5. Соучастники проекта: учитель биологии, медицинский работник школы, библиотекарь школьной библиотеки. 6. Гипотеза опыта. Мы предполагаем, что употребление чипсов и сухариков вредно для здоровья. 7. Методы опыта. Анализ научной литературы (энциклопедии, журналы, газеты) работа в сети Интернет; анкетирования и опроса; консультации специалиста, сравнение результатов. 8. Основная часть. - Описание проекта. Исследовать влияние на здоровье человека употребление чипсов и сухариков. Учить их планировать свои действия, самоорганизоваться, обобщать результаты своей работы; искать различные источники информации; уметь работать в группах. Развивать наблюдательность, речь, воображение, творчество. Начать формирование более активной жизненной позиции. Осознание детьми необходимости сохранения природы. Воспитание культуры рационального питания. Привитие ответственного отношения к своему здоровью. 9. Принципы реализации проекта: всестороннего развития личности, целостности влияния учебно-воспитательного процесса, научности, доступности, системности обучения, преемственности и перспективности, мотивационного обеспечения учебного процесса, сотрудничества, индивидуализации и дифференциации, наглядности, прочности и действенности обучения. 10. Характеристика проекта: интегрированный, исследовательский, групповой, средней продолжительности. 11. График реализации проекта:

1. Представление проблемной ситуации: 20 января.

2. Мозговой штурм: 20 января.

3. Обсуждение: 20 января.

4. Выдвижение гипотез: 20 января.

5. Подготовка родителей для оказания помощи ученикам. Проведение родительских собраний. Раздача буклетов. 20 января.

6. Опрос учащихся класса и родителей на темы «Моя любимые блюда» и «Знаете ли вы о вреде чипсов и сухариков?»: 20 января.

7. Организация малых групп сотрудничества, распределение по ролям: 21 января.

8. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, средств оформления результатов: 21 - 22 января.

9. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся по своим задачам: 27 -28 января.

10. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных: 28 29 января.

11. Оформление результатов проектной деятельности: 30 января.

12. Защита проектов, освоения, дискуссия: 31 января.

13. Выдвижение, прогнозирующих новых проблем, вытекающих из полученных результатов: 31 января.

14. Самооценка, внешняя оценка: 31 января.

15. Выпуск школьной газеты: 31 января.

12. Сроки действия проекта: с 20 января по31 января 2014 года.

Прогностический этап: 20 января.

Подготовительный этап: с 20 по21 января.

Организационный этап: с 21 по 22 января.

Начало работы: с 23 января.

Практический этап: с 24 по 28 января.

Аналитико-обобщающий этап: с 29 по 31 января.

13. Ход реализации проекта.

В октябре изучали тему «Еда и здоровье» по предмету окружающий мир, после урока проводился конкурс «Наше семейное блюдо». Дети вместе с родителями составили мини-книги с рецептами, фотографиями и рисунками кулинарных блюд. Они с удовольствием рассказывали в группе о своих любимых блюдах и описывали их. Постепенно беседа коснулась любимых чипсов, сухариков и напитков. В результате выяснилось, что большинство детей любит эти продукты, хотя многим родители покупают их нечасто, потому что они вредны для здоровья. Сами дети не понимали, почему нельзя употреблять чипсы, сухарики и кока-кола.

Надо было тщательно все продумать, привлечь родителей. Подготовила и провела родительское собрание. Поскольку проект средней продолжительности, родителей познакомила с календарным планом работы над проектом. Раздала буклеты.

В классе подготовила вступительную презентацию и провела мозговой штурм: «Знаешь ли ты, к чему привело 20-дневное употребление чипсов и сухариков 12-ти грызунов?» Слайды 5-6.

Далее был задан вопрос: «Знаете ли в чем польза и вред-весть чипсов и сухариков?» Поскольку дети слышали от взрослых, в чипсов и сухариках много химии, они выдвинули гипотезу, что полезнее натуральные продукты питания, но им нравятся чипсы и сухарики .

Было решено стать «журналистами», чтобы они сделали репортаж о вкусовых предпочтениях членов своих семей. Вооружившись микрофонами, юные репортеры пошли брать интервью. В результате опроса выяснилось, а другие дети в семьях также любят чипсы и сухарики, но не знают об их вреде. Все взрослые члены семей знают о том, что чипсы и сухарики плохо влияют на здоровье, но никто не смог доказать это. Пока велось опроса, были обозначены проблемы проекта, произошло разделение детей по группам. Для каждой группы поставлен вопрос и определены пути решения задач для ответа на поставленные вопросы.

Проблема проекта:

Как сохранить здоровье?

Основополагающее вопрос:

Подтвердить или опровергнуть пагубное действие чипсов и сухариков на организм человека.

Проблемные вопросы для групп

СОЦИОЛОГИ: Как относятся к чипсам и сухарикам участники проекта? Как часто их употребляют?

МЕДИКИ: Как влияет употребление чипсов и сухариков на организм человека.

ХИМИКИ: Из чего состоят чипсы и сухарики?

ХУДОЖНИКИ О результатах употребления чип сов и сухариков.

Задания для групп. СОЦИОЛОГИ: 1. Провести опрос среди учеников школы, который поможет выяснить насколько популярен эти продукты у учащихся разного возраста. 2. Сделать выводы по этому вопросу. МЕДИКИ: 1. Посетить школьную столовую и выяснить, как продаются чипсы и сухарики? 2. Поговорить с медицинским работником школы и выяснить, какие последствия вызывает употребление чипсов и сухариков на организм человека. 3. О результатах бесед рассказать в классе. ХИМИКИ: 1. Выясните химический состав Кока-Колы в учителя химии. 2. С информацией выступить перед классом. ИССЛЕДОВАТЕЛИ: 1. Путем поиска в Интернете подтвердить или опровергнуть «вред» или «пользу» чипсов и сухариков. 2. Сделать выводы. ХУДОЖНИКИ: 1. Придумать антирекламу чипсов и сухариков, изобразить. 2. Выбрать интересные и оригинальные рисунки. Организовать выставку.

Группа детей «Социологи» собрали анкеты обобщили данные опроса и подготовили презентацию. Слайд 4. В результате опроса «Мои любимые чипсы и сухарики», проведенного, выяснилось, что ученики 4-В класса всем продуктам питания предпочитают чипсы и сухарики, и добавили, что они, по словам родителей, вредны. На вопрос, в чем этот вред, детям трудно ответить и говорили словам родителей, это «химия». Мы решили провести исследовательскую работу и точно установить, действительно ли чипсы и сухарики вредные для организма.

Вывод. По основанию проведенного опроса оказалось, что ученики часто употребляют чипсы и сухарики и не хотят от них отказываться. «Исследователи». Более подробно ознакомиться с информацией помогла библиотекарь Емельяненко Наталья Геннадьевна. Она любезно нам предоставила услугу сети Интернет. В результате нашей работы мы выяснили, что в состав кока колы входят компоненты, которые отрицательно влияют на здоровье человека и могут конкретно вызывать различные заболевания. Слайды 9,10,11.

«Медики» посетили медицинский кабинет и встретились с работником школы В. В. Леонтьева (стаж работы 44 года). Медицинская сестра рассказала, что происходит в организме человека после употребления чипсов и сухариков. Слайды 12, 13, 14.

Вывод. Медицина утверждает, что чипсы и сухарики вредные употребления. В состав чипсов и сухариков входят компоненты, которые отрицательно влияют на здоровье человека.

Дальнейшая работа:

После окончания исследований были сделаны фотографии, проведен урок в присутствии родителей класса и издана газета о результатах опытов.

Затем дети повесили газету в школьном коридоре и наглядно объяснили, почему чипсы и сухарики вредит организму.

Ход урока I. Актуализация знаний. «Социологи» В нашем классе на сегодняшний день у детей есть заболевания желудочно-кишечного тракта, поэтому мы подумали, не может же это быть причиной употребления чипсов и сухариков. На вопрос «Почему так популярны чипсы и сухарики?», Большинство ответили, что они вкусные, упаковка хорошая, стоят дешево, очень удобно есть их на улице; покупают «за компанию» - другие едят, мне тоже хочется; в рекламе так красиво и вкусно - хочется убедиться в этом. На вопрос «Чем утолить голод?», Было предложено несколько вариантов ответа: шоколад, яблоко, чипсы и сухарики. Предпочтение отдано яблоку. Детям нашего класса и их родителям была предложена анкета. Результаты анкетирования представлены в таблицах. II. Постановка проблемы опыта. «Медики». Вредит употребление чипсов и сухариков здоровью человека? Ответы детей распределились следующим образом: Проанализировав анкеты и изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, что необходимо провести пропедевтическую работу из употребления чипсов и сухариков среди учеников. Как вы считаете, нужна ли нам такая работа? Почему? Что вы знаете о чипсах и сухарики? «Химики». По мнению опрошенных, вреда от чипсов и сухариков нет. Поэтому следует разобраться в данной проблеме. Вы согласны? III. Выдвижение гипотез. Фронтальная работа. IV. Работа в группах. На столах лежат тексты, памятки для выполнения работы (распределение по ролям, перечень вопросов, на которые нужно найти ответы, листы бумаги, карандаши, кисточки, краски). Работа в группе, подобно игре «В кругу друзей». Класс разбивается на группы. Каждая группа получает свой текст. 1. Распределение по ролям: чтец, руководитель дискуссии, плановик, секретарь - регистратор, художник - оформитель. 2. Прочитайте текст. 3. Выполните задачи. 4. Отчитывайтесь за свою работу. 5. Что еще вы бы хотели сказать по поводу прочитанного? (Любая ваша точка зрения будет интересна.) Текст № 1. Вся правда о чипсах и сухарики. («Химики») Под термином «чипсы» (от «chips» - кусок, ломтик) надо понимать плоские по форме продукты, полученные отрезанием от целого. Сегодня для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля с низким содержанием сахара и диаметром клубней 3-4 см. Картофель моют, чистят и нагревают до 80° С. Затем картофель нарезают кусками и после удаления выделенного на их поверхности крахмала обжаривают в растительном масле 5-7 минут. Для того, чтобы получить 1 кг чипсов, нужно переделать 4-5 кг картофеля. Сухарики, действительно, изготовленные из хлеба, поджаренные на масле и наделены «старательно подобранными вкусами», которые не могут принести здоровье тем, кто их употребляет.

Наш опрос

Количество опрошенных людей.

55

Любят чипсы и сухарики.

44

Не любят чипсы и сухарики.

10

Употребляют ежедневно.

37

Употребляют по 2 пачки в неделю.

2

Не употребляют.

-

Предпочитают яблоко

50



Если пищевые добавки существуют, значит, это кому-нибудь нужно. Кому? Конечно, не нам, потребителям. Чтобы продукт не портился, добавляют консерванты. Чтобы продукт имел привлекательный вид, добавляют красители, стабилизаторы и эмульгаторы. Вкусовые качества изделия достигаются за счет применения различных ароматизаторов (хотя фирмы производители называют их почему-то специями). Вкусовые качества изделия достигаются за счет применения различных ароматизаторов (хотя фирмы производители называют их почему-то специями). Все эти добавки имеют свой код - цифру с буквой «Е». Но производитель не означает их с помощью кодов, видимо для того, чтобы не перегрузить этикетку буквами «Е» и не спугнуть покупателя. Пищевые добавки - это природные сочетания и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но специально вводятся в промышленные товары. Пищевые добавки уживаются, чтобы дольше сохранить продукт, улучшить его внешний вид. Кто рассматривает безопасность пищевых добавок? - При ООН действует комитет экспертов, а в рамках Европейского сообщества действует специальная комиссия «Кодекс Алиментариус», этих добавок? - Аллергикам, в первую очередь, чтобы не купить продукты с этими добавками. Вопросы к тексту № 1

1. Помогают ли утолить голод чипсы и сухариков? Докажите.

2. Какой вред может принести здоровью употребление чипсов и сухариков?

3. Какой вывод вы можете сделать? Попробуйте придумать антирекламу.

Текст № 2. Осторожно, опасность в середине! («Исследователи»)

Чтобы подтвердить свою гипотезу, что чипсы и сухарики вредят нашему здоровью, следует внимательно присмотреться к их составу.

В составе практически всех чипсов и сухариков вводят:

*картофель (хлеб пшеничный);

* масло растительное;

* соль;

* лактоза;

* Е 621 (глютамат натрия);

* Е 330 (лимонная кислота)

* натуральные та натурально-идентичные ароматические вещества;

*фосфат натрия;

* акриламид. Серьезное внимание обратим на добавки под буквой Е. Е621 (глутамат натрия) - усилитель вкуса, аромата, может вызвать аллергию, астму, нарушение сердечной деятельности, головная боль, сонливость и слабость. Е 330 (лимонная кислота) запрещена в Европе и Америке, так как может вызвать злокачественную опухоль, в Украине разрешена. Долгое и неконтролируемое употребление кислоты Е330 (лимонная кислота) может спровоцировать серьезные заболевания крови. Фосфат натрия грозит развитием остеопороза и задержкой роста костей у детей. Лактоза - молочный сахар, очень сладкий. Лактоза добавляется практически во все сухарики и чипсы. Если у вас после употребления данных продуктов бывает тошнота, спазмы, надувание животу - знайте, что причиной тому может быть непереносимость лактозы. Если под фразой натуральные ароматические вещества подразумевается ароматизаторы натурального происхождения, то натурально-идентичные ароматические вещества представляют собой стопроцентную химию. По опытами ученых картофельные чипсы содержат большое количество канцерогенов. Так что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания. Речь идет о канцерогены акриламид. В пачке с чипсами «доза» акриламида превышает допустимую концентрацию в 500 раз. Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда такие продукты как рис, картофель и мучные изделия нагревают до высокой температуры, происходят процессы образования вещества под названием акриламид. В результате опытов над животными было обнаружено, что акриламид вызывает злокачественные опухоли желудка.Урок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарикиУрок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарики Кроме того, в чипсах очень много соли. Об этом нужно помнить гипертоникам, людям, страдающим заболеванием почек. Соль задерживает воду в организме, что способствует к увеличению объема крови, повышению артериального давления.Урок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарики Надо обратить внимание и на калорийность чипсов и сухариков. Энергетическая ценность такого продукта у 550 ккал, причем достигается она за счет технического жира, которым пропитаны кусочки картофеля. В сухариков калорийность значительно ниже. Они расфасованы в пакетики по 40-50г, имеют калорийность в 100 г продукта 350 ккал, что дает около 175 ккал в одном пакете. Ведь 175 ккал - это большой фруктовый салат, или 400 мл кефира или молока, 700г капусты. Нужно тратить столько калорий в сухарики, когда можно поесть здоровый пищу? Витаминов и минеральных веществ в чипсах нет. Чипсы - противоестественная пища, приводящая сильную жажду, отеки. Если список ингредиентов на упаковке совсем отсутствует, осторожными нужно быть вдвойне - значит, производителю есть что скрывать. Вопросы к тексту № 2 1. Что вас удивило? 2. Какой вывод по тексту вы можете сделать? Попробуйте придумать антирекламу. Текст №3. Мнение медицинского работника. 27 января 2014 мы посетили медицинский кабинет Новоазовской ОШ I-III ступеней №1, встретились с медицинским работником школы Леонтьевой Верой Владимировной (стаж работы - 44 года) и выяснили, что медицина предупреждает о вреде употребления чипсов и сухариков. Она подтвердила, что чипсы и сухарики действительно содержат канцерогены, красители, вызывающие злокачественные опухоли и другие заболевания. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: чипсы и сухарики вредят нашему здоровью. Диетологи считают, что питание детей чаще определяет продолжительность и качество их дальнейшей жизни. Урок по окружающему миру на тему Чипсы и сухарики Министерство здравоохранения запретило продавать чипсы и другую подобную продукцию в школьных столовых и кафе. Медики объясняют свое решение тем, что количество детей с болезнями пищеварения в последние годы увеличилось в повторы раза. А всему виной - употребление нездоровой пищи. Вопросы к тексту №3 Мысль медицинских специалистов о вреде употребления чипсов и сухариков? Почему Министерство по здравоохранению запретил продавать чипсы и другую подобную продукцию в школьных столовых и кафе? Попробуйте придумать антирекламу. Текст № 4. Советы. (Художники)

  • Самый полезный сок - не в пачке, а в соковыжималке.
  • Самый безопасный корм - под этикеткой «Продукт не содержит искусственных красителей и консервантов».
  • Свежие продукты полезнее замороженных. Продукты, которые имеют яркий цвет, переполнены красителями.
  • Полезнее купить производные и приготовить самому, чем выбрать полуфабрикаты, готовую еду или консервы.
Задания к тексту №4 Постарайтесь объяснить эти советы. Попробуйте придумать антирекламу. Чтобы быть всегда здоровым, Бодрым, стройным и веселым, Дать совет я вам готов, Как прожить без докторов. Надо кушать помидоры, Фрукты, овощи, лимоны. Кашу - утром, суп - в обед, А на ужин - винегрет! Если чипсы есть не будешь, И сухарики забудешь, То, конечно, спору нет, Проживешь ты много лет! V. Защита гипотез (отчет групп) VI. Рефлексия. - О чем интересного узнали? Как вы думаете, вредит приносит пользу употребления чипсов и сухариков здоровью.

Литература 1. Голуб Г. В., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Профи, 2003. 2. Гребенникова О. А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Вел. Новг, 2005. 3. Гузеев В. В. и др. Консультации: метод проектов // Педагогические технологии. - 2007. - № 1. 4. Енциклопедія педагогічних технологій та інновацій / Автор-укладач Н. П. Наволокова. - Х.: ВГ «Основа», 2009. 5. Лебедева Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении.// Педагогические технологи, 2002. 6. Морозова М. М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в современной школе. - Ульяновск, 2005. 7. Сухомлинський В.А.Сто советов учителю. - К.: Рад. школа, 1988. 8. Республиканский Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.

16


© 2010-2022