Статья по теме Особенности изучения лексических явлений в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности изучения лексических явлений в начальной школе
Поскольку лексика, с одной стороны, - раздел науки о языке, изучающий его словарную систему, а с другой стороны, - это совокупность всех слов языка, то в методике преподавания русского языка выделяют два раздела: методика лексики (соответствует лексике в первом значении) и методика обогащения словарного запаса учащихся (соответствует лексике во втором значении). В середине XIX века работу над лексическими понятиями рекомендовал Ф.И. Буслаев. Методисты К.Б. Бархин, В.Н. Ключева, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков настоятельно рекомендовали работать на лексикой русского языка не только на занятиях по русскому языку. Лексика как раздел науки о языке включалась в проекты школьных программ по русскому языку в 1951, 1965, 1967 гг. Отсутствие раздела «Лексика» в школьной программе объяснялось недооценкой роли лексики для формирования речевых умений и навыков. В 60 - 70-е гг. XX в. М.Т. Барановым, А.В. Рудниковой, Т.И. Чижовой было проведено исследование роли лексики в обучении, содержанию работы, принципов и методов обучения. В 1967 году лексикология и фразеология включены в проект программы, а с 1980 года - включены в программу. В настоящее время методика преподавания лексики и фразеологии приобрела права раздела методики преподавания русского языка в школе. Изучение лексики имеет познавательные цели и предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружает их знаниями о лексике, развивает у учащихся чувство языкового и эстетического идеала. Практические цели изучения лексики и фразеологии - это формирование учебно-языковых, лексикологических и фразеологических умений, что способствует созданию условий для работы с орфографией и грамматикой русского языка, по обогащению словарного запаса учащихся. Лингвистическими основами школьного курса лексики и фразеологии является понимание слова как центральной единицы языка, слова как смыслового единства всех словоформ, как единство лексического и грамматического значений, как элемента лексической системы. В школьном курсе русского языка можно выделить этапы освоения лексики как раздела науки о языке (М.Т. Баранов, А.В. Текучев). 1этап - пропедевтический - начальные классы (подробно см. раздел 2.1). 2 этап - системный - 5-6 классы. 3 этап - знакомство с лексикой в процессе аспектного изучения грамматики - 6-9 классы. 4 этап - функционально-стилистический аспект изучения лексики - 9 класс. В начальной школе учащиеся узнают о близких и противоположных по значению словах, учатся выбирать лучшее слово для выражения мысли. В 5 - 6 классах лексика изучается для создания условий по обогащению словарного запаса учащихся. Подробно изучаются системные отношения в лексике русского языка. На следующем этапе учащимся показываются связи словообразования и морфологии с лексикой. На последующих этапах общение к лексическим понятиям и системным связям в лексике предполагается при рассмотрении языковых особенностей стилей русского языка. При изучении системных отношений в лексике русского языка учитель должен делать опору на следующие принципы (А.В. Текучев, М.М. Разумовская, Л.П. Федоренко):

  1. Экстралингвистический принцип, который основан на соотношении слова и реалии, т.е. показывается связь значения слова с понятием, явлением, фактом действительности.
  2. Лексико-грамматический принцип лежит в основе сопоставления лексического и грамматического значений.
  3. Семантический принцип, диктующий необходимость рассматривать слово с учетом его связи с другими словами.
  4. Диахронический принцип предусматривает анализ слова с точки зрения исторических изменений в языке и обществе.



© 2010-2022