- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по развитию речи 3 класс на тему Алёнушка
Конспект урока по развитию речи 3 класс на тему Алёнушка
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пикалова М.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 50"
города Калуги
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка»
подготовила
Пикалова Маргарита Алексеевна,
учитель начальных классов
2014 г.
Цель: Способствовать формированию умения описывать содержание описывать картины. Задачи: - формирование умения образно воспринимать предметы; - формирование умения создавать собственные высказывания разных типов (описание, повествование); - развитие творческих способностей учащихся; - воспитание любви к чтению, к русском фольклору;
Ход урока I. Вступительная беседа. - На уроках чтения мы с вами закончили тему - «Устное народное творчество». - Сказки, былины, сказания, очень часто воодушевляли к творчеству, фантазии писателей, музыкантов и художников.
- Сегодня мы продолжаем, знакомится с творчеством художника-сказочника В. М. Васнецова, в частности с картиной «Алёнушка».
II. История создания (на фоне музыки).
- Однажды Виктор Михайлович Васнецов шёл на этюды. Навстречу ему по дороге шли нищие на богомолье в монастырь. Среди них он увидел странную девочку. Одиноко брела она и в глазах её была страшная тоска. Глядя на неё, задумал В.М. Васнецов рассказать о судьбе этой девочки в картине «Алёнушка». Нравилось художнику это певучее русское имя, напоминающее сказку двух сирот - сестрицу Алёнушку и братца Иванушку.
III. Самостоятельное рассматривание картины учащимися.
- Кого вы видите в центре картины? - Какой изобразил художник Аленушку? (грустной, печальной, одинокой). - Эту печаль, грусть художник смог выразить в ее позе, в выражении глаз. (На большом сером камне в центре картине неподвижно сидит одинокая девушка-сиротка и смотрит в мрачные воды «Камушком застыла на камушке». Поникла ее усталая головушка. Волосы растрепались (свешиваются спутанные пряди волос). Босые ноги измучены ходьбой. Сарафан изодран. Загрубевшие от работы руки устало, сложены - всё говорит о бедности сиротки, о доле Алёнушки.)
- Зачем и почему она сюда пришла? (Не с кем Алёнушке слово сказать, горе выплакать, не к кому приложить усталую головушку). А разве есть на картине кто-то или что-то, что понимало ее горе, пожалело бы ее? (Природа (пейзаж) сливается с образом Алёнушки воедино, сочувствует ей, тоскует, скорбит вместе с ней. Покинутая всеми сирота притаилась в густой чаще, у лесного озера).
Примерное описание картины.
Вода в озерце черная, тяжелая. Словно не живая та вода, не всплеснет, не шелохнется - тихо, тихо. Вокруг осенняя грусть и тишина. Призадумался лес густой, притих, будто Алёнушку вспугнуть боится. Молодые елочки, тонкие березки и осинки заботливого окружили девушку, укрывают от злых обидчиков. Один голубой омут слышит ее жалобы. Вокруг осенняя грусть, деревья роняют в воду осенние листья, трава блекнет, цветы вянут. Низкое, серое, унылое небо, и ласточки, готовящиеся к отлету. Все сливается в тихую, задумчивую сказку. Сама картина - сказка. Самая добрая и самая грустная сказка В. М. Васнецова. V. Составление плана сочинения. 1. В. М. Васнецов и картина «Алёнушка». 2. Девушка у омута. 3. Природа сочувствует сиротке. 4. Твое отношение к картине.
VI. Устный рассказ по картине. VII. Выбор эпиграфа. Села я на камушек, Подпёрла рукой головушку, Зарыдала сирота. (Н.А. Некрасов)
«Мой век - что день без солнышка, мой век - что ночь без месяца... (Русская народная песня)
«Не все ненастье, проглянет и красно солнышко». (пословица) VIII. Словарная работа. Словарь: сирота, монастырь, поникла, босые, сарафан, сочувствует, неподвижно.
- Написание сочинения на черновике.
- Редактирование текста.
Литература 1. Безденежных Н. В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы. - 4-е издание. - М.: Феникс, 2013. - 288с. 2. Большакова Т. Л. Уроки сочинительства. // Начальная школа. - 2001., №6. - с.47-51. 3. Воробьёва В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картинам в начальных классах. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2008. - 220с. 4. Есенина С. А. Как научить писать сочинения. - М.: Грамотей, 2010. - 49с. 5. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников.// Начальная школа. - 2000., №7 - с. 47-51. 6. Майская А. З. Методические рекомендации к написанию сочинений. // Начальная школа. - 2001., №9. - с.43-54. 7. Микушова Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля.// Начальная школа. - 2006., №7. - с.40-48. 8. Никитина Л. А. Можно и нужно ли учить детей выразительности в раскрытии темы сочинения?// Начальная школа. - 2004, №9. - с.43-52. 9. Овчинникова А. Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. // Начальная школа. - 2006, №7. - с.35-47. 10. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: «Просвещение», 1985. - 237с.