Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный натуралист

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена:

на заседании ШМО

учителей начальных классов

от 27.08.2015г.

Протокол № 1

Принята:

на заседании

педагогического совета

МКОУ Заброденская СОШ

от 27.08 2015 года

Протокол № 1

Утверждена:

приказом директора

МКОУ Заброденская СОШ

от 01.09 2015 года № 126 Директор школы:

_________ /Г. В. Шилова./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный натуралист»

Направление «Научно-познавательное»

на 2015 -2017 г.

68 часов (1 час в неделю)




Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 22 года,

категория: ВКК

Год аттестации: 2011



Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Юрченко О.Г.

«__» __________ 2015 г.



Пояснительная записка


Программа «Юный натуралист» научно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 3 - 4 классов. Количество часов в год: 3 класс - 34 учебных часа, 4 класс - 34 учебных часа. Цели данной программы:

  • формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
  • формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
  • формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы
  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;
  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. В воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный натуралист» основывается на следующих принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.













Учебно-тематический план

3 класс


Содержание курса

Количество часов


Перечень универсальных действий обучающихся

Введение.

1

Личностные:

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- предвосхищать результат;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Растительность Воронежской области

17

Насекомые Воронежской области

8

Рыбы, обитающие в Воронежской области

8

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

Теория

Практика

Всего

Введение.

1


1 1

Воронежская область на карте России

1



Растительность Воронежской области

6

11

17 2

Травы, кустарники, деревья.

1



3

Травы, кустарники, деревья.


1


4

Экскурсия «Где растут деревья».


1


5

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.


1


6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.


1


7

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1



8

Кустарники. Их роль в жизни человека.


1


9

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав.

1



10

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав.


1


11

Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав.


1


12

Растения - сорняки и вредители здоровья человека

1



13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.


1


14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»


1


15

Защита проектов «Редкие растения края»


1


16

Защита проектов «Редкие растения края»


1


17

Заповедники и заказники Воронежской области. Создание экознаков.

1



18

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1



Насекомые нашей области

5

3

8 19

«Мал золотник - да дорог» (О пользе насекомых)

1



20

Насекомые - вредители

1



21

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1



22

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми


1


23

Насекомые Воронежской области.

1



24

Насекомые Воронежской области. Экскурсия в краеведческий музей.


1


25

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1



26

«Кто важнее?» Игра-викторина «Спор насекомых»


1


Рыбы, обитающие в Воронежской области

5

3

8 27

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1



28

Рыбы, обитающие в реках области

1



29

Прудовые хозяйства Воронежской области

1



30

Аквариумные рыбы.

1



31

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1



32

Конкурс-игра «Золотая рыбка»


1


33

Защита проектов


1


34

Защита проектов


1


Итого

17

17

34

















Содержание программы

3 класс (34ч)


Вводное занятие. Воронежская область на карте России Растительный мир Воронежской области. Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Леса. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Воронежской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга области. Насекомые Воронежской области. Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области. Рыбы, обитающие в Воронежской области. Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

Предполагаемая результативность курса


К концу первого года обучения школьники должны знать:

  • растения, насекомых, рыб Воронежской области в природе, на картинках, по описанию;

  • реальные местные экологические условия;
  • способы охраны природы;
  • некоторые охраняемые растения и животные Воронежской области.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:
  • анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить;
  • использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
  • ухаживать за культурными растениями;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

Учебно-тематический план

4 класс


Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Птицы Воронежской области

15

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Коммуникативные УУД:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Животный мир. Звери, обитающие на территории Воронежской области.

19

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

Теория

Практика

Всего

Птицы Воронежской области

12

3

15 1

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1



2

Ворона - «интеллектуальная» птица

1



3

Ворон - красивая и умная птица

1



4

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1



5

«Лесной доктор» - дятел

1



6

Галка - городская птица

1



7

Загадочная птица - кукушка

1



8

«Пернатая кошка» - сова

1



9

Любимая птица - снегирь

1



10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1



11

Наш добрый сосед - скворец

1



12

Изготовление скворечников, кормушек


1


13

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1



14

Защита проектов


1


15

Защита проектов


1


Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

15

4

19 16

Заяц - «Длинное ухо»

1



17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1



18

Серый хищник - волк

1



19

Всеядное животное - кабан

1



20

Любознательный зверёк - белка

1



21

Лесной красавец - лось

1



22

Сердитый недотрога - ёж

1



23

Водное животное - ондатра

1



24

Бобр - строитель

1



25

Запасливые хомяк и сурок-байбак.

1



26

Реликтовое животное - выхухоль

1



27

Лесная куница

1



28

Благородный олень

1



29

Красная книга области. Заповедники и заказники Воронежской области.

1



30

Красная книга области. Заповедники и заказники Воронежской области.


1


31

Экскурсия в краеведческий музей


1


32

Защита проектов


1


33

Защита проектов


1


34

Подведение итогов

1



Итого

27

7

34

























Содержание программы

4класс (34 ч)


Птицы нашей области. Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга области.
Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

Предполагаемая результативность курса
К концу второго года обучения школьники должны знать:

  • животных и птиц Воронежской области в природе, на картинках, по описанию;

  • некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы;
  • нравственные и правовые принципы природопользования.

К концу второго года обучения школьники должны уметь:
  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.


К концу второго года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.


Информационно-методическое обеспечение


  1. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга»

  1. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2011.

  1. Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. - Саратов: Лицей, 2011.

  1. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2010

  1. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012.

  1. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2013.

  1. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2010.

  1. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2012.

Оборудование:

  1. Магнитная доска

  2. Мультимедийный проектор

  3. Ноутбук.

  4. Принтер.

  5. Экспозиционный экран



© 2010-2022