Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




14

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Сладковская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель ШМО

________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от______20_ г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР_______/______________/

ФИО

«__»____________20 ___г.

«Утверждено»

Директор школы

________/_____________

/ ФИО

Приказ № ___ от_______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет изобразительное искусство

Класс 1

Количество часов 33 Уровень Базовый

Учитель Бакланова Галина Леонидовна

Программа разработана на основе

Примерной программы начального образования, авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2011) в соответствии с требованиями ФГОС (Москва, 2009)


Изобразительное искусство

Рабочая программа

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство», планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, JI. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. - М. : Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение (и в рисовании тоже) имеет процесс. Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх... Изображая их на листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю - и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у учащихся интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Занимаясь на уроках изобразительной деятельностью, учащиеся имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Рисование - графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая навыки техники рисования. Лепка - это способ пластического изображения, овладевая которым ученики должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека; применять материал (глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы чтобы добиться желаемой выразительности. Аппликация - декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки. Основной задачей воспитания и обучения первоклассников в процессе изобразительной деятельности на уроках является приобретение ими умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости или, наоборот, огорчения. Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенности композиции, учитель постепенно, от урока к уроку, подводит учащихся к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое. Это выражается прежде всего в предпочтении одного произведения другому. Так расширяется кругозор детей, накапливается опыт, вызывая чувство радости, удовлетворения. Обучение техническим навыкам вплетено в процесс игры: через игровые задания и упражнения акцентируется внимание учащихся на ключевых понятиях, отрабатываются основные технические приемы изобразительной деятельности. Бумага большого формата позволяет ребенку работать с размахом, чувствовать лист, постигать законы композиции. В 7-8 лет у детей наблюдается стремление к детализации в рисунке, а также появляется чувство самокритики. Если не закрепить в их сознании уверенность в том, что они сумеют нарисовать все, что угодно, при этом неважно, что их «герой» совсем не такой, как на картинке или в жизни, то интерес к рисованию может пойти на спад. Этого можно и нужно избежать. Педагоги должны быть очень осторожны и тактичны, оценивая детские работы, чтобы у ученика не возникло никаких опасений, страха перед чистым листом, чтобы исключить воздействие на него нежелательных приобретенных стереотипов. У детей не бывает удач или неудач в рисовании. Они умеют рисовать всегда, сегодня - так, а завтра - не хуже или лучше, а просто иначе. Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному творчеству.

Описание места учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат). С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются: Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. Виды организации учебной деятельности: - экскурсия, путешествие, выставка Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Контроль и оценка планируемых результатов Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения: -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом Описание ценностных ориентиров Цели и задачи курса Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Цели курса:
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Результаты изучения учебного материала На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных результатов: Личностными результатами обучающихся являются:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
  • познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).


Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:
  • значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-при- кладное искусство) произведений изобразительного искусства;
  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);
  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
  • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учетом замысла;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
  • различать теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
  • проявления положительного отношения к процессу и результатам труда своего и







Содержание курса

Название раздела

Характеристика деятельности

ВИДЫ художественной деятельности

Восприятие

произведений

искусства.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок.

Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: ведущая и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами ри-. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты

Живопись.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор "в художественной выразительности для создания живого образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи

Скульптура

Материалы скульптуры и их роль в создании отельного образа. Элементарные приёмы работы с пластичными скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объем, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.

Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно

прикладное

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украше-

искусство.

ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека и традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА ( ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ)

КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция.

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет

. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния

Линия.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного

Форма.

Разнообразие форм предметного мира и передача на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм, простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление :го характере. Силуэт.

Объём.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, покойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунка Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.


ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля - наш общий дом.

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время , суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных

материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, г, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. неприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами , представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия), природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя - Россия.

Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и

человеческие

взаимоотношения.

/

Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных пародов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,

художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Распределение часов по темам.

Тема

Кол-во часов

1.

Восхитись красотой нарядной осени

2.

Любуйся узорами красавицы зимы

6 ч.

3.

Радуйся многоцветью весны и лета

18ч

ИТОГО

33 часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

Количество

часов

8

8

9

8

33

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Коли

чест

во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание

план

факт

1.

Восхитись красотой нарядной осени (9 ч)

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи





1


Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, рассматривать пейзажи, слушать стихи об осени, создавать рисунок

2.

Твой осенний букет. Декоративная композиция


1

Создавать композицию, рисовать кистью

3.

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

1

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, выполнять практическую работу: рисование кистью композиции. Рассматривать красоту рябиновых веток в природе.

4.

В сентябре у рябина именины. Декоративная композиция

1

Урок-

экскурсия

5.

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

1

Читать стихи, рисовать по памяти, осваивать новые приёмы (точка, пятно).

6.

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России.

1

Рассматривать рисунки, составлять устный рассказ, рисовать декоративный орнамент кистью.

7.

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы

1

Рассматривать

произведения

мастеров,

участвовать в беседе, рисовать кистью.

8.

Элементы узоров хохломской росписи.

1

9.

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

1

Рассматривать таблицу, рисовать «усики», «завитки», «ягодки».

10.

Любуйся узорами красавицы зимы (6 ч.)

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

1

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, рисовать узор.

11.

Зимнее дерево. Живая природа в графике.

1

Рассматривать зимнее дерево в

Урок-

экскурсия

природе, создавать рисунок.

12.

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.

1

Участвовать в беседе, рисовать дом Деда Мороза с использованием графических материалов.

13.

Белоснежные узоры. Вологодские кружева

1

Знакомиться с элементами кружевного узора, участвовать в беседе, создавать свой узор.

14.

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

1

Участвовать в беседе,

рассматривать картины, создавать композицию.

15.

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

1

Участвовать в беседе, создавать композицию.

16.

Радуйся многоцветью весны и лета( 16ч)

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

1

Читать текст учебника,

участвовать в беседе,

создавать

композицию.

17.

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

1

18.

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

1

Слушать и обсуждать

симфонию

«Богатырскую» А.П

Бородина,

знакомиться с

воинским

снаряжением.

19.

Богатыри земли русской

1

Обсуждать образ богатыря в живописи и графике, рисовать портрет русского богатыря.

Участвовать в беседе, знакомиться с дымковской игрушкой, создавать узор гуашью.

20.

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.

1

21.

Дымковская глиняная игрушка.

1

22.

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

1

Участвовать в беседе при ознакомлении с ансамблем русского народного костюма, рисовать украшение наряда красавицы

23.

Основы башкирского орнамента

1



акварелью.

24.

Птицы - вестники весны. Декоративная композиция.

1

Читать текст учебника,

участвовать в беседе,

создавать

композицию.

25.

«У Лукоморья дуб зеленый ...», Дерево - жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

1

Участвовать в беседе, создавать рисунок.

Урок-

экскурсия

26.

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

1

Участвовать в беседе, создавать рисунок сказочного героя по представлению.

27.

Герои русских народных сказок.

1

28.

В царстве радуги- дуги. Основные цвета.

1

Участвовать в

беседе, знакомиться с

произведениями

художников-

пейзажистов,

рисовать по

представлению.

29.

Составные цвета в живописи.

1

Участвовать в беседе по наблюдениям в природе, знакомиться с тёплыми и холодными цветами в живописи, рисовать акварелью.

30.

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

1

Участвовать в беседе,

экспериментировать с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия.

31.

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

1

Рисовать природу по

представлению,

знакомиться с

произведениями

художников-

пейзажистов.

32.

Мои любимые уголки в родном краю. Сюжетная композиция

1

33.

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

1

Участвовать в беседе, создавать рисунок.

Описание материально-технического обеспечения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Дополнительная литература.

Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2011.

Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О, М. Туберовская. - : Детская литература, 1973.

Ходушина, Н П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина //

Здравствуй, музей!, 1995.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

2.Интернет-ресурсы.

  • Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki

  • Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: 4stupeni.ru

  • Педагогическое сообщество. - Режим доступа : pedsovet.su

  • Всероссийский Интернет-педсовет. - Режим доступа : pedsovet.org

  • Педсовет. - Режим доступа : pedsovet.org

  • Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: festival.lseptember.ru

3.Информационно-коммуникативные средства.

  1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

  2. Большая электронная энциклопедия (CD).

  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

  4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4.Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства:

С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухое. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; JI. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река ТараВ. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Куинджи. Березовая роща; И- Айвазовский. Лунная ночь;

Произведения народного декоративно-прикладного искусства:

Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулое- ва. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, 3. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова. Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.

5.Технические средства обучения.

1 .DVD-плеер (видеомагнитофон).

  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.

6.Учебно-практическое оборудование.

  1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью

  2. Шкаф для хранения картин.

7.Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.






© 2010-2022