- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка внеклассного занятия по экологии для 2-4 классов Земля - наш общий дом
Разработка внеклассного занятия по экологии для 2-4 классов Земля - наш общий дом
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мозгунова С.А. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- Расширить представление учащихся об экологии.
- Воспитывать чувство осознания единства с природой, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
- Формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды
- Создать на занятии атмосферу сотворчества, взаимодействия, дискуссии. Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.
- Развивать речь, целостное мышление, самостоятельность, творческую активность.
Оборудование: презентация, видео, листы для рисования, фломастеры, карточки с заданиями для работы в группах.
Сценарий занятия.
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1. Создание атмосферы психологического комфорта.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце -
Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
- А вам, ребята, я предлагаю соединить ладошки и подарить друг другу то, что поможет вам в работе. Это нужно передать мысленно.
- Что подарили вы своему соседу?
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Дети соединяют ладошки друг с другом.
Частичку добра, теплоты, улыбку, солнце, хорошее настроение, заботу и т.д.
Познавательным, добрым, интересным, весёлым, загадочным, увлекательным…
Слайд 1
2. Ввод в тему.
Сопровождение фильма №1:
Беседа после восприятия. (Приятные эмоции, воспоминания)
Сопровождение фильма №2:
Беседа после восприятия
3. Определение проблемы и темы занятия.
Работа в группах
- Примите позу внимательного слушателя и попробуйте представить всё то, о чём пойдёт речь. Мы переносимся с вами в обсерваторию огромного научного института.
- Какой вопрос вы мне хотите задать?
-Как мы можем получить ответ?
-А ещё прочитайте на слайде, какой же прибор в обсерватории самый главный? И для чего он предназначен?
Попробуем взглянуть на мир через эту необычную трубу. Вы берёте её в руки и видите….чудо!
Она посылает вам свою любовь и вы принимаете её. Вы приближаетесь к ней, рассматриваете её. Голубой сверкающий шар ослепительно переливается. Земля показывает вам свои цветущие луга, пустыни, чистые родники и звенящие водопады, ледяные пространства, таежные леса, глубокие озера и бескрайние просторы, снежные горные вершины, моря, океаны. Вы понимаете, что жизнь на просторах нашей земли хороша, богата и прекрасна. Очень важно, чтобы эта жизнь продолжалась вечно!
- Понравилось ли вам наше наблюдение?
- Какое чувство возникало у вас?
- Как выглядела Земля?
- Что же подразумевается под словом «жизнь»?
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Как другими словами называется всё то, что вы назвали?
-Как называется единство живой и окружающей среды?
- Что необходимо для устойчивой жизни экосистемы?
- Связь между живыми существами и окружающей средой изучается очень давно. Это стало целой наукой.
- Как называется эта наука?
А человек, который предложил этот термин, был Эрнст Геккель, немецкий биолог.
- Как человек связан с природой?
-К сожалению, окружающая среда не всегда соответствует тому образу, который возник у нас. Очень часто она находится в опасности.
«Подзорная труба имеет один секрет. Если посмотреть в неё с противоположной стороны, то картина будет другой».
- Что это?
- Вы видите, как заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные газы и дым, от которых задыхаются деревья, травы и цветы. Свалки видны практически в каждом городе и селе. В чистые реки, моря и озера сливаются грязные воды от чего гибнут рыбы и морские животные. Засеянные поля опрыскиваются ядохимикатами, леса завалены пластиковыми бутылками, оставшимися после пикников. Земля стонет, плачет и не понимает, почему люди, живущие на ней, доставляют ей столько страданий?
- Во что превратился тот голубой, сверкающий, чистый шар - наша Земля?
- Какими словами вы бы озвучили этот сюжет
- Кто-нибудь догадался, какой важной теме мы посвятим наше занятие?
-Как между собой эти понятия могут быть связаны?
- Что такое обсерватория?
- В библиотеке, спросить у учителя, родителей, одноклассника, в википедии интернета, в толковом словаре.
Читают статью из словаря выведенную на слайде.
- Обсервато́рия - специализированное научное сооружение или учреждение, используемое для наблюдения земных или астрономических явлений.
- Самый главный прибор в обсерватории это - телескоп, прибор, предназначенный для наблюдения.
Просмотр видеосюжета «Необыкновенно красивая планета»
Отвечают на вопросы учителя.
-Жизнь животных, растений, человека.
-Без солнца, воды, воздуха, почвы
-Окружающая среда.
-Экосистема.
-Устойчивость круговорота веществ.
- Экология.
- Человек тесно связан с природой. Люди оказывают влияние на природу, а природа влияет на нас.
Просмотр видеосюжета «Природа в опасности»
Он превратился в грязный, тусклый, опасный, безжизненный шар.
«Опасность! Помогите!»
-Человек и природа.
Работа в группах
Моделируют отношения ПРИРОДА -ЧЕЛОВЕК с помощью предложенных карточек: П П П Ч Ч Ч
Ч П
П Ч
Ч П
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
4. Физминутка с Леной и Мишей.
-Я предлагаю сделать небольшую паузу.
Выполняют пантомимические упражнения под музыку «В мире животных»
Слайд 8
5.Исследование.
А) Нерациональное использование природных ресурсов.
Работа в группах:
-Ну, а теперь понаблюдаем над этими отношения. Используя информацию текста составить ментальную карту
«Как человек использует природу».
(см. в приложении к занятию)
-К какому выводу вы, ребята пришли?
Работают в группах: распределяют функции, знакомятся с текстом, выделяют ключевые фразы, переносят их на карту, готовят защиту.
- Человек использует природные ресурсы везде, но не задумывается о своём будущем.
Сценка.
Лена: Миша, почему же люди не сохраняют природу? Ведь ясно, что без неё человек не может жить.
Миша: Всё не так просто. Никто не хочет разрушать природу. Но каждый человек хочет хорошо питаться, приобретать новые вещи.
Сценка.
Учитель: Какой вывод ты сделал, Миша?
Миша: Природе трудно справиться с запросами людей.
Лена: Ну, я лично о природе забочусь. В лесу за собой мусор убираю, всегда закрываю кран в ванной, да и свет стараюсь выключать выходя из комнаты.
Миша: Ты, конечно, молодец. Только этого мало для сохранения природы. Ты вот всё время хочешь то новое платье, то куклу, хотя платьев и кукол у тебя и так уже достаточно. А ведь для каждой новой вещи мы снова и снова берём у природы сырьё, а отдаём ей мусор.
Слайды 9-11
Б) Загрязнение окружающей среды.
-Догадались ли вы, ребята, что угрожает природе Земли?
- Кто в природе выполняет роль уборщиков?
- Почему накапливается мусор?
- Почему?
- К какому выводу мы пришли?
-Загрязнение.
-Мусорщики или разрушители.
-Мусорщики не справляются со своей ролью.
- Многий мусор сделан из лёгкого, прочного упаковочного материала неорганического происхождения, позволяющего сохранить продукты свежими и чистыми. Только природа не умеет его перерабатывать.
-Судьба природы зависит от человека.
Слайд 12
В) Цепочка загрязнения.
- Скажите, а не страдает ли сам человек от своих действий? Откуда поступают загрязнённые вещества в организм человека? Ответьте на этот вопрос, используя плакат.
- А если человек вынужден дышать грязным воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания с загрязняющими веществами, может ли он оставаться здоровым?
Вывод?
- Существует несколько путей поступления загрязняющих веществ в организм человека: через воду, воздух, продукты питания. Все идёт по кругу и напоминает цепочку.
-Конечно, нет!
Человек - источник бед и опасностей, но он сам должен обезопасить себя от вредных воздействий окружающей среды.
Слайд13
Слайд14
Г) Охрана окружающей среды - забота о своём здоровье.
Работа в группах.
-Какова же наша задача?
- Сейчас я предлагаю поработать экспертами по этому вопросу и попытаться выработать рекомендации с помощью которых возможно улучшить экологическое состояние своего двора, улицы, города.
- Что ещё можно сделать?
- Бережно использовать природные запасы ценных для жизнедеятельности веществ. Уметь защищаться от загрязнённой окружающей среды. Заботиться о чистоте окружающей среды. А этого можно добиться лишь с помощью особых природоохранных мероприятий.
Обсуждают рекомендаций.
Просмотр слайда.
Слайд 15
6.Подведение итогов.
7.Рефллексия.
«Плюс-минус интересно».
-А теперь послушайте обращение природы к вам:
- Какой вывод можно сделать после такого обращения Природы?
- Я предлагаю вам самим сформулировать правила бережного отношения к природе, верно соединив начало и конец фраз, которые вы сейчас получите.
- Вы были исследователями, анализировали, решали актуальные проблемы. Какие выводы вы можете сделать?
Рефлексия проводится в устной форме.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Вручение природоохранных грамот:
«Природа, как израненная птица, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить после нас и как выжить нам самим. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы, и мы, люди, всегда помнили - живи в согласии с Природой, и будет мир в твоей душе!
« Я - Природа. Я - великий мастер. Вечный мастер жизни.
Я могу, человек, тебя за соучастье наградить -
В моей всё это власти!
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката, иву над рекой.
Только ты мой дар, моё ученье не прими за дань!
Я - не раба!
Не забудь - ты сам - моё творенье!
И у нас с тобой - одна судьба!!!»
-Надо жить в согласии с природой и бережно к ней относиться!
(Ребята получают разрезанные карточки и составляют правильные высказывания)
Охраняя растения -
узнаёшь, как её беречь!
Изучая природу -
бережёшь воду!
Починив подтекающий кран -
сохраняешь леса!
Посадив дерево -
улучшаешь воздух Земли!
- Человек неразрывно связан с окружающей средой. Он несёт ответственность за её состояние. Земля - наш дом. Беречь дом - значит, беречь здоровье.
размышляют, анализируют
Выполняется коллективное фото с природоохранными грамотами.
Слайд 16
Слайд17.
Проверка полученных результатов работы:
Охраняя растения - сохраняешь леса!
Изучая природу - узнаёшь, как её беречь!
Починив подтекающий кран - бережёшь воду!
Посадив дерево - улучшаешь воздух Земли!
Приложение.
1 лист.
Нефть.
Начнём с самого главного полезного ископаемого, на котором держится экономика многих стран - нефти. Процесс её образования начался примерно 600 миллионов лет назад, когда большая часть поверхности нашей планеты находилась под водой. Люди нашли применение нефти и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности. Самые распространенные продукты из нефти относятся к видам топлива. Это дизельное топливо, мазут, авиакеросин и, конечно, самый популярный в народе нефтепродукт - бензин. Из нефти получают пластмассы. Массовый выпуск мелочей из пластмассы - гребней, коробок, пуговиц, игрушек - начался уже в конце XIX века. Сейчас каждый год в мире производят около 180 млн т пластмассы. Оставшийся после перегонки нефти концентрат называют гудроном и используют при изготовлении дорожных и строительных покрытий. Она дает сырье, из которого получают синтетические каучуки и резины, , полиэтилен, моющие средства, растворители, краски и лаки, красители, удобрения, ядохимикаты, воск и многое другое. Синтетические ткани так же получают из нефти. Среди самых известных синтетических тканей - прочный, не рвущийся нейлон (полиамид); мягкий, похожий на шерсть акрил; лайкра, которую добавляют и в натуральные, и в синтетические ткани для придания им эластичности; прочный, не мнущийся, но и не пропускающий воздух полиэстер. Нефть применяют и в производстве пищи. Издревле люди приписывали нефти чудодейственные лечебные свойства. Керосин применяют внутрь, натирают им больные места и делают различные настойки, компрессы, мази. Он используется при лечении некоторых видов раковых заболеваний. Самое известное лекарство из нефти - это аспирин. Различные производные нефти используются в препаратах, помогающих людям избавиться от аллергии, головной боли, нервного стресса или инфекционных заболеваний. Эфиры и спирты часто применяются для производства антибиотиков. В настоящее время ведутся испытания пластмассового протеза легких. При нынешних темпах нефтедобычи этих запасов хватит на 60 лет.
2 лист.
Уголь.
Уголь - это остатки древних деревьев и расте¬ний, которые росли в заболоченных джунглях, в теплом, влажном климате сотни миллионов лет назад. Эти деревья и растения со временем попа¬ли в болотную воду. В процессе разложения дре¬весины бактериями получались газы, которые улетучились, и образовалась черная смесь, которая со временем затвердевает, пре¬вращаясь в уголь. Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад. Каменный уголь был первым ископаемым материалом, который люди стали использовать как топливо. В процессе переработки каменного угля нагреванием до 950-1050°С без доступа кислорода получают кокс. Он используется в металлургической промышленности для выплавки чугуна, а также как топливо. В результате коксования угля выделяются каменноугольная смола и надсмольная вода. Из смолы получают нафталин. Из надсмольной воды выделяют аммиак. Они используются для производства лаков, красок, линолеума и в резиновой промышленности. Из каменного угля получают искусственный графит. Из каменного угля при переработке в промышленных масштабах извлекают такие редкие металлы, как ванадий, германий, галлий, молибден, цинк, свинец, а также серу. Зола от сжигания углей, отходы добычи и переработки используются в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозема. При нынешних темпах добычи угля этих запасов хватит на 300 лет.
3 лист.
Металл.
Что касается месторождений металлов, к их происхождению причастна магма, внедряющаяся из мантии Земли в земную кору. Всем известно, что черные и цветные металлы широко используются в машиностроении, авиастроении, строительстве, цветные металлы жизненно необходимы для существования паутины электросетей, редкие драгоценные металлы используются для изготовления украшений. Им отведена своя роль в современном искусстве - скульптуре, архитектуре. Драгоценные металлы широко используются в медицине: золото, палладий, платина используются в стоматологии, из иридия делают гиподермические иглы, сплав с платиной прекрасно показал себя в изготовлении хирургического инструментария, а изотопы иридия используют в лучевой терапии. Запасов железной руды хватит лишь на 70 лет. Мировые земные запасы цветных основных шести металлов: алюминия, меди, свинца, никеля, олова и цинка, по данным экспертов хватит на 60 лет. Основные благородные металлы - золото, серебро, а также платина закончатся на Земле через 50 лет.
4 лист.
Вода.
Вода - жидкий минерал. Ученые считают, что нашей воде 3-4 млрд лет. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело с водой. Вода используется в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве. Она используется в земледелии, питья и приготовления пищи, как растворитель, теплоноситель, замедлитель, при пожаротушении, в спорте, как инструмент (достаточно распространены установки по резке водой различных материалов: от резины до стали. Вода, выходящая под давлением несколько тысяч атмосфер способна разрезать стальную пластину толщиной в несколько миллиметров), смазка (для смазки подшипников из древесины, пластиков, текстолита, подшипников с резиновыми обкладками и др. Воду также используют в эмульсионных смазках. Для человека вода является более ценным природным богатством, чем уголь, нефть, газ, железо, потому что она незаменима. Земля столкнется с проблемой нехватки питьевой воды уже через 25 лет.
5 лист.
Растения.
Для полноценной жизни человека используются растения и животные.
Первые растения появились на Земле около 2 миллиардов лет назад. Роль растений в природе прежде всего заключается в том, что в процессе жизнедеятельности они накапливают громадные запасы ценного органического вещества, очищают воздух от углекислого газа и обогащают его кислородом. Человек добывает из растений ценные органические вещества: белки, углеводы, жиры, витамины и др. Названные растительные вещества при посредстве животных перерабатываются в еще более ценные продукты: мясо, сало, масло, молоко, яйца, шерсть, ножу, то есть во все то, что необходимо для жизни человека. Растения дают человеку пищу, а также строительный материал, сырье для промышленности (смолу, масло, каучук, гуттаперчу, дубильные вещества, спирт и др.). Кроме того, из растений добывают разнообразные лекарства. Отсюда понятно, почему человек еще с древних времен интересовался растениями, собирал их, изучал и возделывал.
Необходимо подчеркнуть, что даже такие вещества, как каменный уголь и нефть, произошли из растений, населявших землю в древние времена.
6 лист.
Животные.
Первые животные появились около 2 миллиардов лет назад. Человек использует животных в основном для хозяйства. Животные являются источником пищи человека, сырья, медикаментов. Используются как биологические враги уничтожающие вредителей полей. Имеют научное значение как объекты исследований. Используются для перевозки, охраны, спортивно-оздоровительных мероприятий и многих других целей. Имеют эстетическое и эмоциональное значение (Для души. Есть священные животные - объект поклонения.) Кроме этого животные участвуют в почвообразовании. Используются ископаемые животные для определения возраста слоев горных пород. Они участвуют в опылении растений. Участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов.