Открытый урок литературного чтения: «Мальчик – Звезда»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Средняя общеобразовательная школа №18












Открытый урок

литературного чтения:

«Мальчик - Звезда»















Подготовила и провела учитель 3 «В» класса

Калиева А.Е.




2014-2015 учебный год







ОСКАР УАЙЛЬД «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира;

Задачи:

Образовательные:

содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;

создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.

Развивающие:

содействовать развитию речевой деятельности ;

содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;

содействовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные:

содействовать воспитанию культуры речи;

содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;

создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

ХОД УРОКА:

  1. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:

-Мы каждый день смотрим в зеркало. Что мы видим? (внешний облик)

-А можем ли мы увидеть наш внутренний мир? (нет) Почему? (ответы учащихся) Всегда ли внешний облик человека соответствует его внутреннему миру?(нет) Почему? ( не важно какой человек по внешности ,главное - это его душа, его внутренние качества).

-Ребята, а часто ли мы задаем себе вопросы: «Что я сделал сегодня хорошего?», «Не обидел ли кого - нибудь?», «А правильно ли я живу?». (ответы учащихся)

-Эти вопросы всегда волновали и будут волновать людей, потому что они помогают нам жить, помогают нам воспитывать себя.

- Мы с вами на прошлом уроке познакомились со сказкой английского писателя О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:

Что такое истинная красота человека?

Что эта красота несёт миру?

Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?

  • Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:

1.Что может нести красота людям?(Слайд1)

2.Что делает людей некрасивыми?

3.Какая красота может изменить мир к лучшему?

На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.

  1. БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.

Каждое произведение литературы - всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочитанном.

Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку

ВОПРОС:

- Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)

-Давайте посмотрим на ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.

ВОПРОС:

  • Какие чувства возникают у вас с появлением звезд?

  • А тем временем к нам на урок спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.

ВОПРОС:

  • А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая». Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой - «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)

ВОПРОС:

  • А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали

увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).

УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

ВОПРОС:

- Давайте вспомним, как начинается сказка?

ВОПРОС:

  • Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 61-62 от слов «И один Лесоруб…, но второй Лесоруб…).

ВОПРОС:

  • Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?

ВОПРОС:

- А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа?

( «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа».) ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)

  • Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.

ВОПРОС:

  • И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 63). После этого вопроса АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.

ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.

ВОПРОС:

  • Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

ВОПРОС:

  • А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).

ВОПРОС:

  • Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?

  • Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?

(Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.

ВОПРОС:

  • Так что же может нести красота людям?

( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).

ВОПРОСЫ:

- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?

( Встреча с нищенкой).

  • Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?

  • Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека - МАТЬ).

  • Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?

( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).

ВОПРОС:

  • Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?

  • Было ли это наказание страшным для него?

  • Какие чувства испытываете вы в этот момент?

( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него - есть самое страшное, т. к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПОТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот момент).

ВОПРОС:

  • Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 68)

( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).

  1. РАБОТА СО СХЕМОЙ.

Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?

( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)

  1. ая ступень - ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.

ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?

Поднимемся выше: 2- ая ступень - СТРАДАНИЕ.

ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?

( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-

ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».

3 ступень - ТЕРПЕНИЕ.

ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?

4- ая ступень - МИЛОСЕРДИЕ.

5- ая ступень - ДОБРО.

ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-

ет теперь?

( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИННОЙ КРАСОТЫ).

5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки? ( К нему возвращается красота внешняя).

  • Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим хрестоматию стр. 56. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.

  • НО как прежде ли?

( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).

ВОПРОС:

- Когда же он стал по- настоящему красив? ( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).

Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.

ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?

ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?

( Он стал властелином города. См. стр. 58 хрест).

Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?

( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).

И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.

ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?

( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).

6.ВЫВОДЫ:

Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внутренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).

-Чему учит сказка О.Уайльда? (Учит жить по совести, быть милосердным, добрым, отзывчивым. Уважительно относиться к матери и окружающим людям.)

А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?

ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:

Самолюб никому не люб.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?

Д/З: написать сочинение-рассуждение на тему: «О чём заставила меня задуматься сказка»

© 2010-2022