- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок литературного чтения: «Мальчик – Звезда»
Открытый урок литературного чтения: «Мальчик – Звезда»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калиева А.Е. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Средняя общеобразовательная школа №18
Открытый урок
литературного чтения:
«Мальчик - Звезда»
Подготовила и провела учитель 3 «В» класса
Калиева А.Е.
2014-2015 учебный год
ОСКАР УАЙЛЬД «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».
Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира;
Задачи:
Образовательные:
содействовать развитию умения анализировать художественное произведение;
создать условия для осознания и осмысления идейного содержания сказки.
Развивающие:
содействовать развитию речевой деятельности ;
содействовать развитию эмоционально-образного и аналитического мышления;
содействовать обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
содействовать воспитанию культуры речи;
содействовать воспитанию доброты, внимательного отношения к людям;
создать условия для понимания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.
ХОД УРОКА:
-
СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА:
-Мы каждый день смотрим в зеркало. Что мы видим? (внешний облик)
-А можем ли мы увидеть наш внутренний мир? (нет) Почему? (ответы учащихся) Всегда ли внешний облик человека соответствует его внутреннему миру?(нет) Почему? ( не важно какой человек по внешности ,главное - это его душа, его внутренние качества).
-Ребята, а часто ли мы задаем себе вопросы: «Что я сделал сегодня хорошего?», «Не обидел ли кого - нибудь?», «А правильно ли я живу?». (ответы учащихся)
-Эти вопросы всегда волновали и будут волновать людей, потому что они помогают нам жить, помогают нам воспитывать себя.
- Мы с вами на прошлом уроке познакомились со сказкой английского писателя О. Уайльда «Мальчик- звезда» и сегодня на уроке попробуем вместе разобраться в прочитанном, а именно:
Что такое истинная красота человека?
Что эта красота несёт миру?
Почему люди должны отвечать за свои слова и поступки?
-
Посмотрите внимательно на доску. Вы видите вопросы:
1.Что может нести красота людям?(Слайд1)
2.Что делает людей некрасивыми?
3.Какая красота может изменить мир к лучшему?
На эти три вопроса мы попытаемся ответить, опираясь на произведение О. Уайльда.
-
БЕСЕДА УСТАНОВОЧНОГО ХАРАКТЕРА.
Каждое произведение литературы - всегда «ЗАГАДКА». И отгадывать эти «ЗАГАДКИ» порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов. Чтобы «отгадать» произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, для этого нужно очень внимательно следить за «подсказками» автора, которые помогут разобраться в прочитанном.
Сказка О. Уайльда тоже своего рода «ЗАГАДКА», она и озаглавлена необычно «Мальчик- звезда». Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку
ВОПРОС:
- Ребята, как вы думаете, какое слово в названии сказки самое загадочное? ( Звезда)
-Давайте посмотрим на ночное небо. Оно чистое, тёмное. И вдруг зажглась одна звёздочка, потом другая, третья. И вот на небе много-много звезд.
ВОПРОС:
-
Какие чувства возникают у вас с появлением звезд?
-
А тем временем к нам на урок спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее.
ВОПРОС:
-
А что такое для вас «ЗВЕЗДА»? Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом ЗВЕЗДА»? (Для меня это слово связано со словами «красота необыкновенная, далекая». Слово «ЗВЕЗДА» напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой - «путеводная звезда», - может быть образцом красоты.)
ВОПРОС:
-
А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»? Каким мы ожидали
увидеть Мальчика- звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное).
УЧИТЕЛЬ: Да, именно! Но что же мы увидели на самом деле?
-
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС:
- Давайте вспомним, как начинается сказка?
ВОПРОС:
-
Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Найдём это в тексте (см. стр. 61-62 от слов «И один Лесоруб…, но второй Лесоруб…).
ВОПРОС:
-
Как же отнеслись Лесорубы к своей находке? Что вы можете сказать о каждом Лесорубе в этом эпизоде?
ВОПРОС:
- А как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа?
( «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа».) ВОПРОС: Как вы понимаете эти слова?)
-
Итак, Дитя- звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.
ВОПРОС:
-
И каким же вырос Дитя-звезда? (описание внешности в тексте стр. 63). После этого вопроса АНАЛИЗ РИСУНКОВ, в которых дети отразили красоту Мальчика- звезды.
ВЫВОД: Мальчик-звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки.
ВОПРОС:
-
Но что принесла красота Мальчику- звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).
ВОПРОС:
-
А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом).
ВОПРОС:
-
Что принесла красота Мальчика- звезды другим людям?
-
Внешне он красив, а его поступки? Какие поступки он совершает?
(Другим людям красота Мальчика- звезды тоже принесла зло, потому что у него холодная, бездушная, бессердечная красота. Такая красота притягивает, но не радует. Поступки: швыряет камнями в бедняков и слепых, помыкает детьми и называет их своими слугами, протыкает тростинкой глаза кроту, подрезает крылья коноплянке, убивает мать белочки). А ЧТО ЖЕ ДЕТИ? ДЕТИ СМЕЯЛИСЬ. ОНИ СЛУШАЛИСЬ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДУ, ТАК КАК ОН БЫЛ КРАСИВ.
ВОПРОС:
-
Так что же может нести красота людям?
( Красота Мальчика- звезды разрушила себя. Он красив внешне, а поступки исказили его красивые черты лица. Важно, чтобы красота несла миру и людям свет и тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Жестокая красота перестает восприниматься как истинная красота. И мы ясно видим, что внешность и поступки Мальчика- звезды в сказке почти все время не соответствуют друг другу).
ВОПРОСЫ:
- Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика- звезды?
( Встреча с нищенкой).
-
Как Мальчик- звезда отнесся к своей матери?
-
Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?
( Некрасивы чувства Мальчика- звезды. У него «холодное» сердце, т. к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека - МАТЬ).
-
Как вы считаете, так что же ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ НЕКРАСИВЫМИ?
( Некрасивыми могут быть не только внешность, но и ЧУВСТВА, и ПОСТУПКИ людей. Если у человека «холодное» сердце, то он теряет свою красоту).
ВОПРОС:
-
Получил ли Мальчик- звезда наказание за свои поступки?
-
Было ли это наказание страшным для него?
-
Какие чувства испытываете вы в этот момент?
( Да, Мальчик- звезда наказан. И это наказание для него - есть самое страшное, т. к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, ЗНАЧИТ, ОН ПОТЕРЯЛ ВСЕ). ( Учитель обращает внимание на рисунки, в которых отразился этот момент).
ВОПРОС:
-
Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (сцена у водоема стр. 68)
( Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его «холодное» сердце).
-
РАБОТА СО СХЕМОЙ.
Обратите внимание на схему. Рассмотрите ее и скажите, СРАЗУ ЛИ ИЗМЕНИЛАСЬ ДУША МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ?
( Нет, не сразу. Проходит долгий путь духовного очищения.)
-
ая ступень - ЭГОИЗМ, СЕБЯЛЮБИЕ.
ВОПРОС: - Когда он проявил эти качества?
Поднимемся выше: 2- ая ступень - СТРАДАНИЕ.
ВОПРОС: - Когда он страдает? Как?
( Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни страда-
ния. Теперь он страдает сам, и «весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: «Как поступишь с другими, так поступят и с тобой».
3 ступень - ТЕРПЕНИЕ.
ВОПРОС: - Где он проявляет терпение?
4- ая ступень - МИЛОСЕРДИЕ.
5- ая ступень - ДОБРО.
ВОПРОС: - В каких эпизодах проявляется МИЛОСЕРДИЕ? Какие поступки он соверша-
ет теперь?
( Зайчонка из капкана, прокаженный, которому он отдает монеты, предназначенные для злого Волшебника. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. СЕРДЦЕ МАЛЬЧИКА- ЗВЕЗДЫ СТАЛО ДОБРЫМ. МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА ДОСТИГАЕТ ИСТИННОЙ КРАСОТЫ).
5.ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.
ВОПРОС: - Какое вознаграждение получает Мальчик- звезда за свою доброту, милосердие, терпение, страдание в конце сказки? ( К нему возвращается красота внешняя).
-
Найдем в тексте этот эпизод. Смотрим хрестоматию стр. 56. ВЫВОД: ОН СТАНОВИТСЯ КРАСИВ КАК ПРЕЖДЕ.
-
НО как прежде ли?
( В глазах появилось ЧТО-ТО НОВОЕ. Мальчик- звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне, и это сразу проявилось в выражении его глаз).
ВОПРОС:
- Когда же он стал по- настоящему красив? ( Когда стал совершать БЕСКОРЫСТНО прекрасные поступки).
Вернемся к «ЗАГАДКЕ» названия сказки.
ВОПРОС: - Как вы думаете, почему Уайльд назвал свою сказку «МАЛЬЧИК- ЗВЕЗДА»?
ИМЕННО «ЗВЕЗДА»? Кем стал Мальчик в конце сказки?
( Он стал властелином города. См. стр. 58 хрест).
Мальчик- звезда правил недолго. Но ВОПРОС: - За что же помнят его люди?
( Не за его красоту, а за его ДОБРОЕ СЕРДЦЕ).
И образ Мальчика- звезды как прекрасная далекая звезда, которая согревает сердца людей.
ВОПРОС: - Так что же такое ИСТИННАЯ КРАСОТА?
( Это сочетание ВНЕШНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА).
6.ВЫВОДЫ:
Закончилась сказка. Как и во всякой другой сказке здесь счастливый конец: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО. Но в жизни далеко не так. Мы встречаем иногда людей внешне некрасивых. Как вы думаете, но это ли ГЛАВНОЕ? Главное то, чтобы человек был внутренне красив. Не важно, что у тебя здесь (показать на лицо), а важно, что здесь (в душе).
-Чему учит сказка О.Уайльда? (Учит жить по совести, быть милосердным, добрым, отзывчивым. Уважительно относиться к матери и окружающим людям.)
А какие пословицы вы нашли, которые отражают тему урока?
ПРИМЕРЫ ПОСЛОВИЦ:
Самолюб никому не люб.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
У вас на столах лежат звезды. Представьте, что это частичка вашего сердца. Возьмите в руки свои звездочки и подумайте, кому бы вы ее подарили? И за что?
Д/З: написать сочинение-рассуждение на тему: «О чём заставила меня задуматься сказка»