Родительское собрание - явление современное

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Родительское собрание
как одна из эффективных форм
взаимодействия с родителями».

Слово- ДЕЛО ВЕЛИКОЕ.
Великое потому, что словом
можно соединить людей, словом
можно и разъединить их, словом
служить любви, словом же
можно служить вражде и
ненависти. Берегись от такого
слова, которое разъединяет
людей.
Л. Н. Толстой.

В последнее время в условиях развития демократии в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником и его семьей. Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы.
Существуют такие формы взаимодействия учителя с родителями:
- родительские собрания
- индивидуальные беседы в школе
- посещения на дому
- совместная деятельность
Наиболее важной формой является - родительские собрания!

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Такие собрания нерезультативны и не достигают своей цели.
На собраниях родителей, как правило, идет разговор общего плана, связанный с задачами или результатами образовательного процесса. При этом активную роль играет учитель, а родители пассивно воспринимают информацию.

Как же правильно подготовить и провести родительское собрание?

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса.
В течении всего учебного года классный руководитель обязан провести четыре родительских собрания.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа или начале сентября.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.
Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня : результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.
Тематические родительские собрания - это собрания, которые посвящены актуальной теме. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить результаты с теми, которые уже есть.


Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.

1этап. Организация родительского собрания.
Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания. Родителей лучше приглашать симпатичной открыткой или пригласительным билетом с обращением по имени и отчеству, с указанием обсуждаемых тем. Завершает организационную часть - оформление классного помещения. Классное собрание лучше проводить за большим столом.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее любое собрание должно включать 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально - эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой и т. д.) Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся. Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
3.Психолого - педагогическое просвещение.
Одна из важнейших задач классного руководителя - повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.
4.Обсуждение организационных вопросов состоит из двух составляющих:
отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
5. Личные беседы с родителями.
На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель должен стремиться обеспечить родителям чувство безопасности, дав понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.

Советы психологов

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
- Проводить собрания не более 1-2 часов.
- Самый приятный звук для человека - его имя. Хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.
- Перед началом собрания объявить вопросы, которые будут обсуждаться на собрании.
- Начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
- Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
- Поблагодарить всех, кто нашел время придти (особенно отцов ).
- Дать понять родителям, что учитель хорошо понимает, как трудно ребенку учиться.
- В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Довести до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:
- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
- Давать негативную оценку всему классу.
- Переоценивать значение отдельных предметов.
- Избирать для общения назидательный тон.


В дневник классного руководителя

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
5. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.
6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
8. Необходимо строго контролировать присутствие родителей на родительском собрании, выяснять причины пропуска родительских собраний.
9. Необходимо определить сроки индивидуальной встречи с родителями, которые отсутствовали по той или иной причине на собрании.
10. Готовясь к родительскому собранию, необходимо составлять программу и перечень вопросов для обсуждения.
Текущими вопросами родительского собрания могут быть:
- внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно-гигиенических норм;
- вопросы питания учащихся;
- вопросы организации копилки класса;
- вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;
- вопросы посещения учащимися занятий и секций на бесплатной основе;
- вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без них;
- ведение учащимися тетрадей и дневников;
- состояние школьных учебников;
- вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.



ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1 КЛАСС

1. Организационное.
Задачи: 1) Познакомить родителей будущих учеников с классом, классным руководителем, школой, администрацией учебного заведения, а также родителей друг с другом.
2) Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.

2. «Трудности адаптации первоклассников в школе».
Задачи: 1) Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.
2) Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

3. «Режим дня в жизни школьника».
Задачи: 1) Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены.
2) Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.


4. «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».
Задачи: 1) Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
2) Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций младших школьников.

5. «Родителям о внимании и внимательности».
Задачи: 1) Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.
2) Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

6. «Перелистывая страницы учебного года…»
(проводится совместно с учащимися )
Задачи: 1) Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.
2) Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению

2 КЛАСС

1. «Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня».
Задачи: 1) Формировать нравственную культуру детей и родителей.
2) Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учеников.

2. «Первые уроки школьной отметки».
Задачи: 1) Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка.
2) Формировать культуру родительского воспитания учебных умений своего ребенка.

3. «Причины и последствия детской агрессии».
Задачи: 1) Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
2) Формирование у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

4. «Поощрение и наказание детей в семье».
Задачи: 1) Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
2) Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

5. «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».
Задачи: 1) Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
2) Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

3 КЛАСС


1. «Семейные традиции и способность ребенка трудиться».
Задачи: 1) Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.
2) Доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

2. «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка».
Задачи: 1) Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.
2) Способность формированию у родителей желания помочь своему ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности.

3. «Мой ребенок становится трудным».
Задачи: 1) Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2) Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребенка.
3) Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

4. «Эстетическое воспитание ребенка в семье - школа высококультурного человека».
Задачи: 1) Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка.
2) Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности.

5. «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Задачи: 1) Познакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников.
2) Знакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры.
4 КЛАСС


Родительские собрания в четвертом классе имеют свою специфику. Они должны помочь родителям и детям в будущем легче пережить адаптацию к обучению в пятом классе, подготовить детский и родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами.

1. «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».
Задачи: 1) Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребенка.
2) Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.
3) Формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей.

2. «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника».
Задачи: 1) Показать родителям результаты работы памяти учащихся в учебной деятельности.
2) Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.

3. «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».
Задачи: 1) Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2) Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов.

4. «Поговорим о дружбе».
Задачи: 1) Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка.
2) Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.

5. Школе мы не говорим «Прощай!», мы говорим «До новой встречи!».
Форма: итоговый праздник, посвященный окончанию начальной школы.

Большое значение в формировании у родителей интереса к участию в собраниях,
ответственности и потребности в участии в делах класса имеет традиция поощрения родителей, активно участвующих в делах классного коллектива.
Поощрение родителей может осуществляться в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся.
В честь родителей-помощников может быть подготовлена концертная программа, выпущены поздравительные газеты.
Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может послать домой.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию.
Это может быть: устное мнение родителей или письменный анализ родителями результатов собрания.

Правильно организованное и проведенное собрание- залог успеха в работе классного руководителя! Родители-первые помощники в воспитании учеников.


СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 3 КЛАССЕ .

Тема: «Семейные традиции и способность ребенка трудиться»
Задачи: 1) Дать анализ учебных достижений учащихся.
2)Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений
ребенка в семье.
3) Обсудить организационные вопросы ( проведение праздника Осени).
1. Подготовительный этап.

1. Написать сценарий родительского собрания.
2. Вклеить в дневники детей пригласительные билеты для родителей за 3-4 дня до
начала собрания.
3. Провести анкетирование детей по проблеме собрания.

Анкета для детей.
1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел?
3. Что тебе не нравится делать по дому?
4. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
5. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
6. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
7. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
9. Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?
10. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

2. Проведение собрания.

1.Вступление.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы сегодня пришли на родительское собрание. Надеюсь, что сегодня вы получите ответ на вопрос, который волнует каждого родителя. А именно: как можно формировать у ребенка потребность выполнения трудовых обязанностей в семье?

2.
- Но начнем мы с анализа учебных достижений учащихся нашего класса по предметам.
1) по математике
(родителям раздаются письменные работы за последний месяц)
Называются фамилии и имена детей, которые успешно справляются с контрольными и самостоятельными работами по математике.
Фамилии детей, которые получили удовлетворительные или неудовлетворительные отметки не называются.
Называются фамилии детей, у которых наблюдается определенный прогресс в учебе.
2) по русскому языку
по аналогии и т.д.

3.Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
( Имена детей «зашифрованы» . У каждого родителя - листочек с номером. Учитель называет номер, а не фамилию того или иного ребенка)

Далее классный руководитель делится наблюдениями о поведении детей:
- на уроках
- на переменах
- в столовой.
Называются номера детей, внешний вид которых не всегда соответствует требованиям учителя.

4. Психолого-педагогическое просвещение.
- Сегодняшнее собрание посвящено проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей.
Для начала проведем анкетирование.
Анкета для родителей.
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать по дому?
3. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
6. Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
7. Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу?
8. Наказываете ли вы ребенка, если он выполнил работу плохо?
9. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
10. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

- Уважаемые родители! Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении- умении иметь семью и быть счастливым.
Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности - такой человек часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы своих детей во взрослой жизни на одиночество, не приучая их в детстве трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на стирку 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела выполнять быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей на вопросы анкет.
(Анализ анкет детей, сравнение ответов детей и родителей)

- Многое изменилось в нашей жизни и жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
На вас родителях лежит огромная ответственность- воспитать своих детей трудолюбивыми! Это нелегкий систематический труд! Надо вначале показать, ведь вы воспитываете своих детей на собственных примерах. Затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей: сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Удачи вам, уважаемые родители!
Домашнее задание.
1. Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и батон.
2. Составьте с ним план уборки квартиры.
3. Научите его стирать собственное белье.
4. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
5. Выберите с ребенком его постоянные обязанности в семье. Ребенок должен понимать, что именно он должен их выполнять. Не выполняйте их за него.
6. Хвалите ребенка за его успехи в труде, не ругайте, если что-то не получилось.
7. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

5. Обсуждение организационных вопросов.
Обсуждение предстоящего праздника Осени.
Выбор ответственных за:
1) покупку продуктов для праздничного стола
2) их доставку
3) покупку призов

Заключительное слово.

6.Личные беседы с родителями.


Дополнительный материал к родительскому собранию.

Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»

1) Есть ли у вашего ребенка детская комната?
а) Да-5.
б) Нет-1.

2) Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?
а) Да-5.
б) Нет-1.

3) Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

4) Вы применяете телесные наказания?
а) Часто-1.
б) Иногда-3.
в) Принципиально нет-5.

5) Умеете ли вы прощать ребенку шалости?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

6) Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет, не хочу-1.

7) По вашему мнению ваш ребенок послушен?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

Родительское собрание - явление современноеЕсли вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?
а) Да, всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Никогда-1.

9) Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по вашему, должен выполнять?
а) Всегда-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

10) Читаете ли вы специальную педагогическую литературу?
а) Да-5.
б) Иногда-3.
в) Нет-1.

ОТ 10 ДО 25 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.

ОТ 24 ДО 37 баллов. Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.

ОТ 38 ДО 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.









© 2010-2022