- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Н. Носов «Заплатка»
Урок литературного чтения Н. Носов «Заплатка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матузова И.Н. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
- создавать условия для осознания и осмысления содержания произведения;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся, совершенствованию навыков правильного и осознанного чтения;
- содействовать развитию словесно-логического мышления, умению правильно, точно высказывать свои мысли;
-
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков группового взаимодействия;
-
стремиться воспитать чувство ответственности за выполняемое дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, карточки - задания для работы в группах, в парах, магнитофон, микрофон, магнитные буквы, лоскут ткани.
Ход урока
- Организационный момент (звучит спокойная музыка, учитель и дети становятся в круг) Упражнение «Счастье» (слайд 1)
- Мотивация и целеполагание
неинтересный
скучный
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
ШУМНЫЕ
ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ
ТРУДНЫЙ
НУДНЫЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
Урок
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
РАССЕЯННЫЕ
АКТИВНЫЕ
МЫ
умные
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ
СТИЛЬНЫЕ
ПАССИВНЫЕ
Объяснение выбора. Взаимооценка выполненной работы. - Садитесь и с усердием трудитесь (дети занимают свои места). 3.Подготовка к восприятию нового текста Актуализация знаний
«Огурцы» «Заколдованная буква» «Живая шляпа» ? «Затейники» -что объединяет эти слова? -какое слово лишнее? - Кто автор данных произведений? Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: " В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…" так как у Носова был сын, который любил слушать интересные истории. А с каким интересным произведением познакомимся сегодня мы, я вам предлагаю догадаться, решив пример.
4. Сообщение темы урока ( на доске магнитные буквы) ЗАЛ - Л + ПЛАТОК - О + А ЗАПЛАТКА Лексическое значение слова заплатка - в основе лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи) Прогнозирование - О чём может идти речь в рассказе с таким названием? Словарная работа - В этом рассказе встретятся новые для нас слова. Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем их значение. Заплатка - кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место для починки. Бобка - имя мальчика. Защитный цвет - серовато-зеленый. Лоскуток - обрывок или отрезок ткани, кожи. 5. Первичное целостное восприятие текста 1.Чтение рассказа учителем. 2.Проверка эмоционального восприятия произведения. - - Понравился ли вам рассказ? Что понравилось особенно? Объясните. что произвело впечатление? Какое у вас настроение? - понравился ли вам Бобка? Чем? 3.Выявление первичного целостного восприятия произведения. Ответ на поставленный проблемный вопрос. - Почему рассказ так называется? - Подтвердился ли наш прогноз? - Что случилось с Бобкой? - Что сказала на это мама? - Она была права? 6. Физкультминутка - Я назову слова. Если слова характеризуют положительное отношение к труду, то вы приседаете, если отрицательное отношение к работе, то маршируете: Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, ответственно. 7. Повторное чтение нового текста учащимися (чтение с остановками), сопровождающееся анализом и составлением плана. - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, и озаглавливать каждую часть.(1-часть до слов «…однажды Бобка …) 1.«Жужжащее» чтение - Почему зелёные штаны очень нравились мальчику? Зачитайте. - Какое настроение было у Бобки? (веселый, счастливый, гордый, радостный, счастливый, довольный) -Как можем озаглавить эту часть? « Замечательные штаны» слайд 2.«Бинарное» чтение - 2 предложения. - Каким тоном будем читать слова мамы? (недовольным, раздраженным) - Как прочитаем слова Бобки? (Бобка злился, ворчал) «чтение по ролям» в парах - оставшуюся часть. - Жаль ли вам Бобку? - Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны? (Грустный, печальный, злой, недовольный, раздраженный, обиженный) - Из какого предложения можно об этом узнать? Найдите. - Как надо прочитать это предложение? - Как встретила его мама? Почему? - Какие поучительные слова сказала мама? Прочитайте. -Что решил делать Бобка? - Можно ли заменить слово проворчал Бобка словами сказал Бобка. - Изменится смысл? В этих словах (проворчал Бобка) выражается недовольство мальчика, так как его мама отказалась ставить заплатку, а он вероятно был аккуратным мальчиком и в рваной одежде ему не хотелось ходить, но и заменить солдатские штаны на другие он тоже не захотел. - Как озаглавим? «Дырка» слайд 3.«Коллективное чтение по ролям»: учитель - слова автора, мальчики - слова Бобки, девочки - слова детей. - Почему ребята смеялись? - Как вы думаете, хорошие друзья у Бобки? Докажите. - Как вёл себя Бобка с ребятами? Он считал себя виновным? (он оправдывался) - Почему же Бобке стало стыдно?( сам не умеет ничего делать) - Как озаглавим? «Какой же ты солдат?» 4. "Чтение цепочкой" по одному абзацу. - Как Бобка пришил заплатку в первый раз? - Какие слова Бобка говорил иголке? - С чем сравнивает автор заплатку, которую Бобка пришил в первый раз? - Давайте попробуем прочитать эту часть без этого сравнения. Вывод: это сравнение помогает представить, как выглядела заплатку. - Почему Бобка стал переделывать заплатку? Как это может характеризовать его? (аккуратный) - Давайте найдём и прочитаем отрывок, где Бобка работал во второй раз. Найдите и прочитайте слова, которые помогают представить, что работа была нелёгкая (долго возился, сопел, кряхтел). «Нелегкое дело - пришивать заплатку» слайд Работа в парах -Найдите среди записанных слов те, которые обозначают чувства Бобки после того, как он сначала порвал штаны, а затем сам зашил их.
удовольствие радость огорчение Бобка порвал штаны гордость Бобка сам зашил штаны
досада
возмущение обида веселье - а если бы бобка не стал зашивать сам штаны, он бы смог испытать эти чувтства? - Представьте себя героем рассказа. Что вы чувствуете в этот момент? Самопроверка. Самооценка. 5."Чтение про себя" -Почему ребята похвалили мальчика. - Понравилась ли Бобке самому всё делать? -Из каких слов это видно? Прочитайте. Какое открытие удалось сделать нашему герою? Вывод: Ценят тех людей, которые умеют делать всё самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое - как. "Гордость Бобки" слайд 8.Физминутка для глаз По буквам, по строчкам, По запятым, по точкам Наши глазки бежали Устали! Все движения сопровождаются движением глаз. Наш герой испытывает гордость - нос вверх, А теперь посмотрели на свои брюки и костюмы: налево, направо, под парту - нужна заплатка? Нарисовали носиками солнышко, побегали за иголочкой, закрыли глазки, улыбнулись и с таким хорошим настроением вернулись на урок.
9. Работа в группах
Бобке друзья помогли стать лучше и я вам предлагаю поработать сообща.
Напомню вам правила работы в группах. Не забудьте распределить роли. 1 группа работает с пословицами, восстанавливая их по смыслу. Выбирают ту пословицу, которая наиболее подходит к нашему рассказу. Терпенье и труд а руки делают В гостях хорошо, все перетрут Глаза страшатся, а дома лучше Где труд там и счастье. 2 группа распределяет картинки согласно сюжету произведения. «Восстановление логической последовательности текста»
3 группа по опорной записи пересказать текст и «пришить заплатку» Однажды Бобка … … … штаны. Мама … … зашивать. Тогда Бобка … … … брюки. Первый раз … … … … некрасиво. Бобка … работу. Теперь … … … … и гладкой.
10.Проверка работы в группах Оценивание работы в группах. Самооценка. Взаимооценка. 11.Экспресс-опрос по содержанию (хлопок-молчок)
- Мальчика в рассказе Н.Носова «Заплатка» зовут Борька. -
- У мальчика были милицейские штаны. -
- Мальчик попросил маму зашить штаны. +
- Мальчик вырезал заплатку величиной с огурец. +
- Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку с третьей попытки. -
- Дети во дворе назвали Бобку солдатом. -
Дети заканчивают фразу: «Кто любит труд, того люди …» (« … … … … … уважают»)
- Обратим внимание на наши слова-магниты. Совпали наши предположения в начале урока и сейчас?
13.Рефлексия «Эмоционально-оценочные дорожки» Прием «Свободный микрофон»
Самый яркий момент …
ОцениНа доске расположены разноцветные «дорожки» с началом предложений, которые нужно закончить.
Меня особенно удивило …
Вырази своё удивление
Моё отношение к …
Вырази своё мнение
14.Домашнее задание (по выбору)