- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
Тема: «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Турлаева К.С. |
Дата | 27.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по обучению грамоте.
Название УМК « Школа России»
Предмет : литературное чтение
Класс : 1
Тема : «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши»
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты(предметные): Выделяют звук [ш] из слов, характеризуют его ([ш] согласный, всегда твердый, глухой), обозначают буквами Ш,ш; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ши пишется всегда и, поскольку звук [ш] всегда твердый, его твердость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения. Личностные результаты: Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу Метапредметные: Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение; -адекватное восприятие звучащей речи; Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, в группе; -развивать умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения; -уметь составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога; Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время;
Основное содержание темы, понятия и термины: Буквы Ш, ш; звук [ш]; слого-звуковой анализ слова; правописание ши; загадки, стихи, скороговорки, пословицы
Образовательные ресурсы: 1.Таблица «Буквы Ш, ш», звуковые схемы 2.Слоги и буквы на магнитной доске, на карточках. 3. Лента букв. 4.Компьютер, мультимедийный проектор, презентация. 5.Предметные картинки.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
1. Орг. момент Здравствуйте, ребята. У меня сегодня хорошее настроение, я хочу, чтобы это настроение передалось вам. Пожелаем друг другу удачи и начнём урок.
Личностные:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Познавательные:
логические:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Познавательные: логические:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- подведение под понятие, выведение следствий;
общеучебные:
- постановка и решение проблемы;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;(знаково - символические)
- создавать и преобразовывать модели.
регулятивные:
- планировать, определять последовательность действий;
Коммуникативные:
- умение работать в паре;
- учитывать разные мнения;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
логические:
- выбор оснований и критериев для сравнения.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Работа по ленте букв.
- Назвать буквы, обозначающие всегда звонкие согласные звуки.
- Какие согласные буквы обозначают всегда глухие согласные звуки?
- Существуют ли в русском языке согласные, которые обозначают только твёрдые согласные звуки?
- Правильно ли вы ответили или нет на последний мой вопрос, вы узнаете по ходу нашего урока, если будете внимательны.
Буквы н, м, л, р, б, в, г, д, з- всегда звонкие согласные.
Буквы п, к, т, с, ч - всегда глухие согласные.
3. Постановка целей и определение темы урока
4. Совместное
«открытие» знаний и формирование темы и задач урока. - Как шипит змея? Как шипит гусь? - Кто самый внимательный? - Назовите одинаковый звук в словах шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар
-А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
- Каковы цели нашего урока?
- Чему вы должны научиться?
На доске - опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
-
Изучить … звук и …букву.
-
Учиться отличать новый … и … от других звуков и букв;
-
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
Мы познакомимся с новым звуком и буквой, будем учиться читать с нею слоги, слова и предложения)
5. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
Физминутка
6. Продолжение восприятия нового материала.
Исследование звука [ш].
Знакомство со звуком - Отгадайте слово по первым звукам названий (рисунки: шар, арбуз, роза)
- Докажите, новый звук гласный или согласный? Почему? - Это твёрдый или мягкий звук? - Звонкий или глухой? При произношении он шипит, поэтому его называют шипящим. ВЫВОД: Согласный, твёрдый, глухой, шипящий Звуковой анализ слов шар.
-
Звуко-буквенный анализ слова «шар».
- Сколько слогов в слове «шар»?
- Назовите первый звук и дайте ему характеристику и т.д.
- Сколько всего звуков в слове «шар»?
- Кто знает какой буквой обозначаем этот звук на письме? Покажите. - Для чего нужна заглавная, строчная буква «Ш»?
- Сравните буквы. На что они похожи?
1) Предлагаю прочитать слоги в «Азбуке».
2) Ребята, предлагаю вам поработать в парах. Игра «Собери слова из слогов и букв» ( Да ,ша, Ми ,ша, ши, на, ма, ши, на, шу, ба) Проверка работы пар: читаем по слову, проверка на слайде. Посмотрите на лестницу успеха и оцените себя.
Сейчас мы с вами будем исследователи. А исследовать мы будем букву Ш. Наша задача выяснить с какими гласными дружит буква Ш. (Учитель указывает на гласную, а ученики называют получившийся слог). - Дети, когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений? - А как вы считаете, нужны ли две разные буквы для обозначения одного и того же слога? - Давайте выберем один из них. Произнесите еще раз [ш] с гласными И, Ы и сделайте выбор. Секрет раскрыт.
Звук [ш] согласный, так как при его произношении слышится шум, а не голос.)
Он твёрдый.
Звук [ ш] глухой
1слог, так как 1 гласный звук).
[ш] - согласный, твёрдый, глухой; обозначен буквой ш.
[а] - гласный, ударный;
[р] - согласный, твёрдый, звонкий; обозначен буквой р.
в слове «шар» всего 3 звука).
При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек , стран, клички животных
Буква Ш похожа на букву Е, только она лежит на боку, на перевёрнутую табуретку, на вилы…
Выводят правило написания ударного сочетания ШИ. Да, мы произносили слог [шы], когда мяч попадал в букву Ы и в букву И.
Наверное, не нужны
Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге ши этого не происходит, звук [ш] все равно твердый. Значит, буква ы не нужна букве Ш. Звук [ш] - всегда твердый.
7. Активная физминутка.
8. Применение теоретических положений
Встречались нам уже такие звуки? Значит, мы сделали открытие.. Повторите его. Вывод. Звук [ш] всегда твердый. ШИ с буквой И пиши.
1.Работа в парах по карточкам.
(Слова в карточках одинаковые, различаются задания).
шина широко
машины спешит
малыши шипит
тишина мыши
ландыши
шиншилла
карандаши
уши
1 пара
Найдите и прочитайте слова с сочетанием букв ШИ.
2 пара
Выберите слова, в которых все буквы согласных твердые.
3 пара
Найдите и прочитайте слова, которые обозначают
Много предметов. Посмотрите на лестницу успеха и оцените себя. Нет.
Учащиеся хором повторяют правило.
Познавательные УУД :
- участвовать в диалоге
- выводить правило написания .
Познавательные УУД : Общеучебные
- решение проблемы.
- построение логической цепи рассуждений.
9. Обобщение усвоенного и включение в него в систему ранее усвоенных УУД. Работа с текстом. А) Чтение текста на с.17 «Азбуки» хорошо читающим ребенком. Б) Чтение текста «цепочкой». - Найдите и прочитайте слова с буквой «ш». - Какая орфограмма в слове «шишки»? -Придумайте имена детям. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш]. -Найдите и прочитайте предложение, которое соответствуют схеме. - Что значит горели кисти рябин? - О ком этот текст? - О чем этот текст? - Какое название дадим этому тексту? Учитель: Я предлагаю подобрать для заголовка предложение из текста. (Выбрано предложение «Наступила осень»)
Понимают читаемые предложения. Рассказывают правила письма.
Познавательные УУД: Общеучебные
- смысловое чтение.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
- определять цель и план выполнения
11. Рефлексия деятельности.
1. Тест .
- Предлагаю пройти тести подвести итог нашего урока.
- Если согласен +, не согласен -.
Буква Ш обозначает гласный звук.
Звук [ш] всегда мягкий.
Звук [ш] согласный.
Звук [ш] всегда твердый.
Проверка ( - - + + ).
2. На все запланированные вопросы ответили?
- Оцените себя по волшебной линеечке.
- Предлагаю закончить урок фразой:
- Сегодня на уроке для меня было главным… - А для меня на уроке были главными вы , ребята. Я наслаждалась общением с вами, ловя себя на мысли, как здорово потрудились мы сегодня и многому научились друг у друга. Себя же я ставлю на третью ступеньку. Спасибо всем.
Самостоятельно решают поставленные задачи.
Дают эмоциональную оценку своей деятельности.