Рабочая программа Этика-азбука добра 2 класс Солохина Н. И

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Управление образования города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Лицей № 103 имени Сергея Козлова»

(МБОУ «Лицей № 103»)

«Утверждаю»

Директор М.В. Рябышева

(приказ от .08.201 № )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Этика: азбука добра»

внеурочная деятельность

уровень общего образования начальное общее образование

класс 2 «Е»

количество 34 часа

учитель Солохина Н. И.

программа разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С. Хомяковой, В. И. Петровой для занятий с обучающимися 2 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования

2015 -2016 учебный год

Рабочая программа «Этика: азбука добра»


Пояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление обучающихся связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель курса - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности обучающегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования обучающихся как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме курса «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в образовательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости, на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; - стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; - развивающие нравственное сознание; --активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в ООПНОО. Курс «Этика: азбука добра» реализуется во внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классе; 1 занятие в неделю. Общее количество часов - 135 часа. Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости, мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания обучающихся формируется от класса к классу в следующей логике. 1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. В процессе освоения материалов курса обучающиеся получают знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания обучающегося. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, обучающиеся начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается: -установить соответствие поступков нравственным правилам; -сопоставить, сравнить героев, их поведение; -классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); -сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога; признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучающимся учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу обучающиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.








Содержание программы

  • Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • Бережное отношение к природе
Наблюдения за растениями и животными (по выбору). Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для растений) - одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д. Выявление взаимоотношений между различными видами живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.). Особенности поведения. Изучение типов повреждений растений насекомыми и микроорганизмами. Изучение зависимости состояния растений от условий произрастания. Универсальные учебные действия: -работать с различными приборами и оборудованием, необходимыми для проведения в природе наблюдений и измерений; -использовать полевой дневник для записи и/или зарисовки наблюдаемых объектов или явлений; -вырабатывать в себе личностные качества, необходимые для работы на природе (внимательность, терпение, точность, сотрудничество); -применять правила поведения на природе во время учебных занятий и в повседневной жизни; -выполнять измерения различных величин (на примере массы или температуры); -составлять план проведения простейшего исследования (под руководством учителя). -планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами; -составлять описание природных объектов на основе предложенного алгоритма; -находить в ближайшем природном окружении примеры, подтверждающие взаимосвязь растений и животных.
  • Поведение в общественном месте
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение в общественном месте к людям; проявление элементарного уважения к взрослым, сверстникам (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Универсальные учебные действия: - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); - использовать в речи слова вежливости; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); - описывать сюжетную картинку (серию); - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • Правила личной гигиены
Говорят, что о культуре человека можно судить в том числе и по тому, как он соблюдает (или не соблюдает) правила личной гигиены. Эти правила каждая, уважающая себя и своих детей, мать прививает своим отпрыскам с раннего детства. Именно эти знания помогают уже взрослым людям сохранять своё здоровье и работоспособность, кроме того, правила личной гигиены - это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний. Главными составляющими гигиены являются в первую очередь уход за кожей, уход за волосами, уход за зубами, а также гигиена личной обуви и одежды.
Универсальные учебные действия: - ценностно-смысловая ориентация ( осознание ценности собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность; - понимание необходимости соблюдать правила личной гигиены; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья. - способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы; - дать представление о микробах; - рассказать о путях попадания микробов в организм человека; - познакомить с основными правилами личной гигиены
  • Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Универсальные учебные действия: - использовать в речи слова вежливости; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); - описывать сюжетную картинку (серию); - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность обучающегося; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки обучающимся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия: - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия: - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; - оценивать внешний вид человека.
  • Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.



























Календарно-тематическое планирование

по курсу «Этика: азбука добра»

2 класс

п/п

Раздел

Тема занятия

Кол.

часов

Дата

по плану

Вид деятельности

1

Введение

Этика - наука о морали. (Дискуссия).

1 час

Употреблять в различных ситуациях слова вежливости

2

Школьный этикет

Как я выгляжу. (Наблюдения).

1 час

Соблюдать правила коллективной игры.

Оценивать внешний вид человека

3

Дисциплина в школе и классе.

1 час

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками

4

В библиотеке: люби книгу.

1 час

Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях

5

Твоя школа

1 час

Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

6

Твой класс

1 час

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении

7

Соблюдение чистоты и порядка

1 час

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации

8

Бережное отношение к природе

Природа в наших ощущениях.

1 час

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

9

Первые шаги по тропинке открытий.

1 час

Уметь проявлять заботу о других, сочувствие

10

Лесные ремесла.

1 час

Уметь практически применять правила коллективных игр

11

Геометрия живой природы.

1 час

Уметь проявлять внимание и заботу к другим

12

Природа и ее обитатели.

1 час

Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

13

Поведение в общественном месте

Этичные и неэтичные поступки

1 час

Уметь применять на практике правила коллективных игр

14

Культурная среда.

1 час

Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)

15

В мире вежливых слов.

1 час

Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации

16

Правила личной гигиены.

Главная одежда человека.

1 час

Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки

17

Главные враги кожи.

1 час

Проводить хронометраж, анализировать, корректировать знания по главным врагам кожи

18

Правила личной гигиены.

1 час

Определять оптимальные правила личной гигиены.

Составить памятку личной гигиены

19

Это полезно знать!!!

1 час

Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях

Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

20

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям.

1 час

Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации

21

Дал слово - держи его.

1 час

Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

22

Диалоги со сверстниками.

1 час

Уметь проявлять заботу о других, сочувствие

23

Чем богат человек. (Практикум)

1 час

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

24

Таинственный незнакомец

1 час

Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации

25

О трудолюбии

Учусь всё делать сам.

«Советский район в моей жизни»- начало работы над проектом

1 час

Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда

26

Взаимопомощь дома и в школе.

1 час

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

27

Что помогает учиться лучше (старательность)

1 час

Уметь практически применять правила коллективных игр

28

Культура внешнего вида

Наш класс. ( Стенгазета)

1 час

Коллективная работа по оформлению стенгазеты

29

Бережное отношение к своей одежде.

1 час

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности

30

Внешкольный этикет

«Герои ВОВ - жители нашего города». Выставка.

1 час

Подготовка докладов по героям ВОВ - жителям нашего города

31

Ветеран ВОВ (закрепленный по классу)

1 час

Посещение ветерана ВОВ (стихи, подарки, сделанные своими руками)

32

«Угощаем национальными блюдами» (коллективная работа обучающихся и родителей).

1 час

Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

33

Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1 час

Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

34

«г. Ростов- на- Дону Советский район в моей жизни». (Защита проекта)

1 час

Подготовка проекта «Советский район в моей жизни»


Материально-техническое обеспечение учебного процесса:


Наименование учебного оборудования

Примечания

Книгопечатная продукция

Для учителя:

Сборник программ внеурочной деятельности 1- 4 классы, ФГОС Москва, «Вентана-Граф», 2011, под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Растим здоровых, умных, добрых. Е.В. Посошенко.

Рекомендуемая литература:


  1. Аджиева Е.М., Бойкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. 50 сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  2. Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. - М., 1950

  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  4. В детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  6. Ефросинина Л.А. Словарь - справочник по литературному чтению. Книгочей. 1-4 классы. - М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.

  7. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - Рига 1997.

  8. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М., 1984.

  9. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  10. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  11. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  12. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

  13. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь. - М.,1993.

  14. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  15. Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. - М.,1982.

  16. Минский Е.М. От игры к знаниям. - М.Д987.

  17. Михайлова С.Ю. Дружим с русским языком. - Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

  18. Орлова Л.В. Азбука моды. - М., 1998.

  19. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в

  20. Программа «Этика: азбука добра» авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова., М., 2011;

  21. Психология. Словарь. - М., 1990.

  22. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993.

  23. Семейное воспитание. Словарь. - М., 1990.

  24. Семья принимает гостей /Л.В.Алберте и др. - М.: Культура и традиции,1995.

  25. Словарь по этике. - М.,1989.

  26. Смирнов А.М. Психология. - М.; Учпедгиз, 1962.

  27. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  28. Учебные стандарты школ России. - Книга 1 / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: Прометей, 1998.

  29. Хомякова И.С., Петрова В.И. «Этика: азбука добра».

Печатные работы

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО)

Персональный компьютер (ноутбук)

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Проектор

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме)

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Могут, например, быть использованы видеофильмы, фрагменты музыкальных произведений и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа.

Компас.

Микроскоп (цифровой по возможности).

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Натуральные объекты

Живые объекты (комнатные растения, животные).

Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Коллекции плодов и семян растений.

Интернет-ресурсы

school2100.ru - Федеральный сайт учредителей программы «Школа 2100».

openworld.ru/school - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

1 september.ru - Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей». «Начальная школа» - методическая газета для учителя начальной школы.

4stupeni.ru - Конспекты уроков для начальной школы.

100zatey.ru - Детские праздники, выпускные в начальной школе.

future4you.ru/ - Всероссийские очные и заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.

«Согласовано»

Председатель МС А.В. Середа

протокол МС от 31.08.2015 № 1

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР Гончарова Г.С.

15


© 2010-2022