Рабочая программа по окружающему миру 2 класс 21 век ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №____

от «__» ________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ «Саракташская СОШ №2»

_________Сухова Л. А.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Окружающий мир»


2 класс


Разработана

учителем начальных классов

Мерзликиной Л.М.






п. Саракташ

2015 г.

2. Пояснительная записка 2.1 Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010.
  4. Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  5. Приказом Минобрнауки России от 08.07.2015 № 576 «О внесении изменений федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Учебно-методического комплекта (УМК) «Начальная школа ХХI века»: Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. 6) Образовательной программы начального общего образования МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа №2»; 7) Учебного плана МОБУ «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2015 - 2016 учебный год. 2.2 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. 2.3 Цели обучения с учетом специфики учебного предмета - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей 2.4 Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. 2.5 Задачи обучения предмету
  • образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
  • развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
  • воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
2.6 Общая характеристика учебного предмета Предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. 2.7 Общая характеристика учебного процесса Для оценки достижений обучающегося используются следующие виды и формы контроля:
  • Система контрольных работ
  • контрольная работа
  • Тест
  • Зачет
  • Диктант
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль
Рекомендуемые формы организации учебного процесса: Уроки деятельностной направленности:
  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков
  • Урок - коммуникации;
  • Урок - практикум;
  • Урок - игра;
  • Урок - исследование;
  • Урок - консультация;
  • Урок - зачет;
  • Урок - творчество;
  • Интегрированный урок и др.
Достижение целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
  • Активные и интерактивные методы обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Технология проектов;
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Игровые технологии;
  • Исследовательская технология обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии и др.
2.8 Обоснование выбора УМК на основе которого ведётся преподавание предмета Данный УМК основывается на концепции образовательной области «Математика и информатика», соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущен Министерством образования РФ. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2012. 2.9 Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с программой «Основы здорового образа жизни». На изучение окружающего мира во 2 классе отводится 68 часов в год (34 учебные недели, по 2 часа в неделю).. 2.10 Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

3. Содержание учебного предмета

Введение. Что окружает человека (1 час). Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, во­да и др.); живая природа (животные, растения, люди); пред­меты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

  • Универсальные учебные действия: «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (14 часов).

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от дру­гого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники - органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и пи­тание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуа­циях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че­ловек открыл для себя огонь.

  • Универсальные учебные действия: описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять органы чувств с выполняемой ими функцией. Анализировать режим дня школьников, рассказывать о его значении. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, житейских и игровых ситуациях правила поведения при возникновении опасности.

Кто живет рядом с тобой (6 часов).

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколе­ния в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, прово­дит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, до­брота. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и млад­ших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспор­те, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внима­тельного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одно­классники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семей­ный фольклор.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия - твоя Родина (13 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселе­ние в У-1Х веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяй­ственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

  • Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову Родина. Воспроизводить в небольшом рассказе повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Москвы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы - жители Земли (9 часов).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн­це. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии, Грибы. Животное и растение - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие растений и животных.

  • Универсальные учебные действия: характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы. Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 часа).

Среда обитания. Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Тра­вянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млеко­питающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в ле­су. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жиз­ни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жид­кая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители расти­тельного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеве­дения). Лекарственные растения луга. Использование и ох­рана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодо­вые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Универсальные учебные действия: различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшие описания на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество друг от друга. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представлению в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдения). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек (2 часа).

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы.

Роль человека в сохранении природных объектов. Пра­вила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натураль­ными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядо­витые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в крае­ведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с уче­том местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).




























Таблица 2


4. Учебно-тематическое планирование


№урока

Кол-во часов

Тема урока(со страницами учебника)

Тип урока

Содержание урока

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

1

Что окружает человека?

Учебник с. 5 - 11

Тетрадь печатная

с. 3 - 7

Вводный урок

Сравнение понятий «объект природы (живой, неживой)», «изделие». Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях. Упражнение на классификацию объектов природы.

Дать понятия:

живая природа;

неживая природа; изделия.

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

2

1

Бывают ли на свете чудеса?

Учебник с. 12 - 14

Тетрадь печатная

С. 9 - 14

Урок изучения нового материала

Беседа с использованием фотографий «Бывают ли на свете чудеса». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Рассказ учителя: «Чудеса света». Чтение и обсуждение фрагмента стихотворения Н. Юрковой "Чудо"

Сравнение понятий: объект природы;

изделие

Знать предметы живой и неживой природы, различать предметы природы и предметы, сделанные человеком.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

С.14 вопросы

3

1

Я, ты, он, она… Все мы люди.

Учебник с. 16 - 20

Тетрадь печатная

с. 15 -16

Комбинированный урок

Рассказ учителя: «Что человеку дает природа».

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Обсуждение проблемной ситуации: «Если бы все люди были одинаковые». Работа с рубрикой «Картинная

галерея».

Сравнение понятий: настоящее;

прошлое;

будущее.

Знать, что человек - живое

существо, организм; внешние отличия одного человека от других. Уметь составлять словесный портрет человека.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистические ценности многонационального российского общества.

С.19-20

4

1

Наши помощники - органы чувств.

Учебник с. 21 - 24

Тетрадь печатная

с. 17 - 18

Урок изучения нового материала

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: организм;

обоняние;

вкус.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 24 вопросы

5

Наши помощники - органы чувств.

Опыты на оживление ощущений.

Учебник с. 25 - 26

Тетрадь печатная

с. 17 - 18

Комбинированный урок

Повторение пройденного: как человек воспринимает мир? Дидактические игры «Кто позвал?», «Чудесный мешочек». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: организм;

осязание;

внешние чувства.

Знать органы чувств, дыхания, пищеварения.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.26 вопросы

6

1

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Учебник с. 27 - 29

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Урок исследование

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Дать понятия:

здоровье;

правила гигиены;

градусник;

обморожение;

ожог;

скорая помощь.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Выучить памятку. Составить свою.

7

1

Поговорим о здоровье. Чтобы меньше болеть.

Учебник с. 30 - 34

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Урок- диалог

Обсуждение проблемной задачи: «Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».

Дать понятия:

здоровье;

правила гигиены;

градусник;

обморожение;

ожог;

скорая помощь.

Знать, что такое здоровье. Почему человек должен заботиться о своем здоровье и как это делать. Причины некоторых болезней.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.34 вопрос

8

1

Режим дня. Чтобы не уставать.

Учебник с. 35 - 37

Тетрадь печатная

с. 20

Комбинированный

Познакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Обсуждение правил организации труда и отдыха. Игровые ситуации «Как подготовить рабочее место», «Правильная по-за».

Сравнение понятий: здоровье - болезнь.

Знать режим дня школьника, правила гигиены.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 37 задание

9

1

Режим дня. Поговорим о часах.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

Учебник с. 38 - 41

Тетрадь печатная

с. 21 - 22

Урок- практикум

Продолжать знакомить с режимом дня, прививать основы здорового образа жизни. Знакомство с арабской и римской нумерацией.

Сравнение понятий: здоровье - болезнь.

Знать режим дня школьника, правила гигиены.

Регулятивные: коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Составление памятки «Режим дня второклассника»

С.41 задание

10

1

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

Учебник с. 42 - 47

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

Урок применения знаний на практике

Обсуждение вопроса «Что такое физическая культура». Работа с иллюстрациями. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятие: физическая культура.

Знать комплекс ОРУ.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

С. 46 задание

11

1

Закаляться может каждый.

Составление памятки «Правила закаливания».

Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды.

Учебник с. 47 - 49

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

Урок применения знаний на практике

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. «Сочинялки»: «Придумай весёлую историю про мальчика, который не любит физкультуру».

Дать понятие: закаливание организма.

Знать и уметь применять на практике виды процедур.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

С. 49

12

1

Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища?

Учебник с. 50 - 52

Тетрадь печатная

с. 23

Урок-проект

Работа со схемой «Почему нужно правильно питаться». Проведение опытов по определению состава продуктов.

Дать понятия: здоровая пища;

белки;

жиры;

углеводы.

Знать, что человек должен правильно питаться, чтобы организм мог нормально расти и развиваться, был вынослив и активен, боролся с болезнями. Неправильное питание влияет на здоровье. Знать, то наша пища состоит из белков, жиров, углеводов.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.52 задание

13

1

Почему нужно правильно питаться. О витаминах.

Составление памятки «Что полезно для организма, что вредно»

Учебник с. 53 - 56

Тетрадь печатная

с. 24

Урок-проект

Составление схемы «Какие витамины нужны организму?». Работа с рубрикой «Этот удивительный мир» . Обсуждение проблемы «Полезен ли сахар?»

Отработать понятие: режим питания

Знать продукты и содержащиеся в них витамины.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 56 задание

14

1

Умеем ли мы есть?

Учебник с. 56 - 60

Тетрадь печатная

с. 25 - 26

Урок-диалог

Игра «Приглашаем в гости». Рассматривание и обсуждение иллюстраций и текста в учебнике.

Отработать раннее изученные понятия.

Знать и применять на практике полученные знания.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

С.60 «Проверь себя»

15

1

Почему нужно быть осторожным?

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

Учебник с. 61 - 66

Тетрадь печатная

с. 27 - 28

Урок-практикум

Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком».

Создание плаката «О чем

рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители».

Дать понятие:

Осмотрительность;

Осторожность; бережность.

Знать основы оказания первой помощи.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

Составление памятки «Чтобы избежать неприятностей»

16

1

Зачем изменить себя?

Проверочная работа по изученным разделам.

Учебник с. 67 - 70

Тетрадь печатная

с. 29 - 31

Урок исследование

Упражнения - элементы аутотренинга. Обсуждение вопроса: «Почемучка - это хорошо или плохо?».

Дать понятие: характер;

темперамент.

Знать правила поведения в различных ситуациях.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.69 задание. С.70

17

1

Что такое семья?

Составление семейного генеалогического древа.

Учебник с. 72 - 78

Тетрадь печатная

с. 32 - 37

Урок вхождения в новую тему.

Обсуждение вопроса: «Что такое семья?». Работа с рисунком - схемой. Выполнение заданий «Соображалки» и «Смешинки».

Познакомить с понятием: семья;

члены семьи;

генеалогичес

кое древо

Знать родственные связи в семье.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Составление семейного генеалогического древа.

С.78 задание

18

1

Домашнее хозяйство.

Учебник с. 79 - 82

Тетрадь печатная

с. 38 - 39

Комбинированный

Обсуждение вопроса: «Существует ли «женский» и «мужской» труд?». Анализ стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой» и статьи учебника «Помощники».

Отработать раннее изученные понятия.

Знать профессии родителей, уметь трудиться.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

С. 81 задание

19

1

Семейный досуг.

Учебник с. 83 - 87

Тетрадь печатная

с. 40 - 42

Комбинированный

Работа с иллюстрациями и текстом учебника. Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Познакомить с понятиями: отдых;

культурный отдых.

Знать места проведения досуга.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение, Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.83 задание, с.86 задание

Рассказы детей: «Как моя семья проводит свободное время?».

20

1

Правила поведения. Какие бывают правила.

Учебник с. 88 - 94

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Урок- диалог

Обсуждение проблемной ситуации. Работа со схемой «Какие бывают правила». Сочинение: «Три истории о Васятке». Ролевые игры: «Театр», «Библиотека».

Дать понятия:

вежливый;

внимательный;

приветливый;

правила поведения.

Знать правила культурного

Поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, ,самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Гуманистическое сознание, самостоятельность и личная ответственность.

С.93 вопросы

21

1

Умеешь ли ты дружить?

Учебник с. 95 - 97

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Урок- диалог

Чтение и обсуждение историй о детях. Составление памятки «Правила дружбы».

Дать понятия: друзья;

дружба;

недруг;

враг.

Уметь дружить, общаться с людьми.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Составление памятки «Правила дружбы».

22

1

Умеешь ли ты общаться?

Учебник с. 98

Тетрадь печатная

с. 43 - 49

Урок- диалог

Чтение и обсуждение историй о детях

Отработать раннее изученные понятия.

Знать и применять на практике полученные знания.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С.98 задание

23

1

Родина - что это значит?

Учебник с. 99 - 103

Тетрадь печатная

с. 50

Урок вхождения в новую тему.

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: родина;

малая родина;

родной край.

Знать и понимать значение Родины в жизни человека.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

С.103 задание

24

1

Прошлое, настоящее, будущее.

Учебник с. 104 - 107

Тетрадь печатная

с. 51 - 52

Комбинированный

Работа с текстом учебника. Рассказы детей: случай (история) из моей жизни. Работа с форзацем учебника: как мы узнаем о прошлом.

Дать сравнение понятий:

история и случай.

Знать о том, что история изучает прошлое. Уметь отличать события истории от случая.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Пересказ

25

1

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась?

Учебник с. 107 - 109

Тетрадь печатная

с. 52 - 53

Комбинированный

Беседа на тему «Славянское поселение». Чтение и обсуждение текста «Первые русские князья». Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия:

Родина;

малая родина;

родной край».

Знать родного края.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Пересказ

26

1

Москва - столица России.

Заочная экскурсия по Москве.

Учебник с. 110 - 114

Тетрадь печатная

с. 58

Комбинированный

Беседа «Как можно узнать о прошлом города?». Работа с рубрикой «Картинная

галерея». Игра - путешествие по Москве.

Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.

Знать основные достопримечательности Москвы.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Рассказ о Москве по плану с. 110

27

1

Москва - столица России.

Учебник с. 114 - 117

Тетрадь печатная

с. 58

Комбинированный

Работа с рубрикой «Картинная галерея». Игра - путешествие по Москве.

Дать понятия об основных достопримечательностях Москвы.

Знать основные этапы становления Москвы, как столицы России.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Пересказ « Как изменялся со временем внешний вид Московского Кремля»

28

1

Города России.

Учебник с. 118 - 131

Тетрадь печатная

с. 59

Комбинированный

Игра-путешествие по городам России.

Дать понятия об основных достопримечательностях городов России.

Знать основные достопримечательности городов России.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Творческое задание

29

1

Родной край - частица Родины.

Учебник с. 132 - 134

Тетрадь печатная

с. 60 - 62

Комбинированный

Беседа на тему «Наша Родина - Россия». Обсуждение текста учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Отработать понятия: Родина;

малая родина;

родной край.

Знать историю города, родного краю.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Гражданская идентичность в форм сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

С.134 задание

30

1

Как трудятся россияне.

Учебник с. 135 - 139

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Комбинированный

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек

трудится». Беседа на тему «Хлеб - всему голова».

Дать понятия:

богатство России;

хлебные изделия.

Знать пословицы о хлебе, поговорки, уметь составлять рассказ о хлебе, знать процесс получения хлебных изделий.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С 139 вопросы

31

1

О занятиях наших предков.

Учебник с. 139 - 144

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Комбинированный

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

Дать понятия связанные с названиями древних орудий труда.

Основные занятия славян:

охота, рыболовство, земледелие, скотоводство. Элементарные сведения об

истории развития земледелия.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Регулятивные:

адекватное восприятие.

Коммуникативные:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.144 вопрос

32

1

Все профессии важны.

Учебник с. 144 - 151

Тетрадь печатная

с. 52 - 57

Урок- диалог

Встреча с родителями учащихся в классе. Беседа «Профессии наших родителей».

Отработать раннее изученные понятия.

Знать профессии родителей, уметь трудиться.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Расскажи о профессии своих родителей.

33

1

Мы - граждане России. Права граждан России.

Учебник с. 152 - 156

Урок- диалог

Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Дать понятия:

граждане;

герб, флаг, гимн;

права граждан;

Конституция РФ.

Знать о том, что каждый человек - гражданин какого-нибудь государства, оно предоставляет ему права.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Расскажи о гербе РФ

34

1

Мы граждане России. Права детей - граждан России.

Учебник с. 157 - 160

Комбинированный

Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России».

Закрепить ранее изученные понятия.

Знать о том, что у каждого ребёнка в России есть права и обязанности.

Регулятивные:

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Составление плаката «Права ребенка в России».

35

1

Россия - многонациональная страна.

Учебник с. 160 - 167

Тетрадь печатная

с. 61

Комбинированный

Рассказы детей о своей национальности. Рассматривание и обсуждение рисунков и текста учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие: национальность;

толерантность;

содружество.

Знать народности, обычаи и традиции своего народа.

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

С.165 зпадание

36

1

Твоё первое знакомство со звёздами.

Учебник, часть 2

с. 6 - 13

Тетрадь печатная, часть 2

с. 3, 6

Урок вхождения в новую тему.

Обсуждение вопросов: «Что входит в Солнечную систему?», «Чем Земля отличается от других планет?». Сравнение рисунков: «Планета без жизни» и «Земля». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Введение понятий: небосвод;

созвездие;

планеты;

солнечная система.

Знать названия планет, порядок их расположения в солнечной системе.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

С.13 вопрос

37

1

Земля - планета солнечной системы.

Учебник с. 13 - 17

Тетрадь печатная

с. 6

Комбинированный

Беседа «Что мы знаем о нашей Земле?». Обсуждение результатов наблюдений Луны. Опыт «Солнце-Луна-Земля».

Введение понятий:

спутник земли;

кратер;

небесные тела.

Знать, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Условия жизни на Земле. Луна - спутник Земли.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные:

адекватное использование речи, коррекция.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Рассказ о спутнике Земли луне

38

1

Глобус - модель земли.

Учебник с. 18 - 19

Тетрадь печатная

с. 4 - 5

Урок- практикум

Практическая работа с глобусом.

Дать понятие:

глобус;

карта.

Знать, о чем рассказывают цвета глобуса? Чего больше на Земле - суши или воды?

Познавательные:

ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные:

адекватное восприятие.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Работа с глобусом

39

1

В некотором царстве. Царства природы.

Учебник с. 20 - 22

Тетрадь печатная

с. 7

Урок вхождения в новую тему.

Знакомство с царствами живой природы. Работа с рисунком - схемой в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия:

Царство;

Грибы;

Растения;

Животные;

бактерии.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 22 вопрос

40

1

Грибы.

Составление памятки «Ядовитые грибы»

Учебник с. 23 - 29

Тетрадь печатная

с. 7 - 8

Комбинированный

Дидактическая игра: «Кто больше». Учебный диалог: работа с текстом и иллюстративным материалом учебника. Рисование схемы «Строение

гриба». Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Дать понятия частей гриба.

Знать ответы на следующие вопросы: «Что такое грибы? Какие бывают грибы? Все ли грибы съедобны для человека?

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 28 задание

41

Какие животные живут на Земле.

Учебник с. 30 - 31

Тетрадь печатная

с. 9 - 13

Комбинированный

Познакомить с разнообразными видами животного мира.

Введение понятий:

дикие животные;

звери;

травоядные;

млекопитающие.

Знать царства живой природы, называть отдельных представителей.

Регулятивные :коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам.

Рассказ о любом животном по плану

42

1

Разнообразие растений.

Учебник с. 32 - 34

Тетрадь печатная

с. 13 - 17

Комбинированный

Познакомить с разнообразными видами растений на Земле.

Дать понятия:

Кустарник;

Дерево;

Трава;

типы листьев, цветки и плоды;

гербарий.

Знать разновидности растительного мира, называть отдельные виды, уметь составлять гербарий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Рассказ о растении который тебе нравится

43

1

Условия роста и развития растений.

Проведение опыта «Как развивается фасоль»

Учебник с. 35 - 36

Урок- практикум

Беседа «Условия роста растений». Работа с иллюстративным материалом учебника

Все понятия темы.

Знать, при каких условиях растение развивается благоприятно.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С. 36 задание

44

1

Природные сообщества. Среда обитания - что это такое?

Учебник с. 38 - 39

Урок вхождения в новую тему.

Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде).» Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Ввести понятия:

среда обитания;

природная среда;

природное сообщество

пищевая цепь.

Знать, что природное сообщество - это живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Составить пищевую цепь любого животного

45

1

Лес и его обитатели.

Учебник с. 40 - 44

Тетрадь печатная

с. 18

Комбинированный

Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Дать понятия:

ярус;

хвойные деревья;

лиственные деревья;

травы;

кустарнички.

Иметь представление о том, что лес - многоэтажный дом. Уметь отличать внешний вид и особенности деревьев, кустарников, трав.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Опиши картину на выбор «Золотая осень», Берёзовая роща», «Сосны освещенные солнцем»

46

1

Деревья в лесу.

Учебник с. 45 - 51

Тетрадь печатная

с. 18 - 20

Комбинированный

Обсуждение проблемы «Что даёт человеку лес?». Беседа с использованием иллюстративного материала «Обитатели леса». Описание травянистых растений.

Закрепить понятия, связанные с ярусностью леса.

Знать яруса леса, правила поведения в лесу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Описание травянистых растений

47

1

Кустарники леса.

Составление рассказа - описания кустарника (по выбору учащегося).

Учебник с. 52 - 56

Урок- проект

Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи, жасмина). Проектная деятельность. Работа с текстами и иллюстрациями учебника.

Все ранее изученные понятия.

Иметь представление о том, что кустарники - это обычно второй ярус леса. Они отличаются от деревьев и трав.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Расскажи и зарисуй один из видов кустарника

48

1

Травянистые растения леса.

Учебник с. 56 - 59

Тетрадь печатная

с. 20

Урок- проект

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника.

Повторить понятие:

нижний ярус леса.

Знать о том, что травянистые растения располагаются на нижнем ярусе леса. Они отличаются от деревьев и кустарников: имеют мягкий низкий стебель, мелкие листья и цветки. Их жизнь тесно связана с растениями других «этажей» леса.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Почему так названы?

49

1

Лесная аптека.

Учебник с. 60 - 61

Урок - диалог

Учебный диалог: «Лесная

аптека» (работа с таблицей).

Дать понятие: лекарственные растения.

Знать названия лекарственных растений и их применение.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Расскажи о лекарственных растениях

50

1

Животные леса.

Учебник с. 62 - 66

Тетрадь печатная

с. 20 - 22

Комбинированный

Речевая разминка «Встретились в лесу…». Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника. Беседа о кроте. Чтение и обсуждение текста об ужах. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Дать понятия: грызуны;

звери.

Называть обитателей леса, знать цепь питания каждого животного.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Эстетические потребности, ценности и чувства.

Рассказ о животном по плану

51

1

Птицы - лесные жители.

Учебник с. 67 - 73

Тетрадь печатная

с. 22 - 23

Комбинированный

Беседа о лесных птицах. Слушание голосов птиц (звукозапись). Игра «Заселим лес птицами».

Дать понятия: птицы;

название птиц.

Называть птиц, выделять главные особенности, знать роль птиц в природе.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

С.73 задание. Расскажи о птице по плану

52

1

Пресмыкающиеся леса.

Учебник с. 74 - 76

Комбинированный

Рассказ учителя «Ужиное семейство». Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча»

Дать понятие:

пресмыкающиеся.

Особенности внешнего вида и повадок змей. Правила поведения при встрече со змеей.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.

Регулятивные: адекватное восприятие.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Пересказ

53

1

Насекомые леса.

Учебник с. 77 - 79

Тетрадь печатная

с. 24

Урок- диалог

Познакомить с видами насекомых, рассказать о среде их обитания и приспособления.

Дать понятие: насекомые.

Называть, выделять особенности, знать значение.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.80 задание

54

1

Правила поведения в лесу.

Письменный опрос по темам раздела.

Учебник с.79 - 80

Тетрадь печатная

с. 26

Урок - практикум

Составление коллективной

памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

Повторить все ранее изученные понятия.

Знать правила поведения в лесу.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Рисунки «Правила поведения в лесу»

55

1

Что мы знаем о воде.

Учебник с. 81 - 83

Тетрадь печатная

с. 28 - 29

Урок вхождения в новую тему.

Опыты с водой. Определение свойств воды. Анализ схемы - рисунка в учебнике. Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Дать понятия: водоём;

свойства воды.

Знать свойство воды, приводить различные примеры.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

56

1

Круговорот воды в

природе.

Учебник с. 83 - 85

Тетрадь печатная

с. 29 -30

Урок- исследование

Учебный диалог: «Поговорим о воде». Построение рисунка-схемы «Вода и ее состояния». Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки».

Дать понятие:

круговорот воды в природе.

Знать о том, что вода в природе совершает круговорот.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Рассказ о круговороте воды

57

1

Какие бывают водоёмы? Болото и река - пресные водоёмы.

Учебник с. 86 - 89

Тетрадь печатная

с. 30 - 36

Комбинированный

Учебный диалог «Какие бывают водоёмы?», отличительные особенности пресных водоёмов - болота и реки.

Дать понятия:

водоём

пресный водоём;

болото;

река.

Знать классификацию водоёмов, отличительные признаки пресных водоёмов - реки и болота.

Познавательные: самостоятельно выделять, ориентироваться в пространстве, обработка информации, установление аналогий.

Регулятивные: адекватное использование речи, коррекция.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Пересказ

58

1

Обитатели пресных водоёмов. Рыбы, насекомые.

Учебник с. 90 - 101

Тетрадь печатная

с. 30 - 36

Комбинированный

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба - живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: водоплавающие; рыбы.

Называть жителей водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Пересказ на выбор с.91-95

59

1

Обитатели пресных водоёмов. Водоплавающие жители. Растения пресных водоёмов.

Учебник с. 90 - 104

Тетрадь печатная

с. 30 - 36

Комбинированный

Наблюдение за рыбами в аквариуме. Составление коллективного рассказа «Рыба - живое существо». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: водоплавающие; рыбы.

Называть жителей пресных водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Пересказ на выбор с.95-104

60

1

Обитатели солёных водоёмов.

Учебник с. 105 - 108

Тетрадь печатная

с. 30 - 36

Комбинированный

Классификация морских животных по признаку - рыбы или млекопитающие.

Дать понятия о морских животных.

Называть жителей морских водоёмов, знать их роль в экологической цепи.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Пересказ с. 105-108

61

1

Луг и его обитатели. Растения луга.

Учебник с. 109 - 115

Тетрадь печатная

с. 37 - 38

Комбинированный

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ - этюд) «Растения луга».

Ввести понятие: луг и его обитатели.

Знать названия растений луга.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные:

вносить дополнения.

Коммуникативные:

аргументировать и координировать свою позицию.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Пересказ с.109-115 на выбор

62

1

Луг и его обитатели. Животные луга.

Учебник с. 116 - 124

Тетрадь печатная

с. 37 - 38

Урок- проект

Обсуждение текста учебника, работа с рубрикой «Картинная галерея». Речевая разминка: «Сочинялки» (рассказ - этюд) «Животные луга».

Ввести понятие: луг и его обитатели.

Знать названия животных луга.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Целостный ,социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.

Творческий проект «Пчелы»

63

1

Поле и его обитатели. Растения поля.

Учебник с. 125 - 133

Тетрадь печатная

с. 38 - 41

Комбинированный

Беседа с использованием иллюстративного материала. Работа с рисунком - схемой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятие: поле.

Знать название растений поля.

Регулятивные :

коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Подготовить рассказ о любой масленичной или овощной культуре

64

1

Животные поля.

Учебник с. 134 - 136

Тетрадь печатная

с. 38 - 41

Комбинированный

Работа в парах: составление рассказов о животных поля. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

Отработать раннее изученные понятия «типы и виды животных».

Называть животных поля, знать особенности обитания.

Регулятивные :коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.136 задание

65

1

Сад и его обитатели.

Учебник с. 137 - 142

Тетрадь печатная

с. 42 - 43

Комбинированный

Беседа о плодовых растениях. Дидактическая игра «Какого дерева плод?». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дать понятия: сад; Плодовые; культуры.

Знать названия деревьев и их плодов, способы высадки.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Сочини рассказ о том, какой бывает яблоня в разные времена года

66

1

Природа и человек. Человек - часть природы.

Учебник с. 144 - 146

Тетрадь печатная

с. 44 - 45

Урок-диалог

Беседа «Человек - часть природы». Анализ стихотворения «Про всех на свете». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котёнка!».

Отработать раннее изученные понятия.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Познавательные: контролировать и оценивать результат действия, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

Регулятивные: вносить дополнения.

Коммуникативные: аргументировать и координировать свою позицию.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

С.144-146

67

1

Будем беречь нашу Землю. «Красная книга».

Учебник с. 146 - 152

Тетрадь печатная

с. 44 - 45

Комбинированный

Беседа «Как человек помогает природе?». Работа в парах «Что такое Красная книга?». Рассматривание иллюстраций. Создание плаката «Будем беречь природу».

Дать понятие: Красная книга.

Владеть простейшими знаниями экологической культуры.

Регулятивные : коррекция, прогнозирование.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Экологическая культура, социальная компетентность, эстетические потребности, ценности и чувства.

Рисунки «Береги Планету!»

68

1

Животные - друзья человека.

Письменный опрос по темам раздела.

Учебник с. 153 - 155

Обобщающий

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Обобщить и проконтролировать знания учащихся .

Уметь работать самостоятельно и оценивать свои знания.

Познавательные: построение рассуждения, обобщение.

Коммуникативные задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Задание на лето















5. Учебно-методические средства обучения Учебник: Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочие тетради: Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. Методическое пособие: Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012. Дидактические материалы:

  • иллюстрации;

  • плакаты;

  • набор картинок;

  • схемы;

  • дидактические игры;

  • видеофильмы;

  • тесты.

Оборудование:

  • Учебные столы.

  • Магнитная доска.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

  • Экран.


6. Планируемые результаты изучения учебного предмета

К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

  • различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.

К концу 2 класса учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе - описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).


7. Приложения к рабочей программе

7.1 Формы и средства контроля

Особенности контроля и оценки учебных достижений по окружающему миру

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ - рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и прочее. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общепринятым требованиям.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Класс

I

II

III

IY

Всего

Контрольная работа

1

1

1

1

4

7.2 Использование ИКТ в образовательном процессе


№ п/п Тема урока Количество часов

1 Наши помощники - органы чувств

1

2 О витаминах

1

3 Как Русь начиналась

1

4 Как Москва строилась

1

5 Царства природы. Бактерии.

1

6 Твое первое знакомство со звездами

1

7 Путешествие капельки

1

8 Растения и животные луга

1

9

Растения и животные поля

1

7.3. Использование метода проектов в образовательном процессе № п/п Тема проекта Количество часов 1 Поговорим о здоровье 1 2 Семья - коллектив близких людей 1





© 2010-2022