- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование на современном уроке активных методов обучения с целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Использование на современном уроке активных методов обучения с целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавриненко О.Е. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
Использование на современном уроке активных методов обучения
с целью формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Лавриненко Ольга Евгеньевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
г. Северодвинска
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который целью и основным результатом образования провозглашает развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий [8]. Данный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям [1; 100]. Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса [3; 18]. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены личностные, предметные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты. В сфере познавательных УУД выпускники начальной школы научатся воспроизводить, анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций (анализ, критериальное сравнение, сопоставление, классификация), овладеют общими приемами решения задач, способами решения проблем [2; 15]. Формировать познавательные УУД на различных уроках в начальной школе помогает применение активных методов обучения. Активный метод - форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока [10]. Дети не получают знания в готовом виде, а добывают в процессе собственной учебно-познавательной деятельности [9]. Приведенные ниже методы использую, обучая детей по программе Н.Б. Шумаковой «Одаренный ребенок», а также на различных уроках гуманитарного цикла. Метод «Подведение под понятие» дает глубокое и полное представление об изучаемом предмете или явлении. Проводится в три этапа. 1 этап. Введение учителем характеристик понятия. (По ним дети могут догадаться, о каком понятии идет речь). 2 этап. Введение учителем дополнительных характеристик к понятию. (Дети определяют, относятся ли характеристики к данному понятию). 3 этап. Приведение детьми своих характеристик, которые еще не прозвучали на уроке. (Ученики делают обобщение о данном понятии). Порядок второго и третьего этапов может варьироваться. Эти этапы могут использоваться частично в зависимости от сложности темы, от цели урока. Метод подведения под понятие применяется во время изучения нового материала, закрепления изученного, на обобщающих уроках. Например, на уроке русского языка по теме «Имя существительное»:
- - Какое понятие я загадала?
- - Дополните, что еще не сказали о существительном, приведите примеры.
Пути решения проблемы Безопасность для природы Доступность для всех людей Удобство для людей…
1. Выпускать обувь со специальной подошвой (шины со специальным покрытием).
2. … … …
Вывод:
Метод мозгового штурма основан на принципе отсроченной оценки и критики. Это создает обстановку открытости различным взглядам и мнениям. Ученики могут высказывать любые варианты решения проблемы. Одна идея может подтолкнуть к рождению другой. Метод проводится в три этапа [5; 93]. 1 этап. Постановка проблемы. (Проблема должна быть четко сформулирована). 2 этап. Генерация идей. (Главное - количество идей. Приветствуются необычные и даже абсурдные идеи). 3 этап. Группировка, отбор и оценка идей. (Позволяет выделить наиболее ценные идеи, дать окончательный результат мозгового штурма). Для мозгового штурма можно предложить следующие вопросы, помогающие сформулировать проблему. На уроке литературного чтения, к рассказу А.И. Куприна «Слон»: прав ли был отец, исполнив просьбу дочери привести живого слона в дом? На уроке окружающего мира: нужно ли было Ивану Калите делать дорогие подношения Орде? Обсуждение проблемных вопросов методом мозгового штурма является подготовкой к проведению метода классического диалога. Данный метод позволяет участвовать в дискуссии всем желающим. Этапы проведения диалога:
- Ведущий предлагает проблему. Например, введение шестидневной учебной недели в школе.
- Главное действующее лицо объясняет, отстаивает свои действия (рассказывает, почему в нашей стране дети учатся шесть дней в неделю, доказывает необходимость этого).
- Противник (оппонент) доказывает неправоту, обвиняет.
- Защитник ищет дополнительное обоснование, защищает главное действующее лицо.
- Посредник примиряет разные точки зрения, может привести дополнительные факты в защиту главного действующего лица.
- Остальные - судьи. Следят за правильностью ведения диалога: оценивают, достаточно ли было фактов, умело ли группа вела диалог, умела ли слушать, были ли повторы, соблюдалась ли очередность.
Список литературы
- Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов, / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. Под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
- Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова и др., под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.
- Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М.: Знание, 1990.
- Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. - М.: МИОО, 2005.
- moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/
- dokme.ru/dok/81211/sistemno-deyatel.podhod
- ru.wikipedia.org