Статья. Проблемы современного урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы современного урока в начальной школе.

Проблема урока - это его содержание, построение, организация и методика работы не случайно взволновала меня. Интерес к современному уроку определяется, прежде всего, тем, что именно в росте эффективности каждого урока справедливо видится залог успеха улучшения качества обучения и воспитания в целом. Действительно, как отмечал в одной из своих статей А. С. Пчелко: «… урок - это часть того большого и целого, что является процессом обучения и воспитания. В ней, в этой части, как в фокусе сосредотачиваются и отражаются основные линии педагогического процесса».

Для того чтобы совершенствовать свое методическое мастерство, целенаправленно работать над ростом качества своих уроков, важно научиться анализировать каждый проведенный урок, делать выводы о том, что удалось и что не удалось выполнить из задуманного, какие недочеты в подготовленном плане обнаружились при его реализации в классе. При рассмотрении своих удач и неудач, при вскрытии их причин я, как учитель, накапливаю опыт, учет которого обязательно сказывается в дальнейшей работе.

Урок лишь звено в единой цепи учебного процесса. Из урока в урок мне приходится решать общие образовательные и воспитательные задачи, которые стоят перед начальным курсом. Любой урок должен нести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся и, в частности, в развитие их познавательных способностей. Ежедневно необходимо учить детей наблюдать и сравнивать факты, высказывать на этой основе те или иные предположения, делать выводы, проверять их, обосновывать свои идеи, действия. Постоянно приходится помнить и о задаче воспитания у детей самостоятельности и активности, формировать стремления и привычки к трудовому усилию, развивать настойчивость в преодолении трудностей и других важнейших черт личности. Но нельзя забывать, что урок должен быть и очередным шагом вперед в овладении учащимися новыми знаниями, умениями и навыками.

Естественно, что весь комплекс общих образовательных и воспитательных задач не может быть отражен в формулировке целей каждого конкретного урока, хотя они в той или иной мере и решаются на нем. При подготовке к уроку, я считаю, важно выделить его конкретные задачи. Однако при анализе нельзя упускать из виду и то, что дал (или чего не дал, а мог дать) данный урок для достижения общих целей обучения и воспитания учащихся.

Следующим шагом, который должен быть сделан при подготовке к уроку, после определения конкретных его задач, - отбор соответствующего поставленным целям содержания (упражнений, вопросов, заданий), и определение последовательности их использования на уроке.

Эту задачу мне приходится решать с учетом того материала, который рекомендован для данного урока в учебнике. И здесь представляются довольно большие возможности в выборе вопросов, заданий, которые могут быть использованы в дополнении к намеченным в учебнике. Как всякий учитель, я самостоятельно решаю вопрос о том, все ли из предлагаемых в учебнике упражнений будут использованы, а также могу заменить данное упражнение в учебнике другим, которое считаю более отвечающим поставленным задачам. Именно по этому при анализе урока важно сопоставить определенное учителем содержание урока с тем, которое заложено в учебнике, выявить рациональность или нерациональность принятого решения.

Важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы и формы организации работы, используемые на уроке. Они помогают в решении поставленных задач. Так же, важно хорошее владение учителем разнообразными методическими приемами работы, умение организовать работу детей по-разному. Богатство методических приемов и форм организации занятий на уроке, несомненно, является одним из свидетельств высокой квалификации учителя.

В ходе урока я стараюсь так организовать общую (свою и ребят) деятельность, чтобы в результате ученик мог присвоить себе некую ценность знания, способ нахождения решения, достижения желаемого результата. В идеале при планировании урока стремлюсь создать ситуацию, а в последствии и организовать ее возникновение так, чтобы в результате совместной с учителем, другими учениками деятельности ребенок сделал открытие ценой собственных усилий - интеллектуальных, духовных, нравственных.

Современный урок - это урок с гибкой структурой, позволяющей педагогу реализовать ситуацию, возникшую, на предыдущих уроках, и даже менять в допустимых пределах план урока в соответствии с обстоятельствами. Работа над данными проблемами и систематическое повышение квалификации позволяет мне повысить качество проведения уроков.





© 2010-2022